Екатерина Балакина
Использование игротерапии как средства преодоления тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные проблемы, издержки воспитания детей в семье и целый ряд других факторов – вот одна из причин появления у современных школьников повышенной тревожности и страхов. Предупредить их формирование можно, используя комплекс продуманных социальных, психолого-педагогических и медицинских мероприятий, имеющих психопрофилактическую направленность на эмоциональное развитие ребенка. Но, прежде всего, необходимо своевременно диагностировать отклонения в поведении ребенка, его склонность к беспокойству и тревоги, неблагоприятно, сказывающихся на самочувствии ребенка, создающих определенные трудности в его жизни.
Публикация «Использование игротерапии как средства преодоления тревожности у детей младшего школьного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игротерапия. Игровая терапия в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Страх и детская тревожность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
На практике порой бывает нелегко понять: страдает ребенок, какими либо отклонениями или же поведенческие проблемы объясняются недостатками воспитания и особенностями характера.
Для того чтобы воздействовать на ребенка и помочь ему избавиться от тревожности, необходимо знать, что такое тревожность, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему, как это можно предупредить. Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось, ничего не грозит. Тревожные дети чаще, чем другие, испытывают беспокойство, плохо концентрируют внимание на заданиях, напряжены, раздражительны, плохо спят. В современной психологии проблема тревоги и тревожности является одной из наиболее разрабатываемых и сложных. Тревожность характеризуется двумя видами проявлений: психическими и физическими.
Многие авторы (Л. М. Костина, Г. Б. Монина, Е. К. Лютова, А. М. Прихожан, Т. И. Чиркова и др.) в своих работах отмечают, что высокий уровень тревожности оказывает неблагоприятное влияние на состояние здоровья, деятельность и поведение ребенка. Чтобы тревожность не стала устойчивой личностной чертой необходима ее ранняя диагностика и коррекция.
Необходимо использовать программу коррекционной работы, коррекционные игры и задания, которые должны подбираться на основе проведённых диагностических методик. И как было доказано, игровая деятельность в этом случаи является самым безопасным и интересным методом коррекции. В терапевтических целях игру впервые использовал Зигмунд Фрейд. С того момента берет свое начало такое направление психотерапии, как игротерапия. Игротерапия, имея долгую историю, существует в разнообразных формах. Игротерапия успешно развивается благодаря тому, что открывает естественный путь к установлению контакта ребенка.
Игротерапия является относительно молодой отраслью современной психологии, которая ориентируется преимущественно на работу с детьми. Появившись в первой половине XX века, игротерапия постепенно распространилась по широкому спектру направлений, находя теоретическое обоснование разнообразию своих методов. Игротерапия, как способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, в основу которого положена игра.
Мы не задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеют игры, в которые мы играли в детском возрасте. Почему именно с песочницей, куклами и жмурками мы ассоциируем наше детство? Оказывается это самый лучший путь к нашей психической устойчивости, к избавлению от страхов и к умению общаться.
Еще в 20-е годы прошлого века психотерапевты А. Фрейд, М. Клейн, Г. Хаг-Гельмут назвали детскую игру методом лечения, при котором дети развивают свои способности, учатся преодолевать конфликты и неурядицы. Начиналось все с рисования: малыш рисует свой дом, свою семью и таким образом символически высказывает то, что пока ему не удается выразить словами – свои страхи, эмоциональное состояние, психологические травмы. А, как известно, первый шаг к любому решению проблемы – назвать ее. Пока ребенок не умеет определять объективно весь мир, он отражает в своих безобидных играх свое психическое состояние и уровень умения общаться с другими детьми. До сих пор рисунок является неплохим тестовым контролем детского эмоционального настроения и одним из занятий игротерапии.
Дети более непосредственны в игре, чем в словах, поскольку в игре они чувствуют себя более комфортно. Игра является для ребенка тем же, что речь для взрослого; она предоставляет в распоряжение ребенка символы, которые заменяют ему слова. Жизненный опыт ребенка гораздо больше, чем то, что он может выразить словами, поэтому он использует игру, чтобы выразить то, что переживает.
В то же время игра для ребенка - это и одна из форм «самотерапии», благодаря которой могут быть отрегулированы различные конфликты и проблемы. В относительно безопасной игровой ситуации ребенок позволяет опробовать различные способы поведения.
Игра - это одна из форм проявления активности личности. Суть игры состоит в непродуктивной деятельности, мотив которой лежит не в ее результатах, а в самом процессе, направленном на воссоздание и усвоение общественного опыта, и в которой складывается и совершенствуется управление поведением. Детская игра - форма включения ребенка в мир человеческих действий и отношений. Игра способствует психической разрядке личности, снятию стрессовых состояний. Игра является той универсальной формой деятельности, внутри которой, по определению Д. Б. Эльконина, происходят прогрессивные изменения в психике и личности ребенка. Игра определяет его отношение с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий возрастной этап, к новым видам деятельности. Возможно, мы можем сказать, что в игре каждый ребенок подобен писателю; он создает свой внутренний мир, или иначе, он устраивает этот мир так, как ему больше нравится. Было бы неверно сказать, что он не принимает свой мир всерьез, напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции. Л. Френк считал, что игра для детей - это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Включаясь в процесс игры, дети учатся жить в современном мире. Игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, символическая функция игры является особенно важной. То, что ребенок делает во время игры, символизирует его эмоции и страхи.
