Диденко Ленара Айдеровна
Семинар для сотрудников ДОУ «Использование схем и моделей в развитии речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
"Использование схем и моделей в развитии речи детей дошкольного возраста"
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства воспитателей-участников мастер-класса в процессе активного педагагического общения по вопросу использования технологии моделирования в обучении дошкольников пересказу и заучиванию поэтических произведений наизусть.
К. Д. Ушинский
«Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно
Публикация «Семинар для сотрудников ДОУ „Использование схем и моделей в развитии речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»
Многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что самым сложным направлением в речевом развитии является формирование связной речи дошкольников.
Обычно в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи дошкольников воспитатель использует такие методы и приёмы как вопросы, подсказывает, иногда вмешивается в процесс рассказа, пересказа наводящими вопросами, что делает занятие утомительным. Но ситуацию можно исправить, начав применять в практику технологию моделирования
Моделирование и его плюсы
Моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Моделирование помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними, т. к. дошкольники мыслительные задачи решают с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. (А. Н. Леонтьев 1981 г.).
Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. А использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.
Приемы наглядного моделирования
заместители,
пиктограммы,
мнемотаблицы.
Замещение
это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными. В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т. к. замещение основывается на каком – либо различии между персонажами
Заместители
Условными заместителями могут выступать символы разнообразного характера:
геометрические фигуры или полоски;
символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
планы и условные обозначения, используемые в них;
контрастная рамка – прием фрагментарного рассказывания и многие другие.
Пиктограмма
символическое изображение, заменяющее слова.
Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах:
как подготовительный этап к освоению письма и чтения детьми с проблемами в развитии.
как средство, помогающее изложить мысли в устной форме.
Мнемотехника
Мнезис в переводе с латинского означает память. Таким образом, приемы мнемотехники призваны облегчить запоминание и увеличить объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи :
– заучивание стихов, загадок, пословиц, чистоговорок;– пересказывание текстов;– составление описательных рассказов.
Мнемотаблицы
эффективны при пересказе и разучивании стихотворений.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все произведение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит его целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.