Цапарина Инесса Викторовна
Использование игровых приемов и игровых пособий при обучении математике детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Круглый стол для родителей:
"Использование игровых приемов и игровых пособий
при обучении детей младшего дошкольного возраста элементарным математическим способностям".
Подготовила :Цапарина И. В.
Прежде чем начать играть, общаться и заниматься с детьми, вспомним основное содержание программы по формированию элементарного математического представления у младших дошкольников.
Публикация «Использование игровых приемов и игровых пособий при обучении математике детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
Дети осваивают разнообразные познавательные умения и выделяют те качества, которые свойственны предметам. Это размер: большой -маленький, высокий -низкий, широкий -узкий, длинный- короткий, толстый- тонкий.
Это форма предметов и геометрических фигур -круглый, квадратный, круг, квадрат, треугольник, кубик, шар.
Зная, что успех зависит во многом от желания ребенка учиться, познавать -первую цель я поставила -это привить интерес к играм-занятиям, опираясь на занимательность и в тоже время игровой, содержательный материал. Через игры ребенок незаметно для себя решают разного рода логические задачи, охотно преодолевает и значительные трудности при овладении знаниями; активизируется их умственная деятельность, концентрируется внимание, радость от игровой деятельности постепенно перейдет в радость умения.
Вторая задача- развивать мышление ребенка, т. е. умственные способности, которые необходимы для обучения в школе :
-память, внимание
-образное мышление
-логическое мышление (умение сравнивать, доказывать, анализировать, обобщать)-творческие способности, фантазию, воображение
-конструктивное мышление.
Третья задача- исходя из того, что успешное обучение ребенка зависит от уровня его речевого развития следует, что главной задачей является развитие речи, умение связано высказываться, обосновывать свои суждения.
Реализация содержания программы зависит от особенностей и характера созданной в группе развивающей среды, в которой находиться ребенок, от организации педагогом процесса познания элементарных математических представлений.
В трехлетнем возрасте дети способны усвоить названия форм предметов: круг, овал, прямоугольник, треугольник. Особенно важно, чтобы геометрическая фигура выступала для ребенка как образец (эталон, при сравнении с котором можно определить форму предмета. Но запоминание не должно быть механическим, нельзя ограничиваться простым показом и называнием форм. Лучше поиграть с ребенком, используя различные находящиеся "под рукой" предметы- блюдце, пуговицу, мяч (круглые, флажок, морковь (треугольные) и т. д. Все эти или другие аналогичные по форме предметы надо дать рассмотреть ребенку. Потом взять вырезанные из цветной бумаги образцы и предложить их ребенку последовательно, по одному: показать круг, назвать его. Потом пусть ребенок сам назовет его и выберет (сначала с помощью,а потом сам) из лежащих рядом с ним предметов круглые и положит их рядом с образцом. То -же самое повторите с квадратом, а затем с овалом. Для одного занятия достаточно что- бы ребенок подбирал предметы не более чем к трем формам можно усложнить когда ребенок достигнет четырех лет, увеличив количество форм и предметов Это же задание оказывается сложнее если вместо реальных предметов разной формы предложить детям картинки с изображением предметов разной формы, А в качестве образцов оставлять те- же геометрические фигуры.
Неизменным успехом пользуется у детей от трех до пяти лет дидактическая игра "Волшебный мешочек". Смысл состоит в том, что дети на ощупь отгадывают фигуры разной геометрической формы. Можно обратить внимание ребенка на окружающие его предметы с тем, что -бы он научился выделять основную форму больших предметов например: стола (круглый, стульев (квадратный) и т. д.
Обычно трехлетним детям известны слова "большой", "маленький"и из двух предметов он может выбирать большой или маленький. Труднее всего выбрать "самый большой" и "самый маленький" из трех и более предметов. Например, вы купили ребенку яблоки: попросите его из трех яблок разного размера выбрать "самое большое", и "самое маленькое". Детям трехлетнего возраста не нужно предлагать более пяти предметов. Родителям нужно иметь в виду, что маленьким детям труднее установить одинаковость величин.
Когда ребенок собирает складную матрешку, пирамидку нужно ему сказать, что -бы он начал свои действия всегда с выбора самого большого элемента, потом еще раз с самого большого из оставшегося и далее.
Ребенку дают карточку с наклеенными на нее разными кружками "от пяти до десяти" и просят положить столько- же (не считая) синих кружков. Надо следить, что -бы он точно накладывал синие кружки на красные, или клал рядом, соблюдая интервалы. Проделав эту операцию, ребенок должен подытожить ее результат словами : синих и красных кружков поровну, синих столько же как и красных. Для того -чтобы ребенок определял не только равенство числа и предмета, но и неравенство. Например :взрослый сажает две куклы и дает предмет посуду на один меньше или больше чем число кукол.
После того, как ребенок научиться сравнивать конкретные предметы с ним можно провести игру"Наоборот". Игра словесная используются слова, обозначающие величину предмета (большой -маленький, высокий- низкий, толстый- тонкий). Педагог говорит : Дети, сейчас мы будим играть. Если я скажу "толстый", какое слово будет наоборот?
Ребенок должен сказать "тонкий". Так выясняются ответы на остальные слова.