Елена Луковенко
Использование игровых приемов на логопедических занятиях как средство развития детей с нарушением речи.
▼ Скачать + Заказать документы
Занятия с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания. Занимательность условного мира игры делает положительной, эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации. А эмоциональность игрового действия активизирует познавательную и речевую деятельность. Применение игр на логопедических занятиях повышает эмоциональную и активизирует мыслительную деятельность ребенка, пробуждает и развивает интерес к языковым явлениям.
Публикация «Использование игровых приемов на логопедических занятиях как средство развития детей с нарушением речи,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
Тема: «Тайна наших имён»»
Направление деятельности: коммуникативная
Доминирующая образовательная область: речевое развитие
Форма: групповая работа в форме игры.
Возрастная группа: подготовительная группа.
Цель – создание условий для обогащения, активизации и расширения словарного запаса детей по теме : «Имя». Знакомство с происхождением имен.
Задачи: продолжать совершенствование грамматического строя речи; закреплять навыки звукового анализа на материале слов со звуком [ч]; продолжать развитие связной речи (активизация диалогической речи); продолжать совершенствование общей и мелкой моторики: координация речи с движением; стимулировать речевую активность, воспитывать языковое чутье, обогащать эмоциональную сферу; развивать коммуникативные качества, воспитывать доброе отношение к себе и окружающим, к своему имени.
Оборудование: коробка и коробочка, крупные цветы из картона, мяч, «карточка-помогалочка», аудиозаписи-звуки, мультипликационный фильм «Три богатыря», предметные картинки, классическая музыка, фотографии детей, большой лист – «полянка».
Ход занятия:
Организационный момент.
Пальчиковая гимнастика «Наша группа».
В нашей группе все друзья (Дети сжимают пальцы в кулачки)
Самый младший – это я. (Разжимают кулачки, начиная с мизинца)
Это Женя, это Саша, (Действуют одновременно обеими руками)
Это Лиза, это Даша.
Основная часть:
Логопед : На Земле живет очень много людей – миллиарды. Все люди похожи, но каждый человек неповторим. Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга? (Ответы детей).
- Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос, глаз, полом, формой носа и рта, характером, походкой… А еще у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Чтобы узнать, о чем я говорю, отгадайте загадку:
И у мамы есть, И у папы есть,
И у дочки есть, И у внучки есть,
Чтобы его узнать, Надо вслух назвать. (Имя)
- Ребята, посмотрите, какая у меня красивая коробка. Я свое имя «положу» в эту коробку. Положите и вы свои имена в неё.
(Дети по очереди называют свои имена и «складывают» в коробку.)
- Да, у каждого человека есть имя, которое ему дают при рождении, оно живет с ним всю жизнь, растет вместе с малышом и играет огромную роль в его жизни.
- Ой, что это? Подул ветер, и все наши имена разлетелись…Что же делать? Мы все будем без имен? Дети, надо собрать имена, но коробочка вдруг стала маленькой, и ваши имена тоже уменьшились, поймайте и назовите имя ласково. Я поймала имя Алешечка. Возьми своё имя, Алешечка. А ты чьё имя поймал?
(Так «ловят» и возвращаются все имена детей)
-Дети, вам было приятно, когда ваш товарищ называл ваше имя? Каким голосом называли вы друг друга, с какой интонацией? Какой звук помог вам ласково произнести имена: Ванечка, Олечка и т. д.? (Ответы детей)
-Каждому человеку дорого свое имя, и чтобы ваше имя уважали и любили другие, надо самому быть хорошим, т. е. уважать других людей. Давайте вспомним, о чем нам может рассказать имя человека? Что мы можем узнать о человеке, даже не видя его, а только зная его имя? (Ответы детей)
-По имени, как правило, определяется его пол – мальчик это или девочка, мужчина или женщина. Ребята, приведите примеры мужских и женских имен. (Дети становятся парами и называют имена).
- Ребята, вам нравятся ваши имена? Хотел бы кто-то из вас, чтобы его звали по-другому? Как? Почему? (Ответы детей)
-Но бывают одинаковые женские и мужские имена, например: Валентин-Валентина. У них только разные окончания. (Дети называют свои примеры)
-Имена бывают современные и старинные. Мы с вами много читали стихов, сказок, поговорок и рассказов, в которых встречаются разные имена. Предлагаю внимательно посмотреть отрывок из мультипликационного фильма «Три богатыря» и назвать современные имена и мена, которыми уже довольно редко называют детей или вовсе такие имена не используют.
(Просмотр мультипликационного фильма, ответы детей)
Динамическая пауза
Никиты, Маши, Яны – руки вверх подняли. Алёны, Вани – завизжали.
Коли и Алёши похлопали в ладоши. Никиты, Андреи вниз посмотрели.
Сережи, Маши, Тани быстро встали. Златы и Алёны глазками нашли цветок зеленый. Карины, Ростиславы, Семены и Кириллы вверх подпрыгнули игриво. Про кого я не сказала и сегодня промолчала?
А теперь как единая семья давайте дружно крикнем «Я».
- Все имена что-то означают, например, Людмила – милая людям. Саша (Александр) – мужественный, защитник. Никита – храбрый, победитель. (Дается значение имен детей, которые присутствуют на занятии).
-Вот как много может рассказать о человеке имя. В нашей стране, помимо собственного имени, есть еще фамилия и отчество. Слово «отчество» произошло от слова «отечество», а «отечество» - от слова «отец», то есть отчество - как бы второе имя по отцу.
Игра с мячом «Назови отчество сына». Логопед : У Ивана сын-Иванович, У Петра -, у Ильи -, у Андрея -, у Николая -…. ,у Сергея -…. .
-На какой звук оканчиваются все отчества сыновей? (Ответ детей)
-Давайте поиграем с этим звуком, ведь он очень красиво звучит, произнесем его вместе: ч-ч-ч… Послушайте, на что похоже звучание звука[ч].(Звучит стрекот кузнечика «ч-ч-ч, человек чихает «апч-ч-чхи»,чибис поёт «чьи вы?чьи вы?»)
-А теперь пусть звук [ч] сам расскажет о себе. Вы буде задавать вопросы, а звук [ч]отвечать. Вам поможет «карточка-помогалочка».
(Дети задают вопросы по таблице)
Ты согласный или гласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий? Есть ли у тебя твердый братец? Долгий или короткий? Как стоит язычок, когда произносят звук [ч]?
-А теперь скажите ваше отчество по образцу: Я сын Владимира, значит я Владимирович, я дочь Александра, значит я Александровна…
- Ребята, на свете очень много разных имен, но встречаются люди, у которых имена одинаковые. Вот и в вашей группе есть дети с одинаковыми именами. Вспомним их и перечислим. (Ответы детей). Люди с одинаковыми именами называются «тезками».
«Поляна имен» (коллективная работа)
Для каждого ребенка заготовлен бумажный цветок с несколькими лепестками. Он выбирает тот, который ему понравится. В центре (сердцевине цветка) ребенок приклеивает свою фотографию (или пишет свое имя). С помощью логопеда на лепестках записываются ласкательные имена, которыми называют ребенка в семье, среди друзей, в детском саду, на улице (или вместо подписей ребенок выбирает соответствующую картинку, например «солнышко», «котенок». Затем все цветы наклеивают на один большой лист – «полянку». Во время работы звучит музыка.
Итог: Выросли в цветочках ваши имена, значит добрые, хорошие были семена. Пусть принесут они вам удачу и успех, а я вас буду помнить долго-долго всех.
Литература:
1. Безрукова О. А. Слова родного языка. Издательство: Русская Речь, 2008 г.
Лингвистический материал книги «Слова родного языка»
2. Провоторова О. А. «Воспитание основ речевого этикета у дошкольников» Научно-методический журнал «Логопед»,2008, №7, ООО «ТЦ СФЕРА 3. Скворцова И. В. Библиотека: Логопедические игры. Для детей 4-6 лет. - СПб. : Издательский Дом "Нева"; М. : "ОЛМА-ПРЕСС Образование", 2003.