Приложение МААМ

Использование приёмов мнемотехники на логопедических занятиях

Наталья Александровна Харина
Использование приёмов мнемотехники на логопедических занятиях
▼ Скачать + Заказать документы

Подготовительно-организационный этап:

Чужих меж нами нет!

Мы все друг другу братья

Под вишнями в цвету.

Это хокку японцы используют, когда говорят о возможностях человека.

А давайте и вы проверите свои возможности.

Я предлагаю вам запомнить 7 слов:

Декабрь (12, вишня, дирижабль, солнце, шкаф, ель, улыбка.

Теоретическая часть:

Слайд

Декабрь, вишня, дирижабль, солнце, шкаф, ель, улыбка

Слайд

Мнемотехника-это искусство запоминания.

Запомнили? Да, не так-то просто, а может быть и проблематично.

Публикация «Использование приёмов мнемотехники на логопедических занятиях» размещена в разделах

Вот и я когда начала работать учителем-логопедом, столкнулась с проблемами, с проблемами речи детей:

- недостаточный словарный запас;

- несформированность грамматического строя речи;

- отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

- недостаточный уровень запоминания и воспроизведения.

Ведь ПАМЯТЬ -это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Память устроена так, что в ней удерживаются зрительные образы и ассоциации, а тем более у детей с особыми образовательными потребностями. Поэтому использование символов при пересказе помогает быстрее запомнить текст и воспроизвести его.

Такой метод существует:

Мнемотехника, что буквально переводится – искусство запоминания.

В рамках ФГОС использование мнемотехники в образовательном процессе позволяет интегрировать несколько образовательных областей:

- речевое развитие;

- социально-коммуникативное развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- познавательное развитие.

Мнемотехника позволяет :

- развить тонкую моторику пальцев рук;

- развить основные психические процессы (внимание, память, мышление);

- развить связную речь.

А ещё мнемотехника способна объединить хокку, дирижабль, память, знак.

Не верите? Я покажу вам, что это возможно.

Демонстрация приёма

Фокус-группа

Упражнение 1

«Волшебные колечки» + 2 дополнительных колечка

(цветные)

Слайд

«Волшебные колечки» (цветные)лежат на парте

Слайд

Декабрь, вишня, дирижабль, солнце, шкаф, ель, улыбка Уважаемые коллеги! (обращение к фокус-группе)

Мы с вами запомнили 7 несвязанных между собой по смыслу слов.

А теперь я вас попрошу вспомнить ещё раз эти слова, для этого

обратите внимание, что у вас на столах стоят шкатулки под № 1. В них лежат помощники запоминания или «Волшебные колечки», цветного изображения.

Глядя на изображения вам нужно восстановить в памяти все слова, которые я произносила.

Задание всем понятно?

Воспроизводят слова.

Помогли вам эти зрительные образы?

Теоретическая часть Слайд

Этапы работы В этом вам помогли «Волшебные колечки» и сейчас я вам расскажу этапы работы с ними.

1-й этап:

Выбор текста для заучивания.

При подборе текста нужно выделить главные ключевые слова – опоры, на которые подбираются соответствующие колечки с картинками. Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки.

2-й этап:

Выразительное чтение текста. На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.

3-й этап:

Деление текста на части.

4-й этап:

Чтение предложения для каждой части сопровождается с одновременным надеванием «колечка» на палец левой руки, начиная с мизинца слева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз.

5-й этап:

Повтор и рассказывание текста ребёнком с помощью «колечек».

6-й этап:

Заключительный этап – рассказывание текста без помощи «колечек».

«Колечки» имеют несколько уровней сложности изображения:

1) Цветное реалистичное изображение;

2) Чёрно-белое изображение;

3) Символическое или графическое изображение.

Упражнение 2

«Волшебные колечки»

(чёрно-белые) Слайд с хокку

Текст хокку для 1 группы:

Щёки замёрзли

Озеро скованно льдом

Зимняя свежесть.

Текст хокку для 2 группы:

Деревья в снегу

Солнце блестит серебром

Зимнее утро. Перед вами шкатулка под № 2.

Я предлагаю вам запомнить Хокку. У каждой группы свой текст, который находится в коробке вместе с «Волшебными колечками», чёрно-белого изображения.

Задача работы группы: один помощник читает хокку, остальные двое запоминают с помощью «Волшебных колечек».

Группы воспроизводят хокку по очереди: сначала 1 группа, затем 2 группа.

Упражнение 3

«Волшебные колечки»

(символы)

1 группа: санки, варежки, метель.

2 группа: снегирь, румяные щёки, снеговик. С помощью «Волшебных колечек» можно самостоятельно составить стихотворение, рассказ, сказку и т. д. и я предлагаю вам составить продолжение сюжета хокку, который у вас был уже заложен.

Перед вами шкатулка под № 3.

В ней находятся символьные изображения 3 слов. Эти слова необходимо использовать для продолжения сюжета хокку.

Задание понятно?

Команды читают хокку по очереди.

Теоретическая часть, пока фокус-группа готовится Слайд

Коробки с «Волшебными колечками»

по лексическим темам

слайд

Уважаемые коллеги!

Я активно использую «Волшебные колечки» в своей работе.

У меня уже накоплены «колечки» по многим лексическим темам. У кого есть желание – может посмотреть.

С помощью «Волшебных колечек» я достигла результатов:

- у детей расширяется кругозор знаний об окружающем мире;

- активизируется словарный запас;

- у детей появляется желание пересказывать сказки, заучивать стихи;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Слайды с хокку Команды зачитывают хокку по очереди.

Рефлексия Слайд

Хокку

Обращаюсь к фокус-группе:

Я вам показала, что объеденить хокку, дирижабль, память, знак. Возможно!

Что вам понравилось в работе над данными упражнениями?

Что вызвало затруднения?

Как вы считаете, можете ли вы использовать данные упражнения в своей работе?

Где вы их можете использовать? Для чего?

В рамках мастер- класса я познакомила вас с одним из способов, который называется мнемотехника.

Чужих меж нами нет!

Мы все друг другу братья

Под вишнями в цвету.

Харина Наталья Александровна.

Публикации по теме:

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» и использования технологии «мнемотехника» Эта технология.

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях "Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам-он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Дидактические игры на логопедических занятиях Использование дидактических игр на логопедических занятиях. Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение.

Фотоотчет. Развитие мелкой моторики на логопедических занятияхФотоотчет. Развитие мелкой моторики на логопедических занятиях Учителем-логопедом работаю уже много лет, и я абсолютно уверенна в том, что очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются.

Использование инновационных технологий на логопедических занятиях в ДОУ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ. Цыбульская Марина Владимировна, учитель – логопед высшей категории.

Использование метода наглядного моделирования на логопедических занятиях с детьми старшей группы Обоснование выбранной темы: Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления.

Использование развивающего коврика на индивидуальных логопедических занятиях с детьми 5–7 летИспользование развивающего коврика на индивидуальных логопедических занятиях с детьми 5–7 лет Хотела бы поделиться опытом создания развивающего коврика. Это попытка №1. Надо сказать, развивающие коврики давно обрели популярность.

Использование скороговорок и чистоговорок на логопедических занятиях Известно, что дети-дошкольники, имеющие речевые расстройства отличаются, как правило, неусидчивостью, быстрой утомляемостью и истощаемостью,.

Опыт работы «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»Опыт работы «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней, чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток, и восклицать: «О, как же ты красива!».[/i].

Проект «Использование универсальных логопедических игр при коррекции речевых нарушений у детей на индивидуальных занятиях»Проект «Использование универсальных логопедических игр при коррекции речевых нарушений у детей на индивидуальных занятиях» Актуальность Одной из актуальных проблем современности становится увеличение детей с нарушениями речи различной этиологии и сложности. Преодоление.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приёмов мнемотехники на логопедических занятиях
Опубликовано: 9 января 2017 в 15:36
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование приёмов мнемотехники на логопедических занятиях» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Александровна Харина (УИ 904753) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД