Ирина Волкотруб
Познавательно-игровой проект во второй младшей группе «Кукла в жизни ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта :
Тип проекта :
информационно-исследовательский,
фронтальный, внутри ДОУ.
Участники:
воспитатели, дети, родители.
Срок реализации:
6 месяца (ноябрь2018 – март2019).
МАДОУ д/с к/в №13 «Чиполино» г. Наро-Фоминск.
Вторая младшая группа №4
Актуальность:
Пожалуй, самая главная игрушка для детей всех возрастов — это кукла.
Публикация «Познавательно-игровой проект во второй младшей группе „Кукла в жизни ребёнка“» размещена в разделах
В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики. Разнообразие кукол столь велико, что его трудно привести в какую-то систему, дать классификацию или типологию кукольного мира. Куклы отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и своей роли в игре. Куклы могут быть сделаны из самого разного материала. Они бывают тряпичными, пластмассовыми, фарфоровыми, резиновыми, деревянными, пластиковыми и пр. Бывают разного размера — от крохотных пупсиков до огромных "девиц", ростом с 5-летнего ребенка. Куклы могут изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети-дошкольники. И, наконец, они могут различаться по характеру, что собственно и определяет суть игры и роль самой куклы в этой игре. Кукла по сути своей — отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей, вкладывает в уста куклы, свои слова, мысли, переживания, через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке — красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.
Постановка проблемы.
Работая в детском саду, с грустью замечаешь, что наши дети, особенно в старших группах, мало внимания уделяют игре с куклой. А ведь кукла – воплощение сокровенного детства, когда всё вокруг представляется живым, волшебным и обещающим чудо.
Современные дети несмотря на обилие игрушек в магазине стали играть не меньше, а хуже. Качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм — шалостей, проказ, забав. Хотелось бы, чтобы дети больше уделяли внимания игре с куклой
Кукла – одна из немногих, которую ребёнок выбирает сам, и потому способы игры с ней продиктованы его фантазией, воображением, выдумкой. В игре раскрывается динамика образа куклы, её субъективно – объективный смысл. Для каждого ребёнка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности.
Мы в своей группе стараемся чаще включать кукол в жизнь детей, делать её участниками детской жизни. Например: кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с ней. В игре, при придумывании диалогов, кукла способствует развитию устной речи, увеличение его словарного запаса. В игре с куклами развивается мелкая моторика ребёнка. Держа в руках игрушки и имея дело с декорациями, ребята визуально и сенсорно познают большое и маленькое, высокое – низкое.
Цель проекта :
Побуждение интереса к кукле, обогащение и систематизация знаний детей, родителей и педагогов о кукле.
Задачи проекта :
С детьми:
• Развивать игровые, познавательные, коммуникативные способности с учётом их индивидуальных способностей;
• Формировать знания о образах кукол в литературных и музыкальных произведениях;
• Формировать у ребёнка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к куклам;
• Развивать и обогащать знания детей о куклах, истории их возникновения, видах кукол;
• Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;
• Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей
• Развивать речь детей (речь-описание, монолог, речь-доказательство)
• Развивать мелкую моторику рук (пеленание,лепка)
С родителями:
• Дать родителям знания о значении куклы, ее роли в игре ребенка: помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него;
• Привлечь родителей к выполнению общего интересного дела.
С воспитателями:
• определить значимость куклы в жизни детей;
• собрать информацию о разнообразии кукол.
Предметно-развивающая среда:
• обновление и обогащение предметно-развивающей среды в группе.
Материал:
• куклы семьи и детского сада;
• книги, иллюстрации, презентации по теме;
• материалы для изготовления кукол
• магнитофон, аудиозаписи русских народных мелодий
Этапы реализации проекта :
• Первый этап – подготовительный.
Опрос детей в игровой форме на тему «Моя любимая кукла.»
Знакомство с историей появления кукол на Руси.
Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме;
Определение цели и задач проекта;
Составление плана работы над проектом.
Домашнее задание: "Куклы ваших мам и бабушек" (беседы с родителями, рассматривание старых кукол).
• Второй этап – основной.
Подбор дидактических и развивающих игр по теме «Кукла в жизни ребёнка»;
Разработка и реализация конспектов НОД;
Подбор художественной литературы.
Знакомство с бумажными куклами. Раскрашиваем платье для кукол.
Лепим куклы из пластилина.
Играем с театральными куклами.
Игра с современными куклами (куклы Барби, роботы-трансформеры).
Игры с куклами-сувенирами (фарфоровые, необычные, поющие и танцующие куклы).
• Третий этап – заключительный.
Проведение мастер-класса.
Консультация. "Народная кукла, как средство приобщения ребенка к народной культуре"
Мини-музей: «Наши любимые куклы».
Сюжетно-ролевая игра: «Купание куклы Насти».
Ожидаемые результаты проекта :
Дети:
Развитие устойчивого интереса к куклам;
Проявление доброты, заботы, бережного отношения к куклам;
Развитие речевой активность детей в разных видах деятельности;
Знание детьми стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с куклами;
Родители:
Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
Повышение компетентности родителей при выборе игрушки.
Воспитатели:
Побуждать воспитателей использовать куклу в педагогическом процессе, применять модель включения куклы в педагогический процесс
детского сада, включающую три направления работы с детьми:
формирование знаний и интереса к кукле, развитие способов взаимодействия с куклой, «деятельность ради куклы».
Пояснительная записка.
Кукла – первая среди игрушек, древняя по происхождению – всегда была центром внимания всякой моды, всякого художественного течения.
История возникновения куклы.
Если верить мифам, кукла появилась раньше людей. Так, древнекитайское сказание повествует о том, как богиня Нюй-ва лепила человечков. Случилось это очень давно, совсем молодая Земля, только что отделилась от неба, но на ней уже высились горы и текли реки, росли цветы и деревья, птицы пели песни, а в лесах бродили звери. Но людей ещё не существовало, и потому мир был просторен и тих. По этой прекрасной Земле бродила Нюй –ва.
Как-то раз она присела на берегу реки, взяла горсть жёлтой глины, смочила её водой и, глядя на своё отражение, вылепила фигурку маленькой девочки. Лишь только богиня поставила куклу на землю, глиняная малышка ожила и весело запрыгала. Нюй-ва улыбнулась и дала ей имя-Жень, что по- китайски значит «человек». Богине так понравилось лепить маленьких человечков, что скоро она наделала их, очень много. Эти создания начали кричать и танцевать, а потом разбежались в разные стороны. Нюй-ва уже не чувствовала себя такой одинокой, весь мир теперь вокруг неё был заселён.
Когда дети играют с куклами, они чувствуют ответственность, они их обучают, разговаривают, баюкают, кормят, наказывают за капризы и проступки, хвалят за аккуратность и послушание, учат их читать, танцевать, они учатся вместе с ними. Куклы обогащают эмоционально-нравственную сферу ребёнка, формируют навык диалогового общения, помогают ребёнку занять позицию «другого», учат понимать эмоциональное состояние людей, преодолевать эгоцентризм – что в наше время встречается очень часто.
Но самую главную роль кукла играет в формировании у девочки понятия будущей мамы, а у мальчиков- будущего отца. Но с куклой чаще увидишь девочку, чем мальчика. Если бы взрослые не поделили мир детских увлечений на игрушки для мальчиков и девочек, то мир фантазий, игр и практического опыта детей, стал бы несомненно, богаче. Целостность и богатство этого мира призвана обеспечить кукла. Как куклы объединяют мальчиков и девочек в совместной игре, так и ребёнок объединяет взрослых в любви, заботе о нём и друг о друге.
Кукла помогает ребёнку преодолеть собственные страхи, переживать события своей и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию, формирует социально приемлемый опыт выхода из конфликтных ситуаций, обогащает речевые навыки диалогового общения, обучает партнёрскому взаимодействию со взрослыми и сверстниками, развивает творческое воображение.
Виктор Гюго писал: «Кукла - одна из самых настоятельных потребностей и вместе с тем воплощение одного из самых очаровательных женских инстинктов у девочек. Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно также немыслима, как женщина без детей».
На Руси куклы издревле были не только девчачьей забавой. Все дети играли в куклы, пока ходили в рубахах. И лишь тогда, когда мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Некоторых родителей увлечения мальчиков играми в куклы пугают и настораживают, но беспокоиться не стоит, пройдут годы, мальчики сами станут папами, и тогда приобретённый в детстве опыт общения с куклой поможет проявить заботу о собственном малыше, понимать его внутреннее состояния, любить. Ведь забота и любовь к ближнему, это самое главное.
Дошкольник, мальчик или девочка, прежде всего человек, а кукла помогает развитию именно человеческих качеств и проявлений в ребенке.
Список литературы:
1. Васильева, М. В. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] : метод. пособие / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 3-е изд. испр. и доп. - М. : Мозаика- Синтез, 2005. -208 с.
2. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. [Текст] : Пособие для педагогов дошкольных учреждений. / Н. Е. Веракса -М. : Мозаика-Синтез, 2008.-112с.
3. Виноградова, Н. А. Образовательные проекты в детском саду. [Текст] Пособие для воспитателей / Н. А. Виноградова, Е. А. Панкова. - М. : Айрис-пресс, 2008.-208с. - (Дошкольное воспитание и развитие)
4. Журавлева, В. Н. Проекная деятельность старших дошкольников. [Текст] / сост. В. Н. Журавлева. -Волгоград: Учитель, 2011. -202 с. : ил.
5. Захарова, М. А., Костина, Е. В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. [Текст]/ М. А. Захарова, Е. В. Костина. - М. : Школьная Пресса, 2010.-64 с. ; илл. -(Дошкольное воспитание и обучение- приложение к журналу «Воспитание школьников»;Вып. 226.) (Серия «Мастер-класс педагогов ДОУ») .
6. Рыжова, Н. А. и другие. Мини-музей в детском саду. [Текст] / Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова, А. И. Данюкова. – М: Линка – Пресс, 2008.256 с., илл.