Елена Горбачева
Отчет о работе методического объединения по теме «Использование дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста
Ведущей деятельностью дошкольника является игра.
Большое влияние игра оказывает на развитие речи, так как игровая ситуация требует от каждого ребёнка, включённости в неё, определённые способности к коммуникации.
Публикация «Отчет о работе методического объединения по теме „Использование дидактических игр в развитии речи детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
В речевой игре от ребёнка требуется использовать приобретённые ранее знания в новых связях, новых обстоятельствах. Играя, он самостоятельно решает разнообразные мыслительные задачи, описывает предметы, выделяет их характерные признаки, находит признаки сходства и различия, отгадывает по описанию, группирует предметы по различным свойствам.
«Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Формирование речи в дошкольном возрасте - одна из серьёзнейших задач воспитания. Речь - одна из основных форм развития мышления, познания, психических свойств личности, а также его всестороннего развития. Овладение правильной речью оказывает на ребёнка огромное влияние. Он начинает мыслить более логично, последовательно обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли.
Значимость речи в жизни дошкольника
• Общение с взрослым
• Получение информации
• Овладение нормами поведения
• Приобщение к деятельности
Речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее.
ЦЕЛЬ – речевое развитие детей
Задачи.
1. Подобрать и использовать дидактические игры, направленные на развитие словаря детей; на воспитание звуковой культуры речи детей
2. Формировать разговорную (диалогическую) речь детей. Учить детей слушать и понимать обращенную к нему речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать.
Роль дидактической игры в развитии речи дошкольника
• Пополнение и активизация словаря
• Развитие связной речи
• Формирование правильного звукопроизношения
• Умения правильно выражать свои мысли
Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.
Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми.
Основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи : воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции, воспитание выразительности детской речи.
Красивая звучная речь, четкая безукоризненная дикция – это, прежде всего, верно построенное дыхание, работа над которым имеет важное значение. Поэтому мы использовали в педагогическом процессе упражнения с султанчиками, перышками, ватой, шариками, это игры: «Покатаем брёвнышки», «Бабочка лети», «Горячий чай», «Загони мяч в ворота» «Ветерок» и др. на формирование длительного целенаправленного ротового выдоха.
«Покатаем брёвнышки»
«Бабочка, лети»
«Загони мяч в ворота»
«Горячий чай»
«Ветерок»
Большое внимание в своей работе уделяли развитию мелкой моторики рук, пальчиковой и артикуляционной гимнастике
Упражнение «Наматываем ниточку»
Развитие мелкой моторики рук (обводим контур)
Пальчиковая гимнастика
Артикуляционная гимнастика
Особое внимание при развитии звуковой культуры речи, мы уделяли дидактической игре.
1. Вначале мы учили детей выделять звук.
Играли с детьми в такие игры:
«Заводные игрушки», Подскажи кукле звук» и др.
"Заводные игрушки" Заводим ключиком механические игрушки (игрушки - это дети). Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.
Ж - полетел жучок;
Р - затарахтел игрушечный мотоцикл;
Ц - запрыгала белочка;
Ф — зафыркал ёжик.
"Подскажи кукле звук". Кукла очень торопится, поэтому некоторые слова выговаривает плохо: не все звуки слышны.
Просим поправить куклу, где необходимо.
На солнышке грелся черноухий котено. (К). На него смотрел белолапый щено. (К). Он хотел его догна. (Т'). А рядом по двору гулял важный пету. (X). За ним бегали куриц. (Ы) и цыплят. (А). Хозяйка вынесла всем кор. (М) и т. д.
Кроме приведенных примеров мы используем игры : «Найди общий звук», «Посмотри внимательно», «Загадки петрушки», «Кто больше запомнит», «Звуковое лото» и другие.
2. После того как дети научились выделять звуки в словах, мы перешли к
определению места звука в слове.
Играли в такие игры:
«Цепочка слов», «Кто больше», «Кто внимательный».
Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы.
Основные направления работы :
Обогащение словаря детей именами существительными – учили детей обобщающим словам, называнию детенышей диких и домашних животных и птиц и образованию новых слов при помощи уменьшительных суффиксов.
Обогащение словаря глаголами – учили детей называть способы передвижения разных животных, называть действия, которые совершает тот или иной предмет и учили детей образовывать глаголы при помощи приставок.
Обогащение словаря именами прилагательными – учили называть вкус продукта, вводили в речь детей прилагательные-антонимы («скажи наоборот»).
Обогащение словаря наречиями проводили путем объяснений, что предметы могут быть от нас далеко или близко, находиться высоко или низко, ходить можно быстро и медленно, на улице может быть тепло, прохладно, ветрено, пасмурно и т. д.
Все эти игры не только значительно обогащают словарный запас детей, но и дают начало развитию его наблюдательности над словами, пробудят интерес к родному языку.
Основные направления работы :
Обогащение словаря именами существительными - дети должны уметь назвать группу предметов одним обобщающим словом: «Тарелка, вилка, нож, стакан - это посуда. Пила, топор, молоток, дрель- это инструменты.» и т. д. Далее необходимо научить ребенка называть детенышей диких и домашних животных и птиц : «У курицы - цыпленок, у овцы- ягненок, у вороны- вороненок, у ежа- ежонок и т. д.». Ваш малыш должен овладеть и правилами образования новых слов при помощи уменьшительных суффиксов: «Стол- столик, шапка- шапочка, жук- жучок, башня башенка, круг-кружок и т. д.»
Обогащение словаря глаголами – умение называть способы передвижения разных животных : «Птицы, мухи, комары летают. Рыбы, утки, киты плавают. Змеи, черви, гусеницы ползают. Лягушки, зайцы прыгают.». Ребенок должен уметь назвать действия, которые совершает тот или иной пред мет: «Собака стоит, лежит, спит, лает, ест, играет и т. д.». Трудности вызывает и называние голоса животных и птиц: «Тигр рычит, змея шипит, собака лает, лошадь ржет и т. д.» Для закрепления материала ребенка надо спрашивать: «Кто рычит? Кто кукует? Что делает собака? А волк?». Необходимо научить малыша образовывать глаголы при помощи приставок: входит, выходит, заходит, подходит, обходит, переходит и т. д.
Обогащение словаря именами прилагательными: ребенок должен уметь назвать вкус продукта: «Соль соленая, сахар сладкий, лимон кислый…» и ответить на вопросы: «Что бывает кислое? Соленое? и т. д.». Знание цветов и оттенков закрепляется вопросами: «Какого цвета небо? - Небо синее.». В речь ребенка необходимо вводить прилагательные-антонимы («скажи наоборот») : «Дерево высокое, а куст низкий. Река широкая, а ручей узкий. Береза белая, а черника черная.». Есть имена прилагательные, которые образуются от имен существительных. Их то-же надо вводить в речь дошкольника. «Этот стакан сделан из стекла. Значит, он какой? Стеклянный.». Для обучения образованию притяжательных имен прилагательных можно поиграть в игру «Чей? Чья? Чьё?» : «У оленя голова чья? Оленья. У белки хвост чей? Беличий. У зайца уши чьи? Заячьи.»
Обогащение словаря наречиями можно проводить путем объяснений, что предметы могут быть от нас далеко или близко, находиться высоко или низко, ходить можно быстро и медленно, на улице может быть тепло, прохладно, ветре-но, пасмурно и т. д.
В процессе работы мы сделали речевые уголки в старшей группе: Речевой уголок в старшей группе
И в младшей группе: Речевой уголок в младшей группе
Подобрали дидактические игры : Дидактические игры
НАГЛЯДНО - ИГРОВЫЕ ПОСОБИЯ
Вот дети младшей группы рассматривают предметы: Одежда
Дети старшей группы играют в Дидактическую игру «Алфавит»
Презентации по развитию речи детей : игрушки, мебель, овощи, профессии.
Использование дидактических игр в режиме дня ДОУ: в режимных моментах: свободной деятельности детей, на прогулках, в индивидуальной работе и НОД.
Собирание пазлов также оказывает влияние на развитие речи детей
Дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитие речи детей : пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.