Наталья Александровна Харина
Использование приёмов мнемотехники на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовительно-организационный этап:
Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.
Это хокку японцы используют, когда говорят о возможностях человека.
А давайте и вы проверите свои возможности.
Я предлагаю вам запомнить 7 слов:
Декабрь (12, вишня, дирижабль, солнце, шкаф, ель, улыбка.
Теоретическая часть:
Слайд
Декабрь, вишня, дирижабль, солнце, шкаф, ель, улыбка
Слайд
Мнемотехника-это искусство запоминания.
Запомнили? Да, не так-то просто, а может быть и проблематично.
Публикация «Использование приёмов мнемотехники на логопедических занятиях» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» январь 2017
Вот и я когда начала работать учителем-логопедом, столкнулась с проблемами, с проблемами речи детей:
- недостаточный словарный запас;
- несформированность грамматического строя речи;
- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;
- недостаточный уровень запоминания и воспроизведения.
Ведь ПАМЯТЬ -это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Память устроена так, что в ней удерживаются зрительные образы и ассоциации, а тем более у детей с особыми образовательными потребностями. Поэтому использование символов при пересказе помогает быстрее запомнить текст и воспроизвести его.
Такой метод существует:
Мнемотехника, что буквально переводится – искусство запоминания.
В рамках ФГОС использование мнемотехники в образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей:
- речевое развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- познавательное развитие.
- развить тонкую моторику пальцев рук;
- развить основные психические процессы (внимание, память, мышление);
- развить связную речь.
А ещё мнемотехника способна объединить хокку, дирижабль, память, знак.
Не верите? Я покажу вам, что это возможно.
Демонстрация приёма
Фокус-группа
Упражнение 1
«Волшебные колечки» + 2 дополнительных колечка
(цветные)
Слайд
«Волшебные колечки» (цветные)лежат на парте
Слайд
Декабрь, вишня, дирижабль, солнце, шкаф, ель, улыбка Уважаемые коллеги! (обращение к фокус-группе)
Мы с вами запомнили 7 несвязанных между собой по смыслу слов.
А теперь я вас попрошу вспомнить ещё раз эти слова, для этого
обратите внимание, что у вас на столах стоят шкатулки под № 1. В них лежат помощники запоминания или «Волшебные колечки», цветного изображения.
Глядя на изображения вам нужно восстановить в памяти все слова, которые я произносила.
Задание всем понятно?
Воспроизводят слова.
Помогли вам эти зрительные образы?
Теоретическая часть Слайд
Этапы работы В этом вам помогли «Волшебные колечки» и сейчас я вам расскажу этапы работы с ними.
1-й этап:
Выбор текста для заучивания.
При подборе текста нужно выделить главные ключевые слова – опоры, на которые подбираются соответствующие колечки с картинками. Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки.
2-й этап:
Выразительное чтение текста. На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.
3-й этап:
Деление текста на части.
4-й этап:
Чтение предложения для каждой части сопровождается с одновременным надеванием «колечка» на палец левой руки, начиная с мизинца слева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз.
5-й этап:
Повтор и рассказывание текста ребёнком с помощью «колечек».
6-й этап:
Заключительный этап – рассказывание текста без помощи «колечек».
«Колечки» имеют несколько уровней сложности изображения:
1) Цветное реалистичное изображение;
2) Чёрно-белое изображение;
3) Символическое или графическое изображение.
Упражнение 2
«Волшебные колечки»
(чёрно-белые) Слайд с хокку
Текст хокку для 1 группы:
Щёки замёрзли
Озеро скованно льдом
Зимняя свежесть.
Текст хокку для 2 группы:
Деревья в снегу
Солнце блестит серебром
Зимнее утро. Перед вами шкатулка под № 2.
Я предлагаю вам запомнить Хокку. У каждой группы свой текст, который находится в коробке вместе с «Волшебными колечками», чёрно-белого изображения.
Задача работы группы: один помощник читает хокку, остальные двое запоминают с помощью «Волшебных колечек».
Группы воспроизводят хокку по очереди: сначала 1 группа, затем 2 группа.
Упражнение 3
«Волшебные колечки»
(символы)
1 группа: санки, варежки, метель.
2 группа: снегирь, румяные щёки, снеговик. С помощью «Волшебных колечек» можно самостоятельно составить стихотворение, рассказ, сказку и т. д. и я предлагаю вам составить продолжение сюжета хокку, который у вас был уже заложен.
Перед вами шкатулка под № 3.
В ней находятся символьные изображения 3 слов. Эти слова необходимо использовать для продолжения сюжета хокку.
Задание понятно?
Команды читают хокку по очереди.
Теоретическая часть, пока фокус-группа готовится Слайд
Коробки с «Волшебными колечками»
по лексическим темам
слайд
Уважаемые коллеги!
Я активно использую «Волшебные колечки» в своей работе.
У меня уже накоплены «колечки» по многим лексическим темам. У кого есть желание – может посмотреть.
С помощью «Волшебных колечек» я достигла результатов:
- у детей расширяется кругозор знаний об окружающем мире;
- активизируется словарный запас;
- у детей появляется желание пересказывать сказки, заучивать стихи;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Слайды с хокку Команды зачитывают хокку по очереди.
Рефлексия Слайд
Хокку
Обращаюсь к фокус-группе:
Я вам показала, что объеденить хокку, дирижабль, память, знак. Возможно!
Что вам понравилось в работе над данными упражнениями?
Что вызвало затруднения?
Как вы считаете, можете ли вы использовать данные упражнения в своей работе?
Где вы их можете использовать? Для чего?
В рамках мастер- класса я познакомила вас с одним из способов, который называется мнемотехника.
Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.
Харина Наталья Александровна.