Игра - это естественная обстановка для самовыражения ребенка. Бессознательно ребенок выражает эмоциями в игре то, что потом может осознать, он лучше понимает свои эмоции и справляется с ними.
Игра является ключом к строительству хороших отношений между ребенком и психологом и его поведение будет спонтанное.
Именно поэтому все большее значение приобретает игротерапия.
В игре детям предоставляется свобода выбора - играть или не играть и возможность управлять собственной деятельностью. Цель проводимой в рамках терапии коррекции состоит не в том, чтобы изменить ребенка, а в том, чтобы помочь ему утвердить свое «я», чувство собственной ценности. Ребенок, как и всякая личность, уникален, самоценен и обладает внутренними источниками саморазвития.
Работа в игровой ситуации, где ребенку предлагается несколько специально отобранных игрушек, и терапевт участвует в проигрывании ребенком определенных травматических эпизодов, была названа активной игротерапией. В активной терапии была с успехом воспринята выдвинутая М. Кляйн цель быстрого снижения уровня тревожности у детей. Предполагалось, что ни один другой метод не может столь быстро привести к подобным результатам.
В то же самое время стала использовать игру для установления контакта с ребенком А. Фрейд. Она обнаружила, что игра является важным фактором становления эмоционального контакта с ребенком и служит тем средством, которое делает самовыражение ребенка свободным. Цель игротерапии не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким - то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.
Организация игротерапии
Очень важна атмосфера игровой комнаты,где будет проходить игровая терапия, поскольку здесь возникают первые впечатления ребенка. Это должна быть светлая, небольшая комната. Выбор игрушек и игрового материала должен быть сознательным. Игрушки для ребенка –это его слова, а игра- язык. Поэтому следует выбирать такие игрушки и игровой материал, которые бы облегчали самовыражение ребенка.
Выделяют три категории игрушек и игрового материала.
-Игрушки из реальной жизни (куклы, машины, дома, и т. д.)Такие игрушки делают возможным непосредственное выражение чувств ребенка, дают играть ребенку в свободную игру, что важно для упрямых и застенчивых детей.
-Игрушки, помогающие отрегулировать агрессию (солдатики, ружья, пистолеты) могут воспользоваться детьми для выражения гнева, враждебности.
-Игровой материал для творческого самовыражения и ослабления эмоций (песок, вода, пластилин, краски). Они полезны для работы с застенчивыми и замкнутыми детьми. Позволяют ребенку узнать, что значит созидать или разрушать, дают возможность почувствовать себя в безопасности, выражая свои чувства.
Игра позволяет ребенку поверить в собственные силы и учит рационально распределять свое время, что снижает уровень тревожности.
Практические приемы игротерапии
«Пятнашки»
Назначается водящий. Он догоняет остальных игроков и «пятнает» их – хлопает рукой по спине, руке или ноге. «Запятнанный» становится водящим. Суть игры в её высоком эмоциональном накале. Водящий может говорить шуточные угрозы: «Сейчас поймаю!», «Догоню!». А игроки могут отвечать : «Не догонишь!», «Я быстрее!». «Пятнашки» всегда вызывают много радости и веселья, помогают объединить семью. Более сложный вариант «Пятнашек» – когда по комнате расставляются препятствия и игроки должны их обходить.
«Жмурки»
Водящему плотно завязывают глаза. Игроки бегают вокруг и хлопают в ладоши. Когда водящий обнаруживает участника, он должен его опознать на ощупь. Пойманный становится водящим. Как и в «Пятнашках», здесь говорятся шуточные угрозы.
Другой вариант игры: игроки замирают и стоят на месте, а водящий с завязанными глазами ищет их.
«Прятки»
Это всем известная детская игра, в которую для большей эффективности необходимо внести некоторые дополнения. Водящий сопровождает поиск игроков словами с сердитой интонацией: «Где же он? Сейчас я его найду!» Тот, кого нашли последним, становится ведущим. Когда игра будет освоена, усложните её : сначала приглушайте свет, потом с подготовленными детьми можно свет выключить вовсе и играть в темноте.
«Полоса препятствий»
Необходимо построить полосу препятствий из стульев, коробок, пуфиков, подушек и одеял - горки, тоннели, кочки. Игроки преодолевают препятствия. Можно подбадривать ребё нка словами: «Молодец! Быстрей! Ура!»
Игры, направленные на коррекцию страхов
«Смелые мыши»
Выбирается кот и мышь. Кот спит в домике, мышь бегает и пищит. Кот просыпается и догоняет мышь. Мышь может спрятаться в домике. Затем они меняются ролями.
Взрослый произносит текст, а ребё нок выполняет действия: «Пчёлка перелетала с цветка на цветок (в качестве цветов используются стулья и диваны). Когда пчёлка налеталась, наелась нектара, она уснула в красивом цветке (под стулом или столом). Наступила ночь, и лепестки цветка стали закрываться (стул или стол накрывается темной материей). Взошло солнце (материал убирается, и пчёлка вновь стала веселиться, перелетая с цветка на цветок». Игру можно повторить, усиливая плотность материи, т. е. степень темноты.
«Сова и зайцы»
Игру надо проводить в вечернее время, для того чтобы можно было создавать темноту. Свет надо приглушать постепенно.
Выбираются сова и зайцы (или заяц). Когда свет включен (день, сова спит, а зайцы скачут. Когда свет выключается (наступает ночь, сова вылетает, ищет зайцев и кричит: «У – у – у». Зайцы замирают. Если сова находит зайца, он становится совой.
Игры, направленные на коррекцию агрессии.
«Сражение»
Игроки бросаются лёгкими предметами (шариками из бумаги, маленькими мягкими игрушками) друг в друга, можно из укрытия. Заканчивается игра перемирием и объятиями.
«Злые - добрые кошки» (с 2 лет)
По очереди превращаемся то в злых, то в добрых кошек. Злые кошки шипят и царапаются (только понарошку, добрые кошки ласкаются и мурчат.
«Каратист»
На пол кладётся обруч или газета. Каратист становится в обруч (за его края выходить нельзя, делая резкие движения ногами, а зрители подбадривают его: «Сильнее, сильнее!» Интенсивные движения и поддержка зрителей помогают выплеснуть агрессивную энергию.
«Боксёр» (с 3 лет)
Эта игра очень похожа на игру «КАРАТИСТ», только вместо движений ногами надо делать движения руками.
«Ругаемся овощами, фруктами, ягодами»
Игроки ругают друг друга с сердитым выражением лица и с сердитыми интонациями: «Ты – капуста». В ответ: «А ты – редиска» или «А ты – слива» и т. д. Игра останавливается, если слышны какие-нибудь обидные слова или возникает физическая агрессия. Затем участники называют друг друга цветами с соответствующей интонацией: «Ты - колокольчик», «А ты – розочка».
Игры, направленные на расслабление, снятие напряжения
«Снеговик»
Родитель и ребё нок превращаются в снеговиков: встают, разводят руки в стороны, надувают щеки и в течение 10 секунд удерживают заданную позу.
Взрослый говорит: «А теперь выглянуло солнышко, его жаркие лучи коснулись снеговика, и он начал таять». Играющие постепенно расслабляются, опускают руки, приседают на корточки и ложатся на пол
Упражнения для снятия тревожности.
Упражнение "Апельсин (или лимон)"
Цель: обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня тревожности.
Ход игры: Ребенок лежит на спине, голова чуть набок, руки и ноги слегка расставлены в стороны. Попросите ребенка представить, что к его правой руке подкатился апельсин, пусть он возьмет апельсин в руку и начнет выжимать из него сок (рука должна быть сжата в кулак и очень сильно напряжена 8-10 секунд).
«Разожми кулачок, откати апельсин (некоторые дети представляют, что они выжали сок, ручка теплая., мягкая., отдыхает.»
Затем апельсин подкатился к левой руке. И та же процедура выполняется с левой рукой. Желательно делать упражнения 2 раза (при этом поменять фрукты, если оно выполняется только одно; если в комплексе с другими упражнениями — достаточно одного раза (с левой и правой рукой).
Упражнение "Сдвинь камень"
Цель: обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня тревожности.
Ход игры: Ребенок лежит на спине. Попросите его представить, что возле правой ноги лежит огромный тяжелый камень. Нужно хорошенько упереться правой ногой (ступней) в этот камень и постараться хотя бы слегка сдвинуть его с места. Для этого следует слегка приподнять ногу и сильно напрячь ее (8-12 секунд). Затем нога возвращается в исходное положение; «нога теплая., мягкая., отдыхает.». Затем то же самое проделывается с левой ногой.
Упражнение "Черепаха"
Цель: обучение ребенка управлению своим гневом и снижение уровня тревожности.
Ход игры: Упражнение делается лежа, лучше на боку или животе. Попросите ребенка представить, что он маленькая черепашка, которая лежит на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря — по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая. Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (ребенок сильно напрягает спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; и также напрягает шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь; 5-10 секунд). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5 - 10 секунд).
Игра «Комплимент»
Цель: помочь ребенку увидеть свои положительные стороны, дать почувствовать что его понимают и ценят другие дети. Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе…», принимающий комплимент кивает головой и отвечает: «Спасибо мне очень приятно». Упражнение продолжается по кругу. После упражнения обсудить с детьми, что они чувствовали, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.
Игра «Рисунок на спине»
Каждый участник смотрит в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь картину и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спине каждого последнего члена команд. Задание: почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок. Упражнение развивает ответственность, сплоченность. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого.