Лучший педагог года

Использование скороговорок и чистоговорок на логопедических занятиях

Галина Грибакина
Использование скороговорок и чистоговорок на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

Известно, что дети-дошкольники, имеющие речевые расстройства отличаются, как правило, неусидчивостью, быстрой утомляемостью и истощаемостью, снижением интереса. Им присущи плохое усвоение учебного материала и, как следствие, необходимость постоянного стимулирования своей активности.

Для преодоления имеющихся проблем целесообразно использование в логопедической работе малых фольклорных форм. С помощью малых форм фольклора взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Публикация «Использование скороговорок и чистоговорок на логопедических занятиях» размещена в разделах

Фольклор - народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы. В переводе с английского языка- «народная мудрость, народное знание».

Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения. К многообразию малых жанров фольклора относятся скороговорки и чистоговорки. Это удивительный жанр фольклора, созданный народной мудростью специально для тренировки органов речи, способных воспроизводить все звуки родного языка. Среди огромного разнообразия речевого материала, пожалуй, только скороговорки и чистоговорки могут быть использованы и направлены непосредственно на воспитание звуковой стороны речи, а также для отработки дикции, силы голоса, темпа речи.

Скороговорки— это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков.

Диапазон скороговорок необычайно широк. Они бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, «построенные» на одном звуке и их сочетаниях.

А. М. Бородич рекомендует заучивать одну – две скороговорки в месяц – это восемь – пятнадцать на учебный год.

Новая скороговорка произносится логопедом в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читается несколько раз, негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями, прежде поставив перед детьми учебную задачу: послушать внимательно, как произносится скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить ее очень отчетливо. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают ее.

Для повторения скороговорки сначала вызываем детей с хорошей памятью и дикцией.

Отрабатывать скороговорки надо в следующем порядке:

-проговорить скороговорку медленно, шепотом, очень четко артикулируя губами;

-проговорить скороговорку шепотом, быстро, также очень четко артикулируя;

-проговорить «сквозь зубы» (губы активно артикулируют, зубы сжаты);

-проговорить скороговорку громко, медленно, очень четко артикулируя;

-проговорить громко, как можно четче и быстрее.

Каждую скороговорку проговаривайте с разными интонациями:

- с вопросительной;

- весело;

- грустно;

- «запыхавшись» («как будто бежали за автобусом»).

Проговорите скороговорку, выделяя голосом последовательно разные слова: «СЕРАЯ кошка сидит на окошке. Серая КОШКА сидит на окошке. Серая кошка СИДИТ на окошке. Серая кошка сидит на ОКОШКЕ».

Общая длительность таких упражнений – три – десять минут.

Чистоговорки— народно - поэтические шутки, заключаются в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении.

«Род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения» (В. И. Даль)

Чистоговорки используются для развития у детей навыков четкой дикции, а также при автоматизации поставленных (скоррегированных) звуков. Повторяются они в умеренном темпе с утрированной (подчеркнутой) артикуляцией.

Примеры чистоговорок : ла-ла-ла - у меня юла, оч-оч-оч - наступила ночь, жа-жа-жа – иголки у ежа и др.

Методика работы над чистоговоркой.

Логопед проговаривает чистоговорку 1-2 раза;

• дети проговаривают хором 1-2 раза;

логопед проговаривает снова, интонируя (Какой звук слышится чаще всего);

• детям предлагается проговаривать как логопед, выделяя голосом звук «Чистоговорки».

Виды работ с чистоговорками :

1. Повтори, не ошибись.

2. Скажи с различной интонацией.

3. Скажи тихо.

4. Скажи громко.

5. Скажи медленно.

6. Скажи быстро.

7. Выдели слово интонацией.

8. Закончи чистоговорку (добавь словечко).

9. Придумай чистоговорку по картинке.

10. Проговори чистоговорку ритмично подбрасывая и ловя мяч руками.

11. Проговори чистоговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.

12. Проговори чистоговорку, прохлопывая ритм ладошками.

13. «Прошагай» чистоговорку.

Публикации по теме:

Фотоотчет. Развитие мелкой моторики на логопедических занятияхФотоотчет. Развитие мелкой моторики на логопедических занятиях Учителем-логопедом работаю уже много лет, и я абсолютно уверенна в том, что очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются.

Использование дидактических игр на логопедических занятиях Использование дидактических игр на логопедических занятиях Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение.

Использование инновационных технологий на логопедических занятиях в ДОУ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ. Цыбульская Марина Владимировна, учитель – логопед высшей категории.

Использование логопедических пособий, выполненных своими рукамиИспользование логопедических пособий, выполненных своими руками В практической работе логопеда часто нужны специфические пособия, которые невозможно приобрести в магазинах. Предлагаю вашему вниманию два.

Использование метода наглядного моделирования на логопедических занятиях с детьми старшей группы Обоснование выбранной темы: Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления.

Использование сухого бассейна на логопедических занятияхИспользование сухого бассейна на логопедических занятиях Использование сухого бассейна на логопедических занятияхНа логопедических занятиях я использую сухой бассейн, наполненный горохом, в котором.

Применение наглядного моделирования на логопедических занятиях в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи Проблема развития речи является одной из актуальных в современной методике развития речи и коррекционной педагогике. Значительные трудности.

Проект «Использование универсальных логопедических игр при коррекции речевых нарушений у детей на индивидуальных занятиях»Проект «Использование универсальных логопедических игр при коррекции речевых нарушений у детей на индивидуальных занятиях» Актуальность Одной из актуальных проблем современности становится увеличение детей с нарушениями речи различной этиологии и сложности. Преодоление.

Развитие речи в процессе ручной деятельности на логопедических занятиях с детьми подготовительной к школе группы Актуальность. Известно, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточный объём сведений об окружающем,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование скороговорок и чистоговорок на логопедических занятиях
Опубликовано: 23 ноября 2016 в 13:38
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование скороговорок и чистоговорок на логопедических занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Галина Грибакина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД