Наталья Демарчук
Исследовательско — игровой проект «Воздух» для второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательско - игровой проект «Воздух» для второй младшей группы.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ. Воздух занимает главную, значимую роль в жизни человека Его нельзя увидеть, потрогать но он присутствует во всём что нас окружает Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять его значимость, его свойства.
ПРОБЛЕМА. Детям тяжело и принять то, что нельзя увидеть и потрогать.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ.
Публикация «Исследовательско — игровой проект „Воздух“ для второй младшей группы» размещена в разделах
Формировать исследовательские навыки (поиск информации в энциклопедии и других литературных источниках, из телевизионных передач, из общения со взрослыми, путём опытов и экспериментов.
Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познавать новое.
Приобщить детей к желанию делиться информацией, участвовать в совместной экспериментальной деятельности.
Развивать умение работать в коллективе.
МОТИВАЦИЯ. Мы с детьми решили выяснить, можно ли увидеть и почувствовать воздух.
I ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
-Создание развивающей среды.
-Подбор методической литературы и материалов.
-Разработка занятий.
I I ЭТАП. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.
Игровая деятельность-игра малой подвижности ”Раздувайся пузырь”, настольная игра ”Футбол”(направленная на развитие воздушной струи, игры с водой, с воздушными шарами, игры с мячами- прыгунами.
Чтении е- р. н. с. ”Пузырь, соломинка и лапоть”
Работа с родителями - помощь с подготовкой и приобретением материала.
ЗАНЯТИЕ №1
“Что в пакете?”
ЦЕЛЬ. Учить детей обнаруживать воздух в окружающем пространстве.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ. Полиэтиленовые пакеты по количеству детей.
ХОД. Дети рассматривают пустые полиэтиленовые пакеты. Педагог спрашивает, что находится внутри пакета. Отвернувшись от детей, педагог набирает в один из пакетов воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что ничего в нём нет. Взрослый обращает внимание на то, что когда открывали пакет, тот перестал быть упругим и объясняет, что в нём был воздух. Спрашивает, почему кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, лёгкий).
РЕЗУЛЬТАТ. Дети наполняют воздухом свои пакеты, закручивают их, развивая мелкую моторику.
ВЫВОД. Везде, вокруг нас находится воздух. Он прозрачный, невидимый, лёгкий.
ЗАНЯТИЕ №2.
“Надувание мыльных пузырей”
ЦЕЛЬ. Научить детей пускать мыльные пузыри и познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ. Тарелка (поднос, клеёнка, стеклянная воронка соломка, мыльный раствор.
ХОД. Педагог наливает в тарелку или на клеёнку мыльный раствор, кладёт в середину тарелки предмет и накрывает его стеклянной воронкой. Затем дует в трубочку воронки и, после того, как образуется мыльный пузырь, наклоняет воронку и освобождает из-под неё пузырь. На тарелке должен остаться предмет под мыльным колпаком (можно при помощи соломинки вдуть в большой пузырь несколько маленьких пузырьков).Педагог объясняет, как получается мыльный пузырь, предлагает детям надуть мыльные пузыри. Все вместе рассматривают и обсуждают: почему увеличился пузырь, откуда взялся воздух, почему одни пузыри маленькие, а другие большие.
РЕЗУЛЬТАТ. Дети познакомились с происхождением мыльных пузырей и научились пускать их.
ВЫВОД. Мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путём надувания. Пузырь увеличивается в размере, когда туда попадает воздух. При надувании мыльных пузырей мы выдыхаем воздух из себя. Пузыри получаются разного размера из-за разного количества воздуха в них.
ЗАНЯТИЕ №3.
“Игры с воздушным шариком”
ЦЕЛЬ. Познакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, и обнаружить его.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ. Два воздушных шара (один слабо надут- мягкий, другой надут сильно-упругий,воздушные шарики на каждого ребёнка, ёмкость с водой.
ХОД. Педагог вместе с детьми рассматривает два воздушных шара. Дети играют с обоими шарами и выясняют, с каким удобнее играть и почему (с тем, который больше надут,так как он легко отбивается, летает, плавно опускается и т. д.). обсуждают причину различия в свойствах: один упругий,потому что он сильно надут, а другой – мягкий, потому что он слабо надут. Педагог предлагает детям подумать, что нужно сделать с мягким шариком, чтобы с ним тоже хорошо было играть (побольше надуть); что находится внутри шарика (воздух); откуда воздух берётся (его выдыхают).
Педагог показывает,как человек вдыхает и выдыхает воздух, подставив руку под струю воздуха. Выясняет, откуда берётся воздух внутри человека (его вдыхают).
Мягкий шарик надувают, чтобы он стал упругим, опускают отверстием в воду, чтобы увидеть, как сдувается шарик и выходит через пузырьки воздух. Дети повторяют опыт самостоятельно.
РЕЗУЛЬТАТ. Дети научились обнаруживать воздух внутри себя и использовать его для надувания шарика.
ВЫВОД. Внутри человека есть воздух,который он вдыхает извне и постепенно выдыхает. Внутри надутого воздушного шарика тоже есть воздух, который туда попал при выдохе человека. Чем больше воздуха в шарике, тем он более упругий.
ЗАНЯТИЕ №4
“Фокус с апельсином”
ЦЕЛЬ. Дать представление о том, что предмет в одежде” из воздуха” не тонет. По воздуху передаётся запах.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ. Ёмкость с водой, три апельсина.
ХОД. Педагог предлагает детям закрыть глаза, сам в это время чистит апельсин. Уточняет у детей, чем он сейчас занимается, и как они догадались (чистит апельсин,по запаху). Воспитатель уточняет,что запах апельсина распространяется (плывёт) по воздуху. Предлагает детям посмотреть фокус.
В ёмкость с водой помещается апельсин очищенный- он тонет. Апельсин целый- плавает. Очищает второй апельсин -тонет, как и первый. Третий апельсин, целый, погружает в воду -плавает.
РЕЗУЛЬТАТ. Дети пришли к выводу, что если на предмет, который тонет, надеть”одежду из воздуха”, то он будет плавать.
ВЫВОД. Воздух помогает держаться на воде.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА. Проведение открытого НОД по данному проекту.
(проект рассчитан сроком на одну неделю).
Конспект занятия по познавательному развитию «Где прячется воздух?» (вторая младшая группа)
Цель: Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщить и уточнить знания детей о свойствах воздуха.
- Познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха.
- Формировать навыки запоминания, используя символику.
Развивающие:
- Развивать навыки проведения опытов.
- Расширять и активизировать словарь детей.
- Поощрять выдвижение гипотез.
- Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность при работе с водой, воспитывать любознательность.
Гипотезы:
- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха – «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух есть внутри предметов;
- воздух есть внутри людей.
Оборудование:
- персонаж Незнайка;
- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);
- тазик с водой;
- пластиковая бутылка;
- стаканчики с кипяченой водой и трубочки (по количеству детей);
- воздушные шары (по количеству детей);
- фартуки (по количеству детей).
Ход занятия:
- Ребята, сегодня я предлагаю вам быть учеными и заняться исследованиями. А что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
«Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас».
- Правильно, это воздух. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие ученые. С помощью опытов попробуем обнаружить воздух.
Незнайка: Здравствуйте, ребята! А что это вы тут собираетесь делать?
- Здравствуй, Незнайка! Мы с ребятами хотим поговорить о воздухе.
Незнайка: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может его, и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята?
- Скажите, ребятки, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим).
- Раз мы его не видим, значит, какой воздух? (прозрачный, невидимый, бесцветный).
- Я приготовила карточки, на которых нарисованы условные обозначения. Всё, что мы сегодня узнаем о воздухе, будем обозначать ими.
(выставляю карточку)
- Итак, мы с вами сказали, что воздух бесцветный, невидимый, прозрачный.
Незнайка: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и вовсе нет!
- Погоди, погоди, Незнайка! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!
Незнайка: Всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!
- Ребята, давайте докажем Незнайке, что воздух всё-таки есть!
- А как вы думаете, что надо сделать, чтобы увидеть воздух? (поймать воздух).
- А может вы знаете, как можно поймать воздух?
- Хотите я научу вас? (да).
ОПЫТ № 1: С полиэтиленовым пакетом.
- Возьмите полиэтиленовый пакет, что в нём? (он пуст).
- Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он? (тоненький).
- Теперь мы набираем в пакет воздух вот так (показываю) и закручиваем его.
- Каким он стал? (объемным, выпуклым, упругим, похож на подушку).
- Почему, как вы думаете? (потому что в пакете находится воздух, который раздувает его).
- Правильно. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух.
- Каким стал пакет? (тоненьким).
- Почему? (в нем нет воздуха).
- Так что надо сделать, чтобы увидеть воздух?
- Смотри, Незнайка, отсюда вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать.
(выставляю карточку)
Незнайка: А вот бутылка точно пустая, даже если там есть воздух, то как вы проверите? Никак!
- Ребята, как вы думаете, в бутылке есть воздух?
- Как можно проверить?
- Давайте проверим.
ОПЫТ № 2:
-Пустую прозрачную бутылку надо опустить в воду так, чтобы она начала заполняться.
- Что происходит? (выходят пузырьки).
- Почему из горлышка выходят пузырьки? (это вода вытесняет воздух из бутылки).
- Отсюда вывод: большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
(выставляю карточку)
- Ну, что Незнайка, теперь ты убедился, что в бутылке есть воздух?
- А теперь, я предлагаю вам отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА
Коль с водой имеем дело (переливаем воду из одного кулачка в другой).
Рукава засучим смело (засучиваем рукава).
Пролил воду – не беда (руки на поясе, покачать головой).
Тряпка под рукой всегда (трем ладошки друг о дружку).
Фартук – друг. Он нам помог (провести от шеи до колен ладонями).
И никто здесь не промок (руки на поясе, повороты головой в стороны).
Ты работу завершил? Все на место положил! (шаг на месте).
Незнайка: Так, так, так! Вот теперь я знаю, что в предметах, где, кажется пусто, на самом деле спрятался воздух. А интересно внутри людей есть воздух?
- Ребята, как вы думаете, есть воздух внутри нас? Почему вы так думаете? Как можно доказать?
- Давайте проверим. Проходите, садитесь за столы.
(на столах стаканчики с водой и трубочкой)
ОПЫТ № 3: Воздух в человеке.
- Надо подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
- Что происходит? (выходят пузырьки).
- Что это значит? (что внутри нас есть воздух).
- Вот видишь, Незнайка, внутри нас есть воздух.
Незнайка: А как же воздух попадает в человека? (через нос).
- Правильно, мы сначала вдыхаем воздух через нос, а потом выдыхаем через трубочку и таким образом образуются пузырьки, это из нас выходит воздух.
- Незнайка, отсюда вывод: воздух есть внутри человека.
(выставляю карточку)
- Ну что, Незнайка, теперь ты убедился, что воздух есть и он вокруг нас?
- Ребята, нам удалось доказать Незнайке, что есть воздух вокруг нас?
- А обнаружить воздух?
Незнайка: Да, много я сегодня узнал о воздухе! Спасибо вам, ребята!
- Что мы теперь знаем о воздухе?
1. что воздух прозрачный, невидимый, бесцветный.
2. чтобы увидеть воздух, его надо поймать.
3. что воздух есть внутри предметов.
4. что воздух есть внутри человека.
- Ребята, вам понравилось быть учеными и делать опыты?
- Я думаю, что мы с вами продолжим работу над исследованиями.
- Ой, Незнайка, что ты там делаешь?
Незнайка: Я запираю воздух в красивые шарики. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух.
Спасибо, ребята. Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!
- До свидания, Незнайка!
Спасибо вам, ребятки. Ну, а теперь пойдем на улицу – дышать свежим воздухом!