Наталья Нижевясова
Использование наглядного материала в развитии монологической речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Монологическая речь – это речь одного человека, не перебиваемая репликами других людей. В дошкольном возрасте дети только еще начинают овладевать монологической речью. Поэтому они нуждаются в своевременной помощи со стороны взрослых, в их советах и указаниях. В процессе обучения дети овладевают умением использовать в монологической речи несложные образные описания, сравнения, а так же различные интонационные оттенки.
Публикация «Использование наглядного материала в развитии монологической речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей, вещей, природы.
В младшем дошкольном возрасте ребенок для достижения речевых целей широко использует внеречевые средства (мимика, жест). Поэтому он следит за действием воспитателя. В этом возрасте мы используем в основном игры с сюжетными игрушками; игры – имитации; игры имитации, сопровождаемые текстом; игры со строительным материалом. В игре в основном слышна речь воспитателя, ребенок лишь задает вопросы.
В процессе общения у ребенка 3-х лет появляются первые формы монологической речи : умение рассказывать об эмоционально значимых событиях, используя высказывания из 2-3 предложений.
Занятия проводятся в виде игры. На них дети вместе с воспитателем описывают игрушки, обыгрывая какое – то действие. Воспитатель задает вопросы от имени игрушки, а ребенок отвечает и совершает игровые действия. В такой игре используются постройки («У лисички нет домика»); принадлежности из творческой игры «Больница» («Наш зайчик заболел»); предметы чайного сервиза(«Кукла Маша ждет гостей»).
В процессе таких занятий у ребенка появляются первые формы монологической речи.
Существенную роль в развитии речи детей четвертого года жизни начинает играть чтение книг, рассматривание картин, предметов, наблюдение за объектами природы под руководством воспитателя. Появляются зачатки монологической речи. Дети используют элементы монологической речи в сообщениях о выполнении поручений, в разговорах с воспитателем, по договариванию стихов, в пересказе известных текстов. В этом возрасте на занятиях используем различные предметы, игрушки и картинки. С их помощью составляют описательные рассказы. Дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части связаны друг с другом.
У детей 5 – го года жизни отмечаются значительные успехи в речевом развитии, расширяется их словарный запас, речь постепенно становится грамматически оформленной. Составляются короткие (5-6 предложений) описательные рассказы о предметах, рассказы из собственного опыта; пересказывают литературные произведения, воспроизводят текст по иллюстрациям. Сочиняют повествовательные рассказы по игрушкам и картинам.
Главной задачей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста является совершенствование монологической речи. Дети пересказывают литературные произведения самостоятельно. Правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизведя диалоги действующих лиц. Они способны понимать и запоминать авторские средства выразительности, замечать их в рассказах сверстников и использовать эти средства в собственном пересказе, пересказывать произведения близко к тексту, по ролям, по частям, от литературного героя.
Составляют описательные рассказы о предметах, объектах и явлениях природы. Создают разнообразные виды творческих рассказов: в старшей группе – придумывание продолжения и конца к рассказу; рассказы по плану воспитателя; в подготовительной группе – рассказы, сказки на тему, предложенную воспитателем.
Чем лучше усваивает ребенок различные способы обучения, тем значительнее его успехи в овладении монологической речью.