Лучший педагог года

Исследование, направленное на изучение роли дидактических игр в развитии наглядно-образного мышления ребенка

Анастасия Петрова
Исследование, направленное на изучение роли дидактических игр в развитии наглядно-образного мышления ребенка
▼ Скачать +Заказ

Исследование, направленное на изучение роли дидактических игр в развитии наглядно-образного мышления ребенка

2. 1. Организация и методики исследования

Изучив теоретические аспекты сущности дидактической игры и ее влияние на развитие наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста, нами для его подтверждения было проведено эмпирическое исследование.

Публикация «Исследование, направленное на изучение роли дидактических игр в развитии наглядно-образного мышления ребенка» размещена в разделах

Нами было выдвинуто предположение, что если существенным моментом развития наглядно-образного мышления является формирование у детей определённой техники оперирования образами, то дидактические игры, основанные на блоках Дьенеша, полноценно будут способствовать данному процессу[6].

В эксперименте участвовало 10 детей в возрасте от 5 до 6 лет старшей группы детского сада № 17 «Улыбка» города Гурьевска.

Исследование состояло из 3-х этапов

1 этап: констатирующий эксперимент.

Цель: провести первичную диагностику уровня развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста

2 этап: Формирующий эксперимент.

Цель: формирование наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игре.

3 этап: Контрольный эксперимент.

Цель: провести контрольную диагностику уровня развития наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста

Для диагностики развития наглядно – образного мышления были использованытакие методики как:

Методика № 1. «Чем залатать коврик?» [7]

Цель этой методики, основанной на прогрессивных матрицах Равена, — определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи.

Оборудование: картинки с изображением двух ковриков и кусочки материи.

Процедура проведения. Перед показом картинок ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Инструкция:

«Внимательно посмотри на эти картинки и скажи, какой кусочек материи нужно использовать для того чтобы залатать на ковриках дырки. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть»

Обработка результатов:

10 баллов - ребенок справился с заданием меньше, чем за 20 сек. ;

8-9 баллов - ребенок решил правильно все задачи за время от 21 до 30 сек. ;

6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек. ;

4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек. ;

2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек. ;

0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60с.

Выводы об уровне развития :

10 баллов - очень высокий

8-9 баллов - высокий

4-7 баллов - средний

0-1 баллов - низкий

Методика № 2 «Время года» [7]

Цель: изучение наглядно-образного мышления детей.

Проведение исследования : Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания временя - 2 мин. - ребенок должен не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т. е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, по его мнению, которые свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

Оценка результатов:

10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

8-9 баллов - ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

6-7 баллов - ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

4-5 баллов - ребенок правильно определил время года только на одной - двух картинках из 4-х и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

0-3 балла - ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака.

Выводы об уровне развития.

10 баллов - очень высокий

8-9 баллов - высокий

6-7 баллов - средний

4 - 5 баллов - низкий

0-3 балла - очень низкий

На формирующем этапе для развития наглядно-действенного мышления и учитывая его доминирующее начало, мы на занятиях математикой использовали игры, основанные на блоках венгерского психолога Дьенеша. (Приложение 1).

На контрольном этапе эксперимента были применены те же методики, что и на констатирующем.

2. 2. Анализ результатов этапов педагогического эксперимента

Проведя исследование на констатирующем этапе по методике «Чем залатать коврик?» где детям предлагается картинки, на которых изображены два коврика с отверстиями, были получены следующие результаты.

Из 10 детей не оказалось ни одного ребенка, который заметил, что рисунки коврика и заплаты не отличались, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

Один ребенок (Андрей С.) имеет высокий уровень развития наглядно – образного мышления. Он заметил и отметил, что рисунки коврика и заплаты не отличались.

Один ребенок (Вика Д.) за отведенное время успел обнаружить меньшее количество картинок и соотнести их с нужными лоскутками, и как следствие этого, имеет низкий уровеньразвития наглядно – образного мышления.

По методике «Время года»были получены результаты, представленные в таблице 1.

Табл. 1

Результаты диагностики наглядно-образного мышления по методике «Время года»

№ Ф. И. Кол-во баллов Уровень развития наглядно-образного мышления

1 Вика Д. 5 низкий

2 Кирилл Г. 6 средний

3 Алина М. 6 средний

4 Женя К. 4 низкий

5 Эля К. 7 средний

6 Никита П. 6 средний

7 Алёша С. 4 низкий

8 Андрей С. 9 высокий

9 Тимур И. 8 высокий

10 Залина М. 7 средний

Как мы видим, вновь показал низкий уровень Женя К., к нему присоединился Алёша С., они практически не справились с заданием: правильно определили время года только на одной - двух картинках из 4-х и указали только по 2 признака в подтверждение своего мнения.

Высокий уровень показали также два ребенка (20%). Они с заданием справились практически полностью. Не смогли лишь назвать более 7 признаков.

Остальные дети (60%) имеют средний уровень развития наглядно-образного мышления. Что вполне естественно, так как именно в 5-6 лет происходит его формирование.

Для более продуктивного развития наглядно – образного мышления мы стали использовать логические блоки венгерского психолога Дьенеша.

Комплект логических блоков состоит из геометрических фигур: четырех форм: круга, треугольника, прямоугольника, квадрата (по усмотрению педагога могут быть добавлены овал и ромб);

• четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый);

• двух размеров (большой, маленький);

• двух видов толщины (толстый, тонкий).

Таким образом, каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: одной из четырех форм, одним из четырех цветов, одним из двух размеров, одним из двух видов толщины.

Задачи использования логических блоков Дьенеша в работе с детьми 4-6 лет определены В. А. Носовой [20].

1. Развивать логическое мышление, представление о множестве; учить совершать операции с множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование); формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).

2. Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходство и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

3. Знакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

4. Развивать пространственные представления.

5. Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.

6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

7. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

8. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

9. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

В старшей группе с целью развития наглядно-образного мышления знакомили детей с приемами кодирования. Для этого использоваликодовые карточки, на которых с помощью символов обозначены свойства предметов. Карточки сгруппированы в специальных блокнотах, изготовленных родителями. Листы блокнота разрезаются на четыре части, соответствующие таким свойствам блоков, как цвет, размер, форма, толщина. В первой части блокнота в виде пятна красного, желтого или синего цвета обозначается цвет рассматриваемого блока. Во второй части с помощью двух изображений домиков показан размер блока (большой или маленький). В третьей части блокнота в виде геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник и прямоугольник) обозначены формы блоков. И в четвертой части показана толщина блока с помощью изображения тонкого или толстого человечка. Варьируя эти четыре свойства, можно составить 48 наборов.

Используя символы этих карточек, мы составляем карточки с образно-ассоциативными кодами, которые позволяют реализовывать дифференцированный подход к детям, ориентируясь на четыре уровня сложности.

Первый уровень - на карточке закодировано одно свойство, например круг. К такому коду ребенок может подобрать блок любого цвета, размера и толщины, но обязательно круглой формы.

Второй уровень - на карточке закодированы два свойства. Например, ребенку предлагается найти блок, свойства которого закодированы на следующей карточке. К такому коду он может подобрать блок любого цвета и формы, но он должен быть маленьким и тонким.

Третий уровень - на карточке закодированы три свойства. Он может подобрать блок любой формы, но он должен быть синим, маленьким и тонким.

Четвертый уровень - на карточке закодированы четыре свойства. Нужно подобрать следующий блок - синий, маленький, тонкий, треугольник.

В нашем исследовании мы разбили детей на 4 группы, каждой из них были подобраны задания, соответствующие уровню сложности. При этом соблюдался принцип постепенности от менее сложного к более простому. Но первоначальный этап задания был на том уровне, которому соответствовали дети. Например, для Оли и Тони были розданы карточки, где сначала были закодированы только три свойства, а лишь затем 4 свойства.

С детьми 5-6 лет мы проводим дидактические игры : «Найди, что спрятано!», «Путешествие по групповой комнате», «Магазин», «Путешествие Пятачка», «Напиши письмо другу!», «Волшебная ступенька» (Приложение 2). Они развивают такие психологические процессы, как память, внимание и мышление.

На контрольном этапе мы вновь провели диагностику по методикам «Нелепица» и «Время года». Полученные результаты привнесли небольшие изменения. Оля С. справилась со всеми заданиями. Можно сказать, что в 6 лет у нее полностью сформировано наглядно-действенноеискладываетсянаглядно-образное мышление. У остальных детей (9 человек) этот процесс находится в стадии развития. Дети, которые были на низком уровне развития наглядно-образного мышления, перешли на средний уровень. Особенно это было заметно по результатам методики «Время года». Теперь все знают времена года и могут назвать пусть и не все, но основные присущие им признаки. Данные изменения представлены в табл. 2 и на рис. 1.

Методика «Чем залатать коврик?»

Уровень развития наглядно-образного мышления Результаты констатирующего этапа Результаты контрольного этапа

Очень высокий (10 б) 0 1

Высокий (8-9 б) 1 1

Средний (4-7 б) 8 8

Низкий (0-1 б)

1 0

Рис. 1 Сравнительные результаты развития наглядно-образного мышления детей 5-6лет по методике «Чем залатать коврик?»

Методика «Времена года»

Уровень развития наглядно-образного мышления Результаты констатирующего этапа Результаты контрольного этапа

Очень высокий (10 б) 1

Высокий (8-9 б) 2 2

Средний (6-7 б) 5 7

Низкий (4-5 б) 3 0

Очень низкий (0-3б) 0

Рис. 2 Сравнительные результаты развития наглядно-образного мышления детей 5-6 лет по методике «Времена года»

Все эти данные еще раз подтверждают гипотезу о том, чтодидактические игры способствуют развитию наглядно-образного мышления старшего дошкольника.

Заключение

Ребенок к старшему дошкольному возрасту переходит от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному мышлению. Наглядно-образное мышление –вид мышления, в котором решение задач происходит с опорой на имеющиеся в сознании человека образы. Исследования показывают, что развитие наглядно-образного мышления - это сложный и длительный процесс. Значимую роль в его становлении и развитии, по мнению педагогов, психологов играет дидактическая игра, занимающая центральное место в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным средством развития мышления дошкольников. В формировании наглядно - образного мышления необходимо учитывать возрастные особенности старшего дошкольника и наличие доминантных подструктур (топологическая, проективная, порядковая, метрической, композиционной) в образном мышлении ребенка, подбирая дидактические игры в соответствии с ними. Хорошо зарекомендовали себя дидактические игры, в основе которых лежат блоки Дьенеша, так как существенным моментом развития наглядно-образного мышления является формирование у детей определённой техники оперирования образами.

В ходе нашего эмпирического исследованиямы еще раз подтвердили, что дидактические игры способствуют развитию наглядно- образного мышления ребенка. Результаты дидактической игры - показатель уровня усвоения знаний в развитии познавательной деятельности и взаимоотношений детей 5-6 лет. Проводя занятия по математике с использованием блоков Дьенеша, мы смогли повысить уровень наглядно-образного мышления у детей, участвующих в эксперименте в среднем на 10%. Достиг высокого уровня 1 ребенок. И не стало детей, имеющих очень низкий уровень развития наглядно-образного мышления.

Приложение 1.

Методики изучения наглядно-образного мышления дошкольников

Методика № 1. «Чем залатать коврик?»

Цель этой методики, основанной на прогрессивных матрицах Равена, — определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи.

Оборудование: картинки с изображением двух ковриков и кусочки материи.

Процедура проведения. Перед показом картинок ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика.

Инструкция:

«Внимательно посмотри на эти картинки и скажи, какой кусочек материи нужно использовать для того чтобы залатать на ковриках дырки. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть»

Обработка результатов:

10 баллов - ребенок справился с заданием меньше, чем за 20 сек. ;

8-9 баллов - ребенок решил правильно все задачи за время от 21 до 30 сек. ;

6-7 баллов - ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек. ;

4-5 баллов - ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек. ;

2-3 балла - время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек. ;

0-1 балл - ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60с.

Выводы об уровне развития :

10 баллов - очень высокий

8-9 баллов - высокий

4-7 баллов - средний

0-1 баллов - низкий

Методика № 2 «Время года»

Цель: изучение наглядно-образного мышления детей.

Проведение исследования : Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания временя - 2 мин. - ребенок должен не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т. е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

Оценка результатов:

10 баллов - за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).

8-9 баллов - ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.

6-7 баллов - ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.

4-5 баллов - ребенок правильно определил время года только на одной - двух картинках из 4-х и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.

0-3 балла - ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака.

Выводы об уровне развития.

10 баллов - очень высокий

8-9 баллов - высокий

6-7 баллов - средний

4 - 5 баллов - низкий

0-3 балла - очень низкий

Приложение 2.

Занятие «Волшебная ступенька»

Цель. Учить на ощупь определять геометрические тела (куб, шар, конус, цилиндр, структурную поверхность тел (гладкие, шершавые); формировать умение вести количественный и порядковый счет, считать вслух; закреплять умение определять признаки геометрических фигур с помощью знаков, выполнять кодирование и раскодирование блоков (описание фигур с помощью кодов); закреплять знание понятий «тяжелый-легкий»; развивать наглядно-образное мышление, мелкую моторику рук.

Материал. Набор блоков Дьенеша, кодовые карточки, мягкие игрушки-зверята, дом со ступеньками, набор геометрических тел: куб, шар, цилиндр, конус с разной структурной поверхностью, кубики пластмассовые «шуршалки-шумелки», изображения различных предметов, спускающихся на парашютах.

Последовательность работы

Воспитатель. Хотите пригласить в гости своих друзей? Каждый из них живет в своем домике. Как можно пригласить друзей? Дети. Нужно отнести им приглашения. Воспитатель раздает блоки - пригласительные билеты. У него на столе стоят домики, в каждом - игрушка и на каждом - кодовая надпись, в которой может быть зашифровано до четырех свойств. Дети подходят к столу и находят домик с надписью, соответствующей доставшемуся им блоку. Например, ребенок, которому достался большой квадрат, должен найти домик со следующей кодовой записью. В данном случае он ориентируется на два свойства. Воспитатель может усложнить задачу, прикрепив на домики карточки с тремя или четырьмя свойствами. Если ребенок установил это соответствие, он может взять игрушку из домика и отнестиее на игровую полку.

Вдруг слышится плач зайчика: он вышел из своего домика, а обратно попасть не может: захлопнулась дверь.

Воспитатель. Поможем зайчику? В его домик ведут волшебные ступеньки. На каждой - задание, его надо выполнить, тогда зайчик сможет вернуться домой. На первой ступеньке нужно с закрытыми глазами определить, что у нас в руках.

Дети садятся напротив друг друга. Одна группа закрывает глаза, другая наблюдает. Воспитатель каждому ребенку с закрытыми глазами дает кубик, цилиндр, конус или шарик с разной структурой поверхности. По очереди спрашивает, что они «видят» и чувствуют руками. Дети описывают предмет (шарик, гладкий, холодный, приятный на ощупь и т. д.). Затем каждому предлагается посмотреть, что у него в руках. Игра повторяется с группой, сидящей напротив. После игры все предметы дети кладут на стол и считают: сколько конусов? цилиндров? шаров?

Воспитатель. На второй ступеньке нужно считать звуки.

Берет кубики «шуршалки-шумелки». Начинается отсчет звуков в пределах 10. Затем ребенок стучит, гремит, а другие дети считают. Игра повторяется с несколькими детьми.

Воспитатель. Молодцы! Хорошо играли ваши руки и уши! А пальцами хотите поиграть?

Дети. Хотим!

Воспитатель. Что любит зайчик есть?

Дети. Морковку, капусту, травку.

Воспитатель. Приготовим зайчику капусту.

Мы капусту трем, трем (кулак одной руки трут о ладонь другой).

Мы капусту режем, режем (ребром ладони одной руки трут о ладонь другой).

Мы капусту рубим, рубим (ребром ладони одной руки стучат по ладони другой).

Мы капусту жмем, жмем (сжимают-разжимают пальцы обеих рук).

На третьей ступеньке дети должны сыграть в оркестре. Все берут звучащие кубики и играют.

Воспитатель. Ступеньки мы преодолели, а домик не открывается - замок закодирован. Нужно подобрать ключик - описать с помощью кодов блоки, которые находятся на замке: большой синий квадрат, маленький красный круг и маленький красный треугольник (см. рис. 6).

Дети подходят к наборному полотну и с помощью кодов описывают блоки на ключике. Например, описывая маленький желтый прямоугольник, дети показывают следующие карточки (см. рис. 7). Когда работа законче-на, замочек открывается. Все радуются: зайчик попал домой!

Воспитатель. Посмотрите вверх! Пока мы играли, над нами пролетел самолет, и из него на землю на парашютах стали спускаться кочаны капусты и мячи. Что быстрее долетит до земли? Почему?

Дети. Капуста быстрее долетит до земли. Капуста тяжелая, а мяч легкий.

Воспитатель. Правильно!

Аналогично сравниваются другие предметы. Дети отвечают, обосновывая свой ответ.

Воспитатель. Пока мы играли, самолет сделал круг и приземлился, чтобы покатать нас.

Дети имитируют полет самолета

Публикации по теме:

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольниковРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у старших дошкольников К старшему возрасту, дети уже могут называть все геометрические фигуры, классифицировать их, называть отличия, анализировать свою деятельность.

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗРоль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого.

Фото отчёт о роли пальчикового театра в развитии дошкольников «Мы — артисты!»Фото отчёт о роли пальчикового театра в развитии дошкольников «Мы — артисты!» Попова Валентина Театрализованная деятельность детей играет огромную роль в воспитании и развитии личности ребёнка, развитии его творческих.

Использование дидактических игр в познавательном развитии детей 3–4 лет Три – четыре года – это возраст, когда малыш старается освоить характеристики различных предметов (особенно их функции и целевое назначение).

Использование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольниковИспользование игровых технологий и дидактических пособий в развитии дошкольников Использование игровых технологий в математическом развитии дошкольников. Совершенствовать умение сравнивать предметы по величине. Определение.

Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников»Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников» Целью моей работы был поиск информационно-коммуникативных технологий и внедрение в игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников» 1. Обоснование проблемы проекта. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей среднего дошкольного возраста Период дошкольного детства недолог, а как он насыщен познанием! Каждый день, приносит ребёнку что-то, неизведанное становится близким,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Исследование, направленное на изучение роли дидактических игр в развитии наглядно-образного мышления ребенка
Опубликовано: 31 декабря 2021 в 16:24
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Исследование, направленное на изучение роли дидактических игр в развитии наглядно-образного мышления ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Петрова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД