Наталья Козырева
Исследование проблемы изобразительной деятельности детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексное изучение детей с ЗПР как специфической аномалии детского развития развернулось в стране в 60-е годы. Первые обобщения этих данных и общие рекомендации по коррекционной работе с такими детьми были опубликованы Т. А. Власовой и М. С. Певзнер (1971). Результаты современных исследований говорят о том, что у детей с диагнозом «задержка психического развития» природа, характер нарушений, их проявления очень различны. Очень индивидуальны и возможности компенсации негативных тенденций психического развития. Однако существуют общие критерии для определения данного понятия. Задержка психического развития - это парциальный, обратимый недостаток развития, занимающий промежуточное положение между психической нормой и умственной отсталостью. При данном типе нарушений развития могут обнаруживаться недостатки интеллекта, его предпосылок, речи, моторной сферы и личности (инфантилизм). Дети с ЗПР, несмотря на значительную вариабельность, характеризуются рядом признаков, позволяющих отграничить это состояние, как от педагогической запущенности, так и от олигофрении: они не имеют нарушений отдельных анализаторов, не являются умственно отсталыми, у них формируется абстрактное мышление, им свойственна относительно высокая обучаемость, но в то же время без специальной коррекционной работы, они стойко не успевают в массовой школе вследствие полиморфной клинической симптоматики - незрелости сложных форм поведения, быстрой истощаемости, утомляемости, низкой работоспособности.
Публикация «Исследование проблемы изобразительной деятельности детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Исследования Е. А. Екжановой, Е. Н. Лебедевой, Е. С. Слепович указывают на особенности изобразительной деятельности детей с ЗПР, обусловленные структурой имеющихся у них нарушений. В данных работах рассматриваются такие показатели, как особенности организации процесса, сформированность графических образов и возможности отражения социальных представлений.
Для данной категории детей характерен сниженный интерес, а для некоторых детей даже его отсутствие к процессу и результатам изобразительной деятельности. У многих детей с задержкой психического развития даже в подготовительной группе еще не достаточно сформированы технические навыки рисования: они неправильно держат карандаш, кисть, не знают, как выбрать краску, промыть и осушить кисть, как вести ею по бумаге. Вызывает затруднения прорисовка мелких предметов, дети плохо владеют приемами закрашивания.
Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости вычленить отдельные элементы из объекта, который воспринимается как единое целое. Эти дети затрудняются в достраивании целостного образа по какой-либо его части, сами образы предметов в представлении детей недостаточно точны и само количество образов-представлений у них значительно меньше по сравнению с нормально развивающимися детьми. У детей с ЗПР есть затруднения в построении целостного образа и выделении фигуры (объекта) на фоне. Целостный образ формируется замедленно. Таким детям свойственна общая пассивность восприятия, что проявляется в попытках подменить более сложную задачу более легкой, в желании побыстрее «отделаться».
В рисунках отмечаются выраженные пространственные нарушения в расположении объектов на листе бумаги, выраженная диспропорциональность отдельных составных частей, неправильное соединение отдельных частей объекта между собой, отсутствие изображения мелких деталей.
Наибольшие трудности возникают при создании сюжетного рисунка. Дети не умеют сформулировать свой замысел, не владеют навыками его реализации.
У большинства младших школьников с ЗПР сюжетный рисунок совершенно не развит. Они не могут «войти» в воображаемую ситуацию, комбинировать известные образы в новые сочетания, самостоятельно осуществить выбор средств, делающих рисунок более выразительным. Их рисунки бедны как по содержанию, так и по композиции. Как правило, они изображают лишь отдельные элементы сюжета, не умеют разместить их на плоскости листа бумаги. Расположенные по краю листа, эти элементы сюжетного рисунка имеют ряд пропорциональных и композиционных особенностей, не встречающихся в соответствующих рисунках нормально развивающихся сверстников. Так, дети с ЗПР очень часто цветы, дома и деревья изображают одинаковой величины, не учитывают все пространство листа бумаги и располагают изображения лишь на небольшом его участке, используя менее 1/3 высоты листа. Тематическое разнообразие сюжетных рисунков данной категории детей редко выходят за рамки 3-4 наиболее привычных тем, при этом они никогда не вводят в сюжетную композицию действующий субъект. У детей с ЗПР практически отсутствуют представления о композиционной выразительности сюжетного изображения. Стереотипность сюжетных рисунков является одной из особенностей изобразительной деятельности воспитанников. Школьники с ЗПР не переживают по поводу изображаемого, не стремятся передать в рисунке личностное отношение, внести что-то от себя, отразить характер персонажей, их настроение.
Образы далеко не всегда эмоционально насыщенны, наблюдается «фризовое» расположение предметов и фигур, их статичность и однообразие. (Екжанова Е. А.)
В исследованиях отмечаются существенные затруднения детей с ЗПР, связанные с отражением в их рисунках социального опыта.
В отличие от нормально развивающихся детей, дети с задержкой психического развития имеют специфические особенности в овладении изобразительной деятельностью. У них отмечаются трудности в восприятии и передачи формы изображаемых предметов, бедность цветового решения. Для рисунков характерны такие черты как: примитивность, схематичность, статичность, стереотипность. Несформированность самоконтроля не позволяет уточнять и сравнивать свое изображение с образцом и давать вербальную оценку. Нарушение в общей и мелкой моторике затрудняют использование и правильное владение инструментами изобразительной деятельности (кистью, стекой, ножницами). Также отмечаются нарушения пространственной ориентировки и пространственных представлений. Наблюдаются трудности изображения человека, слабый интерес к миру людей, дети слабо актуализируют уже имеющиеся знания о человеке. Отмечается преобладание предметного плана рисования над сюжетным, бедность социального замысла. Социальная тематика рисунков детей с ЗПР ограничена.
Коррекционная работа посредством изобразительной деятельности должна учитывать качественное своеобразие детей, связанное с недоразвитием их познавательной деятельности. Поэтому одна из задач обучения детей с ЗПР – насыщение их рисунков предметным, смысловым содержанием. У таких детей особую роль играет эмоциональная включенность.
Этапы:
1. Формирование мотивационно-ориентировочных основ изобразительной деятельности.
2. Формирование основных умений изобразительной деятельности в процессе овладения ребенком способами отражения внешних качеств предметов.
3. Развитие навыков продуктивной изобразительной деятельности на наглядно-образном уровне (на уровне представления).
4. Творческая изобразительная деятельность на уровне воображения, которая основывается на высокой эмоциональной включенности ребенка в процесс рисования.
При коррекционно-педагогической работе средствами изобразительной деятельности у детей необходимо учитывать следующие принципы:
формирование у детей представлений о том, что любое изображение— это отражение реальных предметов окружающей действительности и социальных явлений;
учет закономерностей развития изобразительной деятельности в норме и учет особенностей становления изобразительной деятельности у детей с различными отклонениями в развитии;
тесная взаимосвязь изобразительной деятельности с различными видами детской деятельности — предметной, игровой, трудовой и общения;
актуальность социальной направленности изобразительной деятельности при отборе методов, приемов и содержания обучения;
эмоциональная включенность ребенка в процесс создания изображений на всех этапах обучения;
развитие всех сторон речи как составная часть процесса формирования изобразительной деятельности;
процесс созданий изображений немыслим без воспитания у детей эстетической культуры и художественной выразительности.
Изобразительные средства выступают не только как богатейший источник знаний об окружающей действительности, о мире красок, образов, но и как способ выражения своих чувств, впечатлений, эмоций, своего внутреннего мира.
Использование средств искусства способствует коррекции и компенсации отклонений в развитии, активизации познавательных интересов, приобщению к духовной культуре, освоению различных форм социальной жизни и в итоге социальной адаптации человека с ограниченными возможностями, активному участию в общественной, культурной и досуговой деятельности в социальной среде. (Н. Ю. Борякова, 2002 г.)
Наиболее распространенным и доступным видом изобразительной деятельности является рисование.
Рисование - творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершений, способность действовать по наитию, быть собой, свободно выражая свои чувства и переживания, мечты и надежды. (Екжанова Е. А., 2003)
Рисование, по мнению К. Д. Ушинского, является одним из лучших средств развития у детей наблюдательности, а вместе с тем и памяти, мышления, воображения. Он утверждал, что дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, так как все проникающее в человеческий разум идет туда путем чувства, то первая стадия в развитии разума - это разумение чувственное, оно служит основанием для разумения умственного: первые наши учителя философии - это наши ноги, руки, глаза. (Ушинский К. Д., 1954)
Изобразительная деятельность включается в разнообразные занятия детей: в коллективные игры, тренинги, в подготовку и проведение праздников. Дети готовят рисунки, а затем организуют выставки на темы: «Мы трудимся», «Наше лето», «Любимые игры», «Нашей армии герои» и т. д. В подарок учителям, воспитателям, замещающим родителям, своим друзьям дети готовят поздравительные открытки (с аппликациями, делают небольшие изделия из природного материала (шишек, веточек, желудей, соломки, панно, альбомы. Дети оформляют стенные газеты, альбомы, посвященные знаменательным датам.
Вся эта разнообразная деятельность служит основой для воспитания эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности, повседневной жизни. В этой деятельности складываются взаимоотношения детей: они вместе обсуждают замыслы, планируют, как их осуществить, вместе действуют, помогая друг другу.
Обдумывание общих замыслов, общая ответственность за дело и взаимопомощь в работе сближают ребят, способствуют формированию у них положительного отношения друг к другу. Полученный результат совместного труда (гравюры, керамические фигурки, открытки, книжки) служит основой положительного поведения детей в реальных жизненных ситуациях.
На занятиях по рисованию, лепке, аппликации и конструированию развивается речь детей, усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря, высказывания в процессе наблюдений за предметами и явлениями, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи. Педагог также активно привлекает детей к объяснению задания, последовательности его выполнения. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей.
Рисование часто применяется в работе и на других уроках: естествознания, географии, чтения, математики. Элементы изобразительной деятельности используются на уроках ручного труда. Во внеурочное время учащиеся тоже рисуют (зарисовки во время и после экскурсий, оформление дневников наблюдений, стенгазет, школьных праздников, тематическое рисование). Во многих коррекционных школах работают различные кружки: рисования, керамики, художественной резьбы, выжигания по дерену, «Умелые руки» и др.
Система воспитания и обучения, разработанная Ж. Демором (1909, включала ручной труд и рисование в число важных и обязательных занятий, эффективных в коррекционном отношении.
Академик В. М. Бехтерев писал о том, что детский рисунок есть объективный свидетель проявлений и развития детской психики. (Бехтерев В. М., 1910)
Под воздействием занятий рисованием происходят существенные изменения в поведении учащихся. Они становятся более сдержанными, собранными, внимательными, аккуратными. Их деятельность приобретает осознанный, мотивированный и целенаправленный характер. В известной степени у детей развивается самостоятельность и настойчивость в достижении цели. (Грошенков И. А., 1982)
Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Она способствует не только его эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и умственному развитию. Формируются полные и точные представления о предметах и явлениях окружающего мира, поскольку изображение предметов требует отчетливого выделения в сознании существенных признаков, касающихся формы, конструкции, величины, положения в пространстве и других параметров. Дети не только воспроизводят увиденное, но на основе полученных представлений о предметах, явлениях реального мира создают в рисунке новые оригинальные произведения. Это осуществляется благодаря развитию воображения, основу которого составляет способность оперировать в уме представлениями и преобразовывать их. Также развиваются зрительная и двигательная память, поскольку в процессе изобразительной деятельности важно не только уметь воспринимать предметы и работать карандашом и кистью и, но и согласованно воспроизводить рукой то, что увидел глазами.
Только на уроках рисования развиваются творческое и абстрактное виды мышления, то, что выделяет человека его из царства животных. Занятия рисованием и другими видами изобразительной деятельности активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку в овладении всех школьных дисциплин.