Татьяна Касьянова
Исследовательско-творческий проект в средне-младшей группе «Чудеса вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательско-творческий проект в средне-младшей группе «Чудеса вокруг нас»
Что я слышу – забываю.
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю.
Конфуций.
Паспорт проекта
1. Вид проекта : исследовательско – творческий.
2. Продолжительность: долгосрочный,
3. Автор проекта Касьянова Т. В.
4. Участники проекта : средне-младшей группы «Теремок»
5. Актуальность темы:
Публикация «Исследовательско-творческий проект в средне-младшей группе „Чудеса вокруг нас“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2019
Дети очень любят экспериментировать. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования представляют возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, они удивляют. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
6. Цель проекта : создание условий для экспериментальной деятельности детей; для формирования экологической культуры и развития познавательного интереса детей.
7. Задачи проекта :
- создавать условия для формирования у детей познавательного интереса.
- развивать у детей любознательность в процессе наблюдений и к практическому экспериментированию с объектами.
- формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза, классификации и т. д., в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи.
- развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности.
- учить объяснять наблюдаемое.
8. Предполагаемый результат:
- расширить и углубить знания и представления ребенка об окружающем мире;
- развить познавательные умения через экспериментальную деятельность;
9. Продукт проектной деятельности : альбом «Опыты по экологии», картотека опытов.
План реализации проекта во второй младшей группе
Подготовительный этап проекта (1-2 я неделя) :
1. Создание экспериментальной лаборатории в группе;
2. Обогащение уголка экспериментирования необходимыми материалами, приборами.
3. Изготовление схем, моделей, которые отображают основные свойства веществ.
4. Подбор подвижных и речевых игр, стихов и загадок о неживой природе.
5. Составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы.
6. Составление и создание опытов, экспериментов с разными объектами неживой природы.
Исследовательский этап проекта
Тематическое планирование занятий и опытов к проекту.
Виды деятельности Название Цель
«Вода – чудо природы» сентябрь-октябрь
Игры-опыты
«Прятки с водой» Дать представление о свойствах воды, о том, что вода может изменять цвет
Экспериментирование
«Переливание воды» Формировать знания о том, что вода льется из разных сосудов по-разному «Мыло-фокусник»
БеседЫ «Кому нужна вода», «Свойства воды». «Разрезные картинки», «На что похоже облако», «Найди отражение», «Следы», Игры – имитации: «Вода в стакане», «Зеркало»
Аппликация
«Красивые чашки для волшебницы-воды» Учить наклеивать готовые формы в определенной последовательности
Чтение художественной литературы
Рассказ «Как Костя не умывался» Ознакомить с рассказом, помочь в понимании содержания
Презентация «Вода вокруг нас»,
Подвижные игры: «С султанчиками и вертушками», «Тучка и капельки», ««Ручеёк», «На болоте», «Море волнуется», физкультминутки «Тихо плещется вода», Пальчиковая гимнастика: «Дождик капнул на ладошку», «Дождик, дождик, веселей!»; Формирование самостоятельной двигательной активности.
Загадки о воде, песенки и потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Ай, лады, лады, лады», «Дождик, дождик не дожди!», «Дождик, дождик, пуще!»
«Воздушные чудеса» октябрь-ноябрь
Беседа «О свойствах воздуха» Знакомить детей с воздухом
Опыт «Игры с соломинкой» Знакомить детей с тем, что внутри человека есть воздух, помочь обнаружить воздух
Исследование «Как мы сможем сделать из мыла воздушную пену» Подвести к выводу о том, что мыло пенится
Экспериментирование «Игры с воздушным шариком» Ознакомить с тем, что внутри человека есть воздух, помочь сделать фокус – обнаружить воздух
Игра «Пускание мыльных пузырей» Стимулировать двигательную активность
Наблюдение и беседа «Почему летит мыльный пузырь?» Стимулировать познавательную и речевую активность
Просмотр видиопрезентации «Для чего нам нужен воздух»,
Экспериментирование «Что в пакете» Помочь в обнаружении воздуха в окружающем пространстве
«Наблюдение за ветром» Развивать внимательность, наблюдательность и смекалку
Эксперимент «Послушный ветерок» Развивать умение правильно дышать ознакомить с таким свойством воздуха: воздушный поток имеет различную силу
Дыхательное упражнение «Легкий ветерок» Учить остужать еду, слегка подув на нее
В мире предметов. (декабрь)
Цель: уточнить и обобщить знания детей о свойствах предметов, материалов из которых они сделаны. «В гостях у Карандаша и Гвоздя Гвоздовича»,
Опыты и эксперименты: «Плавающие и тонущие предметы», «Зачем зайчику другая шуба», «Как достать скрепку», «Волшебная рукавичка», «Заманчивый магнит», «В мире пластмассы».
Просмотр видиопрезентации «Что из чего сделано». Игра «Мастерская по ремонту» Игра «Угадай, что из чего сделано» «Послушай и скажи, что упало?»
«Вода, снег, лед» (январь-февраль)
Продолжать знакомить детей со свойствами воды, льда и снега. Подвести к пониманию того, что снег и лед – это тоже вода, знакомить с различными агрегатными состояниями воды
Эксперименты: «Льдинка и снежинка», «Пар – это тоже вода», «Освобождение бусинок из ледяного плена»
Занятие «Почему растаяла Снегурочка?». Беседа «Защитные свойства снега».
Проблемные ситуации «Что если …. (не убирать снег/ не посыпать лед песком/ не будет снега». «Почему опасен лёд? Наблюдение с последующим обсуждением - «Следы на снегу», «Сосульки» Изготовление цветных льдинок. Чтение художественной литературы: Р. н. п. «Как на тоненький ледок», И. Суриков «Снег».Э. Успенский «Проказы матушки зимы»
А Прокофьева «Как на горке, на горе» В. Берестова «Снегопад», сказки «Снегурочка».
Рисование «Снежинка», «Дворец Снежной королевы», «Зима»
«Знакомимся с песком и глиной» (март)
Рисование на песке
«Чудесное превращение круга и квадрата» Закреплять знание о геометрических фигурах, развивать воображение детей
Проблемная ситуация, игра «Юные кладоискатели» Развивать наблюдательность, изучение свойств песка, учить находить игрушку в песке
Опыты. «Погружение предметов в мокрый и сухой песок» «Удивительный песок»
НОД «Песочная страна» о свойствах мокрого и сухого песка. Беседа «Где работает песок»
Игра с песком «Постройка зоопарка» Помочь в изучении свойств сырого песка, в совершенствовании конструктивных умений. Рассматривание глиняных, расписных предметов (игрушки, посуда), просматривание видеопрезентации «Как и где люди применяют глину и песок в жизни». Знакомство с местным мастером гончаром из студии «Сварог» Евдоковым А. И. и его изделиями. Игры «Следы на песке»,
Чтение сказки «Глиняная сказка» автор Ф. Кривин, «Глиняный парень», рисование по теме «Дымковские игрушки». Лепка из глины. «Радужный хоровод», «Уточка». Игры с кинетическим песком. Рассматривание альбома, иллюстраций, книг, открыток по теме: «Почва, песок, глина» Мастер-класс для родителе и детей «Рисуем песком».
«Чудеса в природе – солнышко» (апрель)
Эксперименты Что такое тень?» «Поймаем солнечного зайчика»
Чтение художественной литературы: :Стихотворение Г. Бойко «Солнышко» Ознакомить с новым стихотворением, помочь в понимании содержания.
Пальчиковая игра «Солнышко, солнышко» Способствовать развитию моторики рук.
Рисование «Светит солнышко в окошко» Обучать рисованию предметов круглой формы, закрашиванию по контуру
Беседа «Учимся радоваться солнышку и природе» Развивать интерес и эмоциональную отзывчивость на явления неживой природы
Игра-ситуация «Солнечные зайчики» Способствовать развитию воображения, побуждать к двигательной активности
Тематическая прогулка
«У солнышка в гостях» Учить наблюдать за солнышком
«Чудеса растений» (май)
Опыты «Нужен ли корешкам воздух?» «Что выделяет растение» «Где лучше растениям расти?».
Беседа: «Солнце и растения» .Художественное творчество – рисование «Цветочный калейдоскоп» беседа «Раз цветочек, два цветочек…» Индивидуальная работа в уголоке природы. Уход за растениями. аппликация «Цветики-цветочки», «Цветут сады» (рисование) .
Дидактическая игра «Собери букет» Подвижные игры Мы – цветы (Зарядка) Живая клумба. «Угадай дерево», «С какого дерева листок?», «Четвертый лишний», «Детки с какой ветки?» Загадывание загадок по теме «Цветы», «Растения». Пальчиковые игры. «Садовник», «В лесу» чтение стихотворения С. В. Михалкова «Овощи». С. Есенин «Береза», «Черемуха», сказка «Вершки и корешки».
Заключение
Наш проект посвящен опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Ребенок охвачен жаждой познания огромного мира. Самый эффективный способ — это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями. Мы проводили опыты с воздухом, водой (льдом, песком. Дети были в большом восторге от проделанной работы.
Подведение выводов по проекту
Расширили представления детей о мире живой и неживой природы через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями. Сформировали представление о необходимости бережного отношения к природе через различные виды деятельности: познавательную, творческую (художественно-эстетическую) и коммуникативную.
Изучение и анализ тематической литературы, проведенная опытно экспериментальная работа подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
Систематизированная работа по развитию поисково-исследовательской активности приводит к формированию у детей первоначальных навыков самостоятельности, способствует обогащению жизненного опыта; развивает инициативу.
Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям и ставили свои небольшие опыты. Родители много помогали в организации уголка по экспериментальной деятельности. Также они заполняли анкеты, знакомились с консультациями, а мы старались организовать взаимодействие между семьей ребенка и детским садом.
Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи (умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи) В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем.
Литература:
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Мозайка- Синтез, Москва, 2015
2. «Занятия по ознакомлению с природным и социальным миром» во второй младшей группе детского сада Дыбина О. В. Мозаика- Синтез, 2015
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метод. Рекомендации/под общ. ред. Л. Н. Прохоровой. -3-е изд., доп. -М. : АРКТИ,2008