Елена Владиславовна Зубавленко
Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
На протяжении многих лет, работая с дошкольниками, имеющими логопедическое заключение общее недоразвитие речи различного уровня речевого развития, я увидела, что у данной категории детей отмечаются нарушения всех компонентов речевой системы, а также ряда неречевых психических функций. Результаты практической деятельности свидетельствуют о том, что наряду с исправленным звукопроизношением, сформированным фонематическим слухом, фонематическим восприятием, усвоенными лексико-грамматическими категориями у детей остаются ошибки при употреблении слоговой структуры слова, что ведёт к отставанию в овладении чтением, к ошибкам на письме.
Публикация «Роль наглядно-дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Слог. Слоговая структура речи
- Слоги. Игры со слогами
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Под понятием «слоговая структура» слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. При этом речь ребенка имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава слова.
Анализ результатов диагностического обследования позволил сделать выводы о том, что число детей с нарушениями слоговой структуры слова достаточно высоко. Исходя из этого, коррекционная работа с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи по формированию слоговой структуры слова, представляет сложную проблему, и проходит более эффективно, если учитывается ведущий вид деятельности дошкольников – игра.
Игра – одно из замечательных явлений жизни, деятельность как – будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Феномен ее состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество, в терапию, модель человеческих отношений.
Игра это не только творчество, но и труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, самостоятельно мыслить, развивать внимание, стремление к знаниям. Увлекшись игрой дети не замечают, что учатся: познают, развивают фантазию, ориентируются в необычных ситуациях, даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием.
Таким образом, возникла необходимость разработки системы логопедической работы по использованию дидактических игр в коррекционно–развивающей работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Все виды игр можно объединить в две большие группы:
1. Творческие игры (сюжетно – ролевые);
2. Игры с правилами (дидактические).
Для практической работы были разработаны специальные игры на формирование слоговой структуры слова. В их число входят различные обучающие игры, в которых взрослый, сообщая ребенку правила игры, дает фиксированную программу действий для достижения определенного результата. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения, они направлены на усвоение определенного программного материала и правил, которым должны следовать играющие.
Ученые классифицируют дидактические игры на предметные, предметно – словесные и только словесные.
Игры с использованием наглядности, в свою очередь подразделяются на игры с демонстрационными и раздаточными материалами и игры с раздаточными игрушками. К дидактическим играм с использованием средств наглядности можно также отнести игры – инсценировки некоторых сказок («Репка»).
В основе словесных игр лежит накопленный опыт детей, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении. Они применяются на этапе закрепления и повторения учебного материала («Наоборот», «Чистоговорки», «Скороговорки»)
К дидактическим играм разрабатывается демонстрационный материал и раздаточный материал, который позволяет учесть наглядно – образный и наглядно – действенный характер мышления дошкольников, повысить эффективность обучения, воспитывать интерес к занятиям.
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Коррекционная работа разделена на два этапа: подготовительный и собственно коррекционный.
Ведущая педагогическая идея нашей работы заключается в определении путей повышения эффективности процесса формирования слоговой структуры слова, путем внедрения в образовательный процесс системы коррекционно-развивающей работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи посредством использования дидактических игр.
1. Дидактическая игра «Разноцветная прищепка»
Цель: формировать слоговую структуру слова, совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, развивать внимание, мелкую моторику рук.
Материал для игры: прищепки красного, синего и зеленого цвета, картинный материал.
Ход игры: Ребенку предлагается картинка, он определяет количество слогов в слове, количество звуков в слове, прикрепляет на картинку прищепки тех цветов, которые соответствуют слову. Игра предназначена для среднего, старшего и подготовительного возраста.
2. Дидактическая игра «Слоговые очки»
Цель: формировать слоговую структуру слова, развивать мелкую моторику рук, зрительное восприятие.
Материалы для игры: «очки»-основа, фишки, цифры, картинный материал.
Ход игры:
1 вариант: Ребенку предлагается основа-очки, на которой справа картинка, слева фишки, количество фишек зависит от количества слогов в слове. Задача ребенка- разделить слово на слоги и соотнести с необходимой фишкой. Игра предназначена для детей младшего возраста.
2 вариант: Игра усложняется тем, что вместо фишек- цифры, ребенок определяет количество слогов в слове и соотносит с необходимой цифрой. Игра предназначена для детей более старшего возраста.
3. Дидактическая игра «Кочки»
Цель: формирование слоговой структуры слова, развитие общей моторики, развитие оптико-пространственной ориентации, развитие внимания, мышления, координации; внедрение здоровьесберегающих технологий (массаж ступней).
Материалы для игры: «кочки с массажерами», картинный материал.
Ход игры: Ребенок перемещается в пространстве по словесной инструкции взрослого, находит картинку, определяет количество слогов в слове и совершает движения по «кочке», количество шагов зависит от количества слогов в слове. Игра предназначена для детей старшего возраста.
Конкретные виды игр, упражнений учитель-логопед будет выбирать самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида речевой патологии. Коррекция слоговой структуры должна вестись длительно, систематизированно, по принципу от простого к сложному, с учетом ведущего вида деятельности детей – занятия в игровой форме и с применением наглядности.