Светлана Волобуева
Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
К. Д. Ушинский писал:
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету.»
Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная,богатая синонимами, дополнениями и описаниями – явление редкое.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В речи детей существует множество проблем :
-односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
-недостаточный словарный запас;
-бедная диалогическая речь;
-трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему.
Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно,грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Учитывая. что в данное время дети перенасыщены информацией,необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Для достижения такого эффекта я решила использовать метод мнемотехники для работы с детьми по формированию связной речи.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника помогает развивать :
-ассоциативное мышление;
-зрительную и слуховую память;
-зрительное и слуховое внимание;
- воображение.
С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:
-развитие связной речи и диалогической речи у дошкольников;
-развитие у детей умения с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки,стихи;
-развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умения сравнивать;
- развитие у детей психических процессов: мышления, памяти, воображения.
Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже – к мнемотаблицам.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы и др., путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное надо передать условно- наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию речи детей. Я их использую с целью обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов,при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Работу по мнемотаблицам строю в три этапа :
I этап: - рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
II этап: - осуществление перекодирования информации, т. Е преобразование абстрактных символов, слов в образы.
III этап: - осуществление пересказа сказки или рассказа по заданной теме.
Работу с мнемотаблицами начинаю уже в младшем возрасте при использовании простейших схем одевания,формирования культурно – гигиенических навыков, экологических представлений и т. д.
В своей работе я использую мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, животных, насекомых, также использую мнемотаблицы по блокам «Зима, Весна, Лето, Осень»
Для детей среднего возраста использую цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются отдельные образы: елочка – зеленая Ягодка – красная. Для детей старшего возраста можно использовать схемы в одном цвете, но детям нравится работать больше с цветными картинками.
Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихов. Суть заключается в следующем на каждое слово придумывается картинка, таким образом все стихотворение зарисовывается схематически. Такую же работу провожу по запоминанию загадок. Особая роль в формировании связной речи принадлежит пересказу. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения.
Для изготовления этих схем не требуются художественные способности : любой педагог в состоянии нарисовать или,владея компьютером, сделать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.
Также проводится работа с родителями.
Педагоги часто слышат от родителей такие слова : «У нас стихи не запоминаются! «В тоже время родители говорят, что их ребенок прекрасно запоминает рекламу или мультфильм. В чем причина? Дело в том, что в первом случае требуется произвольное внимание, а во втором действует непроизвольное внимание, основанное на интересе и эмоциях ребенка.
Поэтому с родителями проводилось родительское собрание по данной теме. Был подготовлен консультативный материал для родителей по изготовлению мнемотаблиц в домашних условиях по разучиванию стихов, коротеньких рассказов с использованием мнемотаблиц.
Использование метода мнемотехники приносит хороший результат:
-у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек ;
- словарный запас выходит на более высокий уровень.
При дальнейшей работе я планирую использовать прием мнемотехники в воспитательно – образовательном процессе, в частности для развития речи детей,т. к. считаю это одним из важных моментов в подготовке детей к школьному обучению.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
-