Галина Грибакина
Использование скороговорок и чистоговорок на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что дети-дошкольники, имеющие речевые расстройства отличаются, как правило, неусидчивостью, быстрой утомляемостью и истощаемостью, снижением интереса. Им присущи плохое усвоение учебного материала и, как следствие, необходимость постоянного стимулирования своей активности.
Для преодоления имеющихся проблем целесообразно использование в логопедической работе малых фольклорных форм. С помощью малых форм фольклора взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.
Публикация «Использование скороговорок и чистоговорок на логопедических занятиях» размещена в разделах
Фольклор - народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы. В переводе с английского языка- «народная мудрость, народное знание».
Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. К многообразию малых жанров фольклора относятся скороговорки и чистоговорки. Это удивительный жанр фольклора, созданный народной мудростью специально для тренировки органов речи, способных воспроизводить все звуки родного языка. Среди огромного разнообразия речевого материала, пожалуй, только скороговорки и чистоговорки могут быть использованы и направлены непосредственно на воспитание звуковой стороны речи, а также для отработки дикции, силы голоса, темпа речи.
Скороговорки— это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков.
Диапазон скороговорок необычайно широк. Они бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, «построенные» на одном звуке и их сочетаниях.
А. М. Бородич рекомендует заучивать одну – две скороговорки в месяц – это восемь – пятнадцать на учебный год.
Новая скороговорка произносится логопедом в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читается несколько раз, негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями, прежде поставив перед детьми учебную задачу: послушать внимательно, как произносится скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить ее очень отчетливо. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают ее.
Для повторения скороговорки сначала вызываем детей с хорошей памятью и дикцией.
Отрабатывать скороговорки надо в следующем порядке:
-проговорить скороговорку медленно, шепотом, очень четко артикулируя губами;
-проговорить скороговорку шепотом, быстро, также очень четко артикулируя;
-проговорить «сквозь зубы» (губы активно артикулируют, зубы сжаты);
-проговорить скороговорку громко, медленно, очень четко артикулируя;
-проговорить громко, как можно четче и быстрее.
Каждую скороговорку проговаривайте с разными интонациями:
- с вопросительной;
- весело;
- грустно;
- «запыхавшись» («как будто бежали за автобусом»).
Проговорите скороговорку, выделяя голосом последовательно разные слова: «СЕРАЯ кошка сидит на окошке. Серая КОШКА сидит на окошке. Серая кошка СИДИТ на окошке. Серая кошка сидит на ОКОШКЕ».
Общая длительность таких упражнений – три – десять минут.
Чистоговорки— народно - поэтические шутки, заключаются в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении.
«Род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения» (В. И. Даль)
Чистоговорки используются для развития у детей навыков четкой дикции, а также при автоматизации поставленных (скоррегированных) звуков. Повторяются они в умеренном темпе с утрированной (подчеркнутой) артикуляцией.
Примеры чистоговорок : ла-ла-ла - у меня юла, оч-оч-оч - наступила ночь, жа-жа-жа – иголки у ежа и др.
Методика работы над чистоговоркой.
• Логопед проговаривает чистоговорку 1-2 раза;
• дети проговаривают хором 1-2 раза;
• логопед проговаривает снова, интонируя (Какой звук слышится чаще всего);
• детям предлагается проговаривать как логопед, выделяя голосом звук «Чистоговорки».
Виды работ с чистоговорками :
1. Повтори, не ошибись.
2. Скажи с различной интонацией.
3. Скажи тихо.
4. Скажи громко.
5. Скажи медленно.
6. Скажи быстро.
7. Выдели слово интонацией.
8. Закончи чистоговорку (добавь словечко).
9. Придумай чистоговорку по картинке.
10. Проговори чистоговорку ритмично подбрасывая и ловя мяч руками.
11. Проговори чистоговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
12. Проговори чистоговорку, прохлопывая ритм ладошками.
13. «Прошагай» чистоговорку.