Наталья Колесникова
Особенности формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития с 4 до 7 лет
▼ Скачать +Заказ
Особенности формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития с 4 до 7 лет
Одной из важнейших теоретических и практических задач коррекционной педагогики является совершенствование процесса обучения детей с ЗПР в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешной подготовки к обучению в школе.
Публикация «Особенности формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития с 4 до 7 лет» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Успешность обучения в школе во многом определяется запасом математических представлений, приобретенных детьми в дошкольный период. Вместе с тем само овладение математикой невозможно без определенного развития мыслительных операций (сравнения, обобщения, анализа, синтеза и т. д.)
Учеными установлено, что в дошкольном возрасте происходит формирование всех основных мыслительных операций, и к концу дошкольного возраста дети со своими мыслительными умениями оказываются готовыми к усвоению систематических школьных знаний.
Ученые отмечают характерные особенности, свойственные детям с ЗПР, при формировании элементарных математических представлений :
- нарушены процессы обобщения и абстрагирования, анализа и синтеза;
- наблюдается слабость мыслительных операций при выполнении элементарных математических представлений;
- трудно формируются количественные представления;
- не умеют сравнивать две группы множеств, не пользуются самостоятельно приемами наложения и приложения;
- испытывают трудности в решении задач;
- не испытывают потребности рассматривать, исследовать, оценивать предметы, их взаимное положение, количественные и пространственные отношения групп предметов;
- воспринимают величину предметов недифференцированно, т. е. ориентируются лишь на общий объем предмета, не выделяя его длину, высоту, ширину;
- не владеют приемами измерения: наложением, приложением, условной меркой;
- слабо распознают основные геометрические формы и фигуры;
- испытывают трудности в нахождении предметов заданной формы в окружающей обстановке;
- не дифференцируют объемные формы и плоскостные фигуры;
- нарушена пространственная ориентировка;
- с трудом запоминают эталоны и меры времени.
Основными задачами коррекционной работы по передаче математических знаний (с учетом особенностей детей с ЗПР) являются:
- развитие умения воспринимать, запоминать, различать, выделять по образцу, группировать предметы по заданному количественному признаку, отвлекаясь от других свойств предметов, их функционального назначения и расположения, воспроизводить по подражанию, образцу и словесной инструкции изменения расположения предметов в пространстве;
- обучение детей умению сравнивать, устанавливать соответствие между элементами множеств, используя при этом практические приемы, устанавливать причинно-следственные отношения и зависимости;
- формирование у детей способов усвоения общественного опыта: подражания, действия по образцу, выполнения занятий по словесной инструкции;- развитие речи, т. е. обучение употреблению в речи слов, обозначающих качественные и количественные признаки предметов, количественные отношения слов, обозначающих действия с предметами;
- установление с детьми личного эмоционального контакта, делового сотрудничества.
Основной формой работы по формированию элементарных математических представлений в группах детей с ЗПР является обучение детей на занятиях. Эта же работа продолжается на индивидуальных занятиях с каждым воспитанником.