МААМ-картинки

Конспект занятия «Пришла весна». Использование дидактических игр в развитии речи детей старшего возраста

Елена Мазуркевич
Конспект занятия «Пришла весна». Использование дидактических игр в развитии речи детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование словаря и грамматического строя речи.

Цели:

1. Систематизировать знания детей об весенних приметах, о жизни птиц и диких зверей весной.

2. Уточнить грамматическое понятие слов.

3. Учить обнаруживать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учетом содержания текста, работать над развитием словарного запаса.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

1. Образовательные:

1. Упражненять в развитии мыслительных процессов, выделении существенных признаков, уточнение и расширение словаря;

Публикация «Конспект занятия „Пришла весна“, Использование дидактических игр в развитии речи детей старшего возраста» размещена в разделах

2. Обучать составлению простых предложений по согласованию слов; 3. Упражнять в подборе прилагательных и глаголов к существительному, слов со сходным и противоположным значением, образовании множественного числа и употреблении слов в родительном падеже.

2. Развивающие:

1. Активизировать речевую деятельность детей; развитие познавательных процессов (памяти, внимания).

3. Воспитательные:

1. Воспитывать доброжелательность.

Ход занятия.

Дети под музыку входят в группу и садятся на стульчики расставленные полукругом.

Вос-ль: Дети, пока мы с вами были дома, в д/сад прилетела гостья. Она никогда не была в детском саду и боится, что её здесь могут обидеть, поэтому спряталась в коробку. Давайте угадаем, что это за гостья.

Окраской - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая -

Известная персона.

Кто она?. (Ворона)

Вос-ль: Кто это?

Дети: (ответы).

Вос-ль: Давайте поздороваемся с вороной.

Дети: Здравствуй ворона!

Вос-ль: Дети, как вы думаете, что нужно сказать вороне, чтобы она перестала бояться?

Дети: (ответы).

Вос-ль: Дети, смотрите, как развеселилась наша ворона! А почему она стала такой подвижной, активной, почему ей не сидится на месте? В чем причина? Вы знаете?

Я вам помогу, послушайте стихотворение.

Отшумела злая вьюга,

Стала ночь короче дня.

Тёплый ветер дует с юга.

Капли падают, звеня.

Солнце, землю согревая,

Гонит с нашей речки лед.

Тает баба снеговая,

И ручьями слезы льёт. (Весна).

Вос-ль: Правильно, пришла весна!

Давайте с вами поиграем в игру «Доскажи словечко» и вспомним, что мы знаем о весне.

Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март).

В ночь мороз,

С утра капель,

Значит, на дворе (Апрель).

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это… (Май).

Вос-ль: Вот мы с вами и вспомнили, что есть три весенних месяца: март, апрель и май. Март уже закончился и наступил апрель, а следом за ним придет май.

Вос-ль : А сейчас давайте с вами поиграем в другую игру «Весенние слова» и вспомним, что же происходит в природе весной. Я задаю вам вопрос, а вы отвечаете:

«Что делают птицы весной?»

Дети: прилетают, возвращаются в родные края, вьют гнезда, поселяются в скворечниках, выводят птенцов…

«Что делают почки на деревьях?»

Дети: наливаются, набухают, лопаются, разворачиваются молодые листочки…

«Что появляется на земле?»

Дети: подснежники, ландыши…

«Они какие?»

Дети: нежные, хрупкие, красивые, белые…

Вос-ль:«А что можно сказать о солнышке? Что оно делает?»

Дети: греет, светит, сияет, улыбается, ласкает…

Вос-ль:«А что делает трава весной?»

Дети: всходит, появляется, прорастает, пробивается, зеленеет…

Динамичная пауза.

Капли звонко капали (прыжки на месте)

Все сосульки плакали (качаем головой, прижимаем руки к щекам).

Солнце светит ярко (руки вверх, потягиваемся,

Нам, сосулькам, жарко (обмахаваемся,

С нас течет уже вода (наклон вниз,

Мы растаем навсегда (выпрямляемся).

Вос-ль: А сейчас давайте поиграем в игру «Подружи слова». А слова у нас будут не простые, а живые.

Игра «Подружи слова»

Каждый вызванный ребенок получает свое слово. Слова у нас перепутались. Дети должны построиться так, чтобы из их слов получилось предложение.

Птицы, вить, гнезда.

Чирикать, крыша, воробей, на. (весело)

Набухать, деревья, почки, на.

Вос-ль: Молодцы! Хорошо справились с заданием.

Ворона что-то показывает мне на мяч. Наверное, тоже хочет с вами поиграть. Поиграем с вороной? Мы с вороной будем говорить вам слова, а тот, кому мы бросим мячик будет отвечать наоборот.

Игра «Скажи наоборот».

холодно - тепло,

сыро-сухо,

день-ночь,

рассвет-закат,

тишина - шум,

зима-лето,

скучно-весело,

ясно-пасмурно,

радостный –грустный,

часто –редко,

надевать –снимать,

бежать –стоять,

мерзнуть -согреваться,

радоваться – огорчаться,

бросать –ловить,

солнечно-хмуро.

Вос-ль: Дети, весна пришла не только к нам в город, но и в лес. А в лесу живут звери. Они тоже рады весне.

Давайте спросим у вороны:

«А какие звери живут в лесу? Ты знаешь?»

Нет, ворона не знает. Наша ворона живет в городе. Она всех зверей перепутала. Давайте поможем ей разобраться, кто живет в лесу.

Игра «Хитрая книга загадок».

В чаще голову задрав,

Воет с голоду жираф. (волк).

Кто в малине знает толк?

Косолапый, бурый волк. (медведь).

Кто любит по веткам носиться?

Конечно, рыжая лисица. (белка).

Вос-ль: Молодцы, дети, помогли нашей вороне. Но мне кажется, что и нам надо вспомнить, кто же живет в лесу.

Давайте поиграем в игру «Четвертый лишний».

кабан, кролик, лиса, белка.

заяц, еж, волк, белый медведь.

рысь, лось, бурый медведь, кенгуру.

Вос-ль: Хорошо, с лесными зверями мы разобрались, а теперь давайте расскажем нашей вороне какие они.

Игра «Назови признаки зверя».

Волк (какой) -злой, голодный, серый.

Медведь (какой) – большой, сильный, бурый.

Лиса (какая) – хитрая, осторожная, рыжая.

Заяц (какой) – трусливый, маленький, серый.

Вос-ль: Осталось разобраться, кто и где живет.

Дидактическая игра «Кто где живет?»

- В дупле живет … волк (белка,

— В логове живет… белка (волк,

— Под кустом дрожит …медведь (заяц,

— Зимой в берлоге….заяц (медведь,

— В норе …бобер (лиса,

— В хатке под водой …лиса (бобр).

Физкультминутка.

Руки подняли и помахали –Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем -

Это так птицы летят.

Как они сядут, покажем -

Крылья сложили назад.

Вос-ль: Дети, скажите, а зверей в лесу много или мало?

Дети: Много!

Вос- ль: Давайте их посчитаем.

Один волк, два волка, три волка, четыре волка, пять волков.

Один медведь, два медведя, три медведя, четыре медведя, пять медведей.

одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис.

один заяц, два зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.

один ёж, два ежа, три ежа, четыре, ежа, пять ежей.

Вос-ль: Дети, а вы знаете, что весной у лесных зверей появляются маленькие детки?

Игра «Назови детёныша».

У лисы – лисята, а один- лисёнок.

У волка - волчата, а один – волчонок.

У медведя – медвежата, а один –медвежонок.

У ежа –ежата, а один –ежонок.

У белки –бельчата, а один- бельчонок.

Вос-ль: Теперь наша ворона всё знает о лесных зверях и будет о них рассказывать своим подружкам воронам.

Она мне тут на ущко шепнула, что ей очень понравилось у нас в детском саду, и наше занятие ей очень понравилось,и она хочет вам подарить подарки, а потом поиграть с вами в веселую игру.

Дети получают от вороны подарки, и играют в подвижную игру «Вороны»

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны:

«Кар-кар-кар!» (громко)

Целый день они кричали,

Целый день они летали

Спать ребятам не давали:

«Кар-кар-кар!» (громко)

(Дети бегают по комнате, размахивая руками как крыльями)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

«Кар-кар-кар!» (тихо)

(Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)

Итог: Дети, вы сегодня все молодцы. Я очень довольна тем, как вы работали на занятии. Давайте вспомним, что же мы сегодня делали на занятии.

Дети отвечают.

Под музыку дети покидают свои места.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста В кратком дефектологическом словаре 1964 года выпуска и в современных изданиях говорится о том, что «речь – особый вид деятельности, присущий.

Использование наглядного материала в развитии монологической речи детей дошкольного возраста Монологическая речь – это речь одного человека, не перебиваемая репликами других людей. В дошкольном возрасте дети только еще начинают овладевать.

Консультация «Использование аудиокниг в развитии русской речи детей старшего дошкольного возраста» Доклад на тему: Использование аудиокниг в развитии русской речи детей старшего дошкольного возраста Выполнила: воспитатель Донгак.

Использование дидактических игр по развитию речи в работе с детьми старшего дошкольного возраста Ведущая деятельность дошкольников – игровая. Игровая деятельность: - побуждает детей к общению друг с другом; - способствует закреплению.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок.

Семинар для сотрудников ДОУ «Использование схем и моделей в развитии речи детей дошкольного возраста» .

Отчет о работе методического объединения по теме «Использование дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста» Использование дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Большое влияние.

Роль музыкально-дидактических пособий и игр в развитии сенсорных способностей у детей старшего возраста Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, в своем творческом процессе способствует.

Роль пальчиковых игр и использование театрализованной деятельности в развитии речи детей младшего дошкольного возраста В процессе своей работы мы стали замечать, что все чаще в детский сад поступают дети с недостаточно развитой речью. Поэтому мы поставили.

Занятие по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста «Весна пришла» Цель: уточнить представления детей о весенних приметах в природе. Развивать речь детей. Учить определять короткие и длинные слова. Активизировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Пришла весна». Использование дидактических игр в развитии речи детей старшего возраста
Опубликовано: 13 марта 2016 в 22:55
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Пришла весна». Использование дидактических игр в развитии речи детей старшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Мазуркевич в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД