Приложение МААМ

Консультация для воспитателей «Интерес к чтению: как его пробудить»

Мария Кроус
Консультация для воспитателей «Интерес к чтению: как его пробудить»
▼ Скачать + Заказать документы

ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ : КАК ЕГО ПРОБУДИТЬ

Обучение чтению – прекрасная возможность общения с пользой. Все родители знают об этом, но немногие догадываются, что это не только передача знаний, но и идеальный психологический тренинг, позволяющий установить тесный эмоциональный контакт с малышом. Если задуматься, то даже просто читать для ребёнка книжку, чувствуя его тёплое дыхание под боком, это и набор положительных эмоций для самих родителей. А уж как счастлив при этом ребёнок, не передать словами.

Публикация «Консультация для воспитателей „Интерес к чтению: как его пробудить“» размещена в разделах

Итак, в чём же польза такого совместного чтения? Ну, начнём с того, что дети – маленькие обезьянки. Они копируют своих родителей. Почитайте своей дочке, и через некоторое время увидите, как она «читает» куклам. Причем, обратите внимание, вся полезная информация из книги усвоена, а теперь повторяется материал, закрепляется и переходит в долговременную память. Ваш ребёнок стал умнее на одну книжку.

Чтение книг развивает языковые способности ребёнка. Он учится правильно строить фразы, узнаёт новые слова, учится правильно произносить ещё незнакомые и сложные термины. В итоге при следующем чтении процесс пойдёт уже легче. Вам не потребуется через каждые две минуты отвлекаться и растолковывать новое понятие, указывая на предметы, которые обозначены словами. Кстати, именно так ребёнок и узнает, что самые любимые люди и предметы могут быть увековечены в записи.

Забавно, но совместное чтение элементарно научит вашего малыша, что такое книга и как её правильно читать. Это ведь только взрослым очевидно, что первая обложка откидывается справа налево, а слова надо читать слева направо. Малышу это пока невдомёк. Самую первую свою книжку они начинают «читать» вообще вверх ногами. Именно поэтому так важна помощь родителей, которые ненавязчиво и наглядно показывают, где у книги начало и как текст плавно стекает сверху вниз, а потом переползает на следующую страницу.

Это очень важно – показаться ребёнку с книгой. Именно благодаря вашему серьёзному и значительному виду и волшебству озвучивания букв, ребёнок сразу и навсегда ощутит уважение к книге, да и к вам тоже. Вы такой умный, как эта книга с такими интересными сведениями. Если вы хотите, чтобы ваш малыш читал, обязательно читайте вместе. Читайте сами, когда он занят игрой. Помните, ребёнок подражает, а, подражая, усваивает стиль поведения.

Благодаря книