Марина Коневская
Использование дидактических игр в формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В кратком дефектологическом словаре 1964 года выпуска и в современных изданиях говорится о том, что «речь – особый вид деятельности, присущий только человеку и заключающийся в общении людей друг с другом посредством языка». В речи выделяют несколько сторон: звуковую – фонетическую, словарную – лексическую, грамматическую.
Люди, общаясь, разговаривая друг с другом, выражают своё настроение, своё отношение к чему (кому) либо, обмениваются мыслями, добиваются взаимного понимания, приобретают знания и передают их…
Публикация «Использование дидактических игр в формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен освоить правильный грамматический строй речи. И ребё нок уже должен научиться:
правильно употреблять предлоги,
согласовывать слова в предложении (существительные с числительными, существительные с прилагательными; местоимения с числительными и прилагательными,
составлять не только простые предложения, но и сложные,
образовывать однокоренные слова.
новые слова из двух слов и так далее.
Дидактические игры выполняют обучающие цели, повышают эффективность работы по коррекции речи. Ребёнок получает знания, закрепляет их в процессе игры, затем обобщает. В своей практической деятельности я использую различные игровые приёмы и, конечно же, дидактические игры. Вот несколько дидактических игр из моей копилки :
Дидактическая игра «В гостях».
Логопед ставит дидактическую задачу : учить образовать слова и рассказывает сказку Л. И. Ефименковой о братьях Ик и ИЩ.
Оборудование: презентация по сказке, альбомные листы и карандаши.
Дидактическая игра «Ласковые имена» Логопед показывает куклу Леночку и спрашивает, как зовут ребят. Затем просит назвать ласково друг друга. Когда ребята назовут ласково друг друга, логопед предлагает поводить хоровод. Дети становятся в круг и со словами «Хоровод водили, ласковыми были.
В круг вызывали и ласково называли.
Выйди Оленька в кружок,
Покружись один разок» и так далее.
Оборудование: кукла, магнитофон, фонограмма (Красноухов Дмитрий «Детская улыбка»).
Дидактическая игра «Кто? Какой?» Логопед объясняет детям правила игры. Дети, доставая игрушку из мешочка назови, скажи слово - признак (какая она).
Оборудование: игрушки (из киндер – сюрприза, «волшебный» мешочек.
Дидактическая игра «Посчитай правильно». Дети, нанизывая бусинки на леску, должны их считать, согласовывая числительное с существительным.
Оборудование: коробочка с бусинками и леска.
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Оборудование: карточки с изображением большого и маленького предмета, толстого и тонкого, длинного и короткого, весёлого и грустного, холодного и горячего.
Логопед объясняет детям, что они должны образовать пары ( например: прямой и кривой). Ребята, выполняя инструкции, пересаживаются.
Дидактическая игра «Найди домик звука» Логопед объясняет, что ребята должны найти картинку с заданным звуком и затем поместить её в нужный домик (дифференциация звуков [С – Ш] например).
Оборудование: картинки на звуки [С – Ш], изображение домиков.
Дидактическая игра «Что мы делаем?» Логопед объясняет детям, что сегодня они будут с его помощью образовывать глаголы. Дети, повторяя действия логопеда, сопровождая их речью. Сопряжённо с логопедом ребята проговаривают «Топ – топ. (Что мы делаем) Топаем!» и так далее.
Ещё Платон (427 – 347 до н. э.) говорил и утверждал, «что человек, желающий стать выдающимся в каком бы то ни было деле, должен с ранних лет упражняться…». «Игра — жизненная лаборатория детства» говорил С. Т. Шацкий. И в самом деле, игра – это основной вид деятельности детей! Продолжайте обучать играя!
Список использованной литературы :
1. «Дидактические игры в детском саду». М., 1991.
2. «Речевые игры с детьми». М., 1994.
3. Краткий логопедический словарь. М., 1964.