МААМ-картинки

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ (2 фото)

Елена Владиславовна Зубавленко
Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого развития, я увидела, что у данной категории детей отмечаются нарушения всех компонентов речевой системы, а также ряда неречевых психических функций. Результаты практической деятельности свидетельствуют о том, что наряду с исправленным звукопроизношением, сформированным фонематическим слухом, фонематическим восприятием, усвоенными лексико-грамматическими категориями у детей остаются ошибки при употреблении слоговой структуры слова, что ведёт к отставанию в овладении чтением, к ошибкам на письме.

Публикация «Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах

Под понятием «слоговая структура» слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. При этом речь ребенка имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава слова.

Анализ результатов диагностического обследования позволил сделать выводы о том, что число детей с нарушениями слоговой структуры слова достаточно высоко. Исходя из этого, коррекционная работа с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи по формированию слоговой структуры слова, представляет сложную проблему, и проходит более эффективно, если учитывается ведущий вид деятельности дошкольников – игра.

Игра – одно из замечательных явлений жизни, деятельность как – будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Феномен ее состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество, в терапию, модель человеческих отношений.

Игра это не только творчество, но и труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, самостоятельно мыслить, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлекшись игрой дети не замечают, что учатся: познают, развивают фантазию, ориентируются в необычных ситуациях, даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием.

Таким образом, возникла необходимость разработки системы логопедической работы по использованию дидактических игр в коррекционно–развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Все виды игр можно объединить в две большие группы:

1. Творческие игры (сюжетно – ролевые);

2. Игры с правилами (дидактические).

Для практической работы были разработаны специальные игры на формирование слоговой структуры слова. В их число входят различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры, дает фиксированную программу действий для достижения определенного результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения, они направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие.

Ученые классифицируют дидактические игры на предметные, предметно – словесные и только словесные.

Игры с использованием наглядности, в свою очередь подразделяются на игры с демонстрационными и раздаточными материалами и игры с раздаточными игрушками. К дидактическим играм с использованием средств наглядности можно также отнести игры – инсценировки некоторых сказок («Репка»).

В основе словесных игр лежит накопленный опыт детей, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении. Они применяются на этапе закрепления и повторения учебного материала («Наоборот», «Чистоговорки», «Скороговорки»)

К дидактическим играм разрабатывается демонстрационный материал и раздаточный материал, который позволяет учесть наглядно – образный и наглядно – действенный характер мышления дошкольников, повысить эффективность обучения, воспитывать интерес к занятиям.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Коррекционная работа разделена на два этапа: подготовительный и собственно коррекционный.

Ведущая педагогическая идея нашей работы заключается в определении путей повышения эффективности процесса формирования слоговой структуры слова, путем внедрения в образовательный процесс системы коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи посредством использования дидактических игр.

1. Дидактическая игра «Разноцветная прищепка»

Цель: формировать слоговую структуру слова, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, развивать внимание, мелкую моторику рук.

Материал для игры: прищепки красного, синего и зеленого цвета, картинный материал.

Ход игры: Ребенку предлагается картинка, он определяет количество слогов в слове, количество звуков в слове, прикрепляет на картинку прищепки тех цветов, которые соответствуют слову. Игра предназначена для среднего, старшего и подготовительного возраста.

Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ

2. Дидактическая игра «Слоговые очки»

Цель: формировать слоговую структуру слова, развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие.

Материалы для игры: «очки»-основа, фишки, цифры, картинный материал.

Ход игры:

1 вариант: Ребенку предлагается основа-очки, на которой справа картинка, слева фишки, количество фишек зависит от количества слогов в слове. Задача ребенка- разделить слово на слоги и соотнести с необходимой фишкой. Игра предназначена для детей младшего возраста.

2 вариант: Игра усложняется тем, что вместо фишек- цифры, ребенок определяет количество слогов в слове и соотносит с необходимой цифрой. Игра предназначена для детей более старшего возраста.

Фото №1 Слоговая структура речи слоговой структуры слова что ведёт к отставанию в овладении чтением к ошибкам на письме

3. Дидактическая игра «Кочки»

Цель: формирование слоговой структуры слова, развитие общей моторики, развитие оптико-пространственной ориентации, развитие внимания, мышления, координации; внедрение здоровьесберегающих технологий (массаж ступней).

Материалы для игры: «кочки с массажерами», картинный материал.

Ход игры: Ребенок перемещается в пространстве по словесной инструкции взрослого, находит картинку, определяет количество слогов в слове и совершает движения по «кочке», количество шагов зависит от количества слогов в слове. Игра предназначена для детей старшего возраста.

Конкретные виды игр, упражнений учитель-логопед будет выбирать самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида речевой патологии. Коррекция слоговой структуры должна вестись длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей – занятия в игровой форме и с применением наглядности.

Публикации по теме:

Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин»Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Маша и Наташа пошли в магазин» Цель: Учить детей делить слова на слоги. Материал: Две куклы, картинки с изображением одежды, обуви, головных уборов. Ход игры: На.

Роль дидактических игр в обучении дошкольниковРоль дидактических игр в обучении дошкольников Роль дидактических игр в обучении дошкольников. Основная особенность дидактических игр - обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей.

Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип»Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» Фотоотчёт об индивидуальном занятии «Формирование слоговой структуры слова — 1 тип» (1 тип — двусложные слова) 1. Пальчиковая гимнастика:.

Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова «Грибы» Индивидуальное логопедическое занятие по формированию слоговой структуры слова по теме «Грибы». Составила: учитель – логопед Катина Светлана.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельностиИспользование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.

Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР.Конспект НОД: Формирование слоговой структуры слова в подготовительной группе компенсирующей направленности у детей с ОНР. Цель: Формирование слоговой структуры слова. Задачи: 1. Закреплять умение воспроизводить слова различного слогового состава; 2. Автоматизировать.

Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры»Логопедическое занятие по теме «Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры» Открытое логопедическое занятие с детьми 6-7 лет по теме “Последовательность и особенности работы со словами разной слоговой структуры.

Развитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры словаРазвитие чувства ритма на невербальном материале в процессе работы над преодолением нарушений слоговой структуры слова Слоговая структура слова - это взаиморасположение и связь слогов в слове. В норме у ребёнка к 3-м годам слоговая структура слова нарушается.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Эссе «В чем заключается успех формирования у детей безопасного поведения на дорогах в процессе их обучения в ДОУ, школе» Как сформировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах? Какие формы, методы, технологии применить педагогу, воспитателю? Как объяснить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ
Опубликовано: 22 июня 2020 в 13:43
+235Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Елена Владиславовна Зубавленко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД