Елена Медведева
Роль музыкально-дидактических пособий и игр в развитии сенсорных способностей у детей старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребенка уже в дошкольном возрасте, в своем творческом процессе способствует накоплению музыкального опыта. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Публикация «Роль музыкально-дидактических пособий и игр в развитии сенсорных способностей у детей старшего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Старшая группа
- Темочки
Понимание музыкального искусства, как целостного духовного мира, дающего ребенку представление о действительности, о её закономерностях, о нём самом, возможно через формирование музыкальных способностей.
Актуальность темы обусловлена необходимостью дальнейшей теоретической и практической разработки вопросов, связанных с музыкальным развитием и воспитанием дошкольников в определенной системе, с учетом возрастных особенностей и последовательности приобщения детей к целостному и дифференцированному восприятию музыки.
Важность музыкально-дидактических пособий и игр в том, что они помогают ознакомить детей в доступной форме с такими относительно сложными понятиями в музыке, как музыкальный жанр, форма музыкального произведения, а также с отдельными средствами музыкальной выразительности и основными свойствами музыкального звука.
Под музыкально-сенсорными способностями понимается качество восприятия:
• активное вслушивание
• музицирование
• обследование детьми музыкальных звуков – высота, тембр, длительность, сила
• наглядно-действенное ознакомление с музыкальными эталонами.
Современное понимание сущности сенсорного развития формируется в комплексном подходе взаимодействия музыкального восприятия, слуховых ощущений и представлений, действуя одновременно на зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, способствуя музыкальному развитию в целом.
С учетом возрастных особенностей детей старшего возраста (5-6 лет) я подбираю пособия двух видов :
*требующие участия взрослого – аудиовизуальные (слайды, магнитофонные записи) и технические (телевизор, компьютер)
*также те, которыми ребенок может пользоваться самостоятельно (музыкально-шумовые инструменты, настольно-печатный музыкально-дидактический материал, комплекты кукольных театров, фланелеграфы и т. д.)
Основные виды музыкально-дидактических пособий и игр
Все игры имеют свои побудительные мотивы, определённые способы действий, игровой замысел, игровой материал, правила.
По форме проведения игры условно подразделяются на:
- игры с движением;
- игры-хороводы;
- игры-забавы;
- игры-загадки;
- ритмические игры;
- игры с пособиями (настольные).
Подвижные игры с правилами развивают волевую сферу, быстроту реакции, формируют коммуникативные способности.
Хороводные игры (с пением) развивают координацию пения с движением, навыки различных перестроений.
Игры-забавы побуждают к творческой активности, инициативе, развивают зрительное восприятие, формируют творческие способности.
Игры-загадки развивают логическое мышление, сообразительность, стремление ребенка к осознанным умственным и практическим действиям.
Ритмические игры направлены на усвоение музыкальной речи, интонационную выразительность звука, слога, фразы, предложения, части и всего законченного музыкального и речевого построения с помощью двигательных упражнений под музыку.
Игры с пособиями (настольные) развивают музыкально-сенсорные способности : ладовое чувство, чувство ритма, тембровый и динамический слух и др.
Обучение и развитие в игре происходит постепенно. Условно можно выделить три этапа. На первом этапе создается мотивация игры, происходит объяснение, детьми осваивается игровое содержание.
На втором идет формирование двигательных, речевых, вокальных навыков, музыкально-сенсорных способностей. На третьем осуществляется автоматизация и совершенствование навыков, появляется самостоятельность детей.
Подвижные игры и хороводы. Эти игры развивают и закрепляют двигательные умения и навыки детей (хорошая осанка, правильный шаг, бег, прыжки, умение ориентироваться в пространстве).
Хороводные игры при самостоятельном исполнении их в группе, на прогулке, дома дают возможность детям проявлять свою активность в коллективе, развивают коммуникабельность, прививают любовь к народному творчеству.
Содержание (настроение, характер героев) и структура музыки определяют собой образы, действия и построение игр, хороводов с пением. Необходимо, чтобы каждая игра развивала связь характера детских движений с настроением данной музыки, чтобы эта связь в каждой возрастной группе постепенно углублялась и детализировалась. Педагог должен соблюдать последовательность в усложнении задач по воспитанию музыкального восприятия в игре через движение, научить детей выразительно двигаться, передавать тот или иной образ. Выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое развитие детей, крепость их мышц, ловкость, координацию движений.
Перед разучиванием игры, музыкальный руководитель должен сам хорошо её освоить: разобраться в её воспитательном значении, в содержании игры, определить характер музыки, проверить на себе движения. Затем педагог заинтересовывает детей содержанием и образами игры, возобновляет в памяти детей нужные сведения, представления, дополняет их новыми.
Одновременно музыкальный руководитель продумывает вопросы методики разучивания нового материала с детьми. Каждая игра требует особых методических приемов, чтобы её содержание и все задания были детям понятны и убедительны. Затем педагог знакомит детей с музыкой (мелодией песни, если это хоровод с пением, разучивает её, движениями и перестроениями новой игры. Словесные пояснения, сопровождающие показ, должны быть краткими, образными, четкими; они должны направлять внимание детей на правильное исполнение движения и на его связь с музыкой.
Для выработки у детей точности, четкости, осмысленности движений рекомендуется применять музыкально-ритмические упражнения, подражательные (имитационные) движения или использовать образное сравнение.
Развивая выразительность детского движения в подвижной игре, педагог должен ставить детей в такие условия, при которых они могли бы проявить самостоятельность и творчество в выполнении задания.
Подвижные музыкальные игры и хороводы целесообразно проводить в конце занятия, чтобы дать детям снять напряжение, доставить радость и удовольствие. Эти игры с успехом использую в развлечениях и праздниках, они становятся украшением торжества, веселят детей и их родителей.
Не нужно разучивать с детьми много игр. Достаточно в год выучить 10-12 игр. При повторе знакомых игр, дети вспоминают движения, характеризующие образы данной игры, проявляют творчество, эмоции, самостоятельность.
Подвижные игры, хороводы с пением
Название Цель
«Кто быстрей ударит в бубен»
«Кто быстрей соберется в кружок?» (с платочками, с флажками, с листочками, с ленточками) Развитие слухового внимания и быстроты реакции
«Бабушка-Яга»
«Кот и мыши»
«Зимушка морозная»
«У бабушки Натальи» Развивать умение ориентироваться в пространстве, выполнять различные перестроения, координацию пения с движениями
Музыкально-дидактические игры с пособиями
Основное назначение музыкально-дидактических игр с пособиями – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Эти игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.
Игры с пособиями должны быть интересно и красочно оформлены. Например, карточки с изображением музыкальных образов – яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры.
Эти игры целесообразно проводить в середине музыкального занятия, во время слушания музыки или перед пением, когда внимание детей наиболее сосредоточено. Полезно проводить их во второй половине дня с подгруппой детей или индивидуально, дети охотно используют игры в свободное время в самостоятельной деятельности.
Методика проведения музыкально-дидактических игр с пособиями
• знакомство с музыкальным произведением, пособиями
• постановка задания (чего надо добиться)
• освоение
• закрепление и перенос игры в самостоятельную деятельность.
Чтобы дети успешно усваивали и закрепляли музыкально-дидактические игры с пособиями, необходимо оформить в группе музыкальный уголок, где педагог помещает пособия, музыкальные инструменты. Ребята могут самостоятельно устраивать концерты, конкурсы, демонстрировать свои возможности и творческие способности детям младших групп.
Музыкально-дидактические игры с пособиями
Название Цель
«Солнышко и дождик» Различение характера музыки
«Кто идет?» «Три медведя» Различение регистров в музыке
«Весело – грустно» Определение настроения музыки
«Что делают дети?»
Закрепление знаний детей о жанрах в музыке : марш, колыбельная, танец, песня
«Лесенка»
Различение высоты звуков и направления мелодии вверх, вниз
«Веселые матрешки» «Узнай и сложи песенку» Развитие чувства ритма
«Узнай, какое время года» Развитие образного мышления и слуха детей
Сенсорное музыкальное воспитание отличается социальной направленностью. Его результаты – определенный уровень сенсорного развития детей, позволяющий им более эмоционально, сознательно относиться к музыке, отражающей жизненные явления, чувствовать красоту её звучания в единстве с мыслями и чувствами, выраженными в ней. Это происходит благодаря содержательной и разнообразной деятельности, в процессе которой формируются сенсорные способности и опыт.