Ольга Тюкова
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
"Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти
словам-он будет долго и напрасно мучиться, но
свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их
усвоит на лету. "
К. Д. Ушинский
«Использование здоровьесберегающих технологий
на логопедических занятиях»
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
В наше время актуальным становится вопрос о внедрении в практику работы ДОУ и МБОУ здоровьесберегающих технологий, т. е. такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходит без ущерба их здоровью, а наоборот способствует его укреплению.
Здоровьесберегающие технологии – это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить (до)школьнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуру здоровья.
Для достижения этих целей в своей работе мы учителя-логопеды ставим следующие задачи:
обучить детей методам и приёмам сохранения здоровья и восстановления сил:
обучить ориентировке в пространстве, в собственном теле;
обучить снятию напряжения, развитию переключаемости;
обучить правильному дыханию, длительному плавному выдоху;
обучить приёмам самомассажа кистей и пальцев рук;
обучить умению слушать и слышать звуки природы, релакс-музыку с целью расслабления, создания благоприятного эмоционального фона.
Не для кого не секрет, что у детей существуют пробл емы в речевом развитии, а именно:
Скудный словарный запас;
Неумение согласовывать слова в предложении;
Нарушение звукопроизношения;
У большинства детей нарушено внимание;
Несовершенно логическое мышление;
Дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты;
Не владеют приемами и методами запоминания
Заучивание стихов вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
На этапе автоматизации звуков в стихотворных текстах у детей снижается самоконтроль за речью
Неумение утверждать свои обоснования и делать логические выводы, а так же отсутствие навыков культуры речи.
Логопеды на своих занятиях используют различные виды здоровьесберегающих технологий:
• дыхательная гимнастика;
• упражнения, направленные на профилактику нарушений зрения;
• развитие мелкой моторики;
• артикуляционная гимнастика;
• логоритмические занятия;
• массаж и самомассаж;
• пальчиковая гимнастика
• рассказывание стихов с движениями и т. д.
Для меня встал вопрос. Как же помочь детям в существующей проблеме речевого развития?
В поисках механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию, я остановилась на здоровьесберегающих технологиях и методах работы в этом направлении, так как это является эффективным средством коррекции. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.
Применение здоровьесберегающих технологий особенно необходимо для детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках.
Я хочу остановиться подробнее на используемом мной приеме- Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Так основной вид деятельности ребенка – это игра, то и все мои занятия строятся в игровой форме. Каждое мое занятие включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни, стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, способствующие чувству ритма. Эти движения учат координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей. Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. При составлении конспектов занятий наряду с авторскими, я использую песенки народов мира, стихи и загадки русских и современных поэтов.
Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, я решила попробовать на своих занятиях использовать один из видов мнемотехники, облегчающих процесс запоминания информации.
Подробнее хочу остановиться на, активно используемой мной на логопедических занятиях технике: рассказывание и заучивание стихов с движениями по определенной лексической теме, выполнении пальчиковых гимнастик. Стихи провожу как этап занятия- физкультминутка.
Суть этой динамической паузы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание показывается картинка (изображение) и обязательно придумывается движение по тексту. Глядя напростые движения учителя, запоминая их, ребенок легко воспроизводит текст, стихотворение, скороговорку, загадку.
Данный метод мнемотехника помогает в развитии:
• связанной речи
• ассоциативного мышления
• зрительной и слуховой памяти
• зрительного и слухового внимания
• воображения
• ориентировке в пространстве и собственном теле
• общих и мелких движений, развитии координации
• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков на этапе работы со стихотворениями, загадками, скороговорками
• расширение у детей словаря
• совершенствованию психофизических функций
• развитию эмоциональности
• навыков общения
• снятие неуверенности, зажатости у ребенка, которые часто связаны с речевыми дефектами или личностными комплексами
Использование на своих логопедических занятиях мелких кукол, картинок, игрушек, деревянных фигурок, специального пальчикового театр, бельевых прищепок, вызывает положительные эмоции, снимает нервное напряжение, побуждает говорить правильно.
Пример стихотворения КОШКА
В своей практике я заметила, что просто заучивать стихи сложно, неинтересно. А работать так со стихами, используя движения по тексту очень удобно и даже весело. Дети с удовольствием запоминают текст. Этап автоматизации звуков происходит намного интереснее и результативность коррекционной работы возрастает.
Элементы мнемотехники (стихи с движениями) помогают научить детей запоминать строчки стихов, песенок, потешек в определенной последовательности.
Таким образом, с помощью мнемотехники мне на своих занятиях удается достичь таких результатов:
• у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
• появляется желание придумывать свои движения;
• появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
• словарный запас выходит на более высокий уровень;
• автоматизируются звуки в речи.