Юлия Кибальченко
Диагностика и психокоррекция тревожности у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тревога — эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенности и опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного развития событий.
Врожденная или сформированная склонность ребенка легко впадать в состояние тревоги свидетельствует о тревожности как черте характера.
Тревожность у детей проявляется в эмоциональной впечатлительности, легкого возникновения эмоций, боязни общаться с незнакомыми людьми, плаксивости.
Признаки тревожности:
- повышенная возбудимость, напряженность, скованность;
Публикация «Диагностика и психокоррекция тревожности у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- страх перед всем новым, незнакомым, необычным;
- неуверенность в себе, заниженная самооценка;
- ожидание неприятностей, неудач, осуждения старших;
- старательность, развитое чувство ответственности;
- безынициативность, пассивность, робость;
- склонность помнить большее плохое, чем хорошо.
Причини тревожности:
- конституциональная особенность нервной системы (меланхоличный темперамент);
- компонент невротичного состояния, что выявляется как боязнь отдельных людей, ситуаций, которые спровоцировали психоэмоциональную травму ребенка, например, страх перед человеком в белой одежде (напоминает белый - халат врача, страх остаться в одиночестве как проявление эмоционального дискомфорта, когда ребенка оставляла мама или кто-то из близких людей;
- следствие инфекционной интоксикации, возникает на фоне общей нервно-психического истощения;
- результат запугивания взрослыми с целью добиться послушания;
- побочный продукт богатого эмоционального воображения ребенка;
- естественный страх перед новым, необычным, проявление инстинкта самосохранения (страх грозы, темноты);
- результат гиперсоциализирующего воспитания с избыточным количеством запрещений, правил, оценок, требований, соединяется с комплексом вины за свою несостоятельность быть на уровне жестких социальных стандартов;
Психокоррекция тревожности
Детей с высокой тревожностью нужно постоянно подбадривать, поощрять, выражать уверенность в их успехе, возможностях. Чтобы преодолеть скованность, нужно помогать ребенку расслабляться, снимать напряжение с помощью подвижных игр, музыки, спортивных упражнений. Поможет инсценировка этюдов на выявление смелости, решительности, что требует от ребенка психоэмоционального отождествления себя с персонажем. Игры, которые выражают тревожность, беспокойство участников, позволяют эмоционально отбросить подавленность и страх, оценить их как характеристики игровых персонажей, а не данного ребенка, и на основе психологического разотожествления с носителем гнетущих переживаний лишиться собственных страхов.
Игры, этюды, упражнения
Отдай.
Ребенок требует отдать ему игрушку.
Телесные проявления. Кисти рук держать горизонтально ладонями вверх.
Игра развивает способность отстаивать свои интересы.
Отойди!
Ребенок отталкивает обидчика.
Телесные проявления. Кисти рук держать вертикально, ладонями.
Игра учит самозащите адекватными опасности способами.
Острил плакс.
Путешественник попал на Волшебный остров, где живут плаксы. Он старается утешить то одного, то другого ребенка, но все дети-плаксы отталкивают его и продолжают плакать.
Мимика. Брови подняты и нахмурены, рот полуоткрыт.
Через выражение сумму и плачу достигается понимание объективной беспочвенности и нелепости.
Лисенок боится.
Лисенок увидел на втором берегу ручья свою маму, но не осмеливается войти в воду. Вода такая холодна, да и глубоко здесь.
Телесные проявления. Выставить ногу вперед на носок, потом повернуть на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительной можно имитировать встряхивание мнимых капель воды.
Выражение страха перед холодной водой способствует его преодолению, поскольку встреча с мамой является слишком привлекательной перспективой.
Страх.
Мальчик боится одиночества. Он неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на двери. Вдруг в другой комнате кто-то притаился, что тогда?
Телесные проявления. Голова отброшена назад и втянута в плече. Брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт, будто для возгласа.
Вопрос. Была ли у мальчика причина бояться?
Этюд позволяет лишиться страха, вызванного болезненным воображением ребенка о возможной опасности.
Смелый заяц.
Заяц любил стоять на пеньке, громко петь песни и читать стихотворения. Он не боялся, что его может услышать волк.
Телесные проявления. Положение - стоя, одна нога едва впереди второй, руки заложены за спину, подбородок поднят. Мимика. Уверенный взгляд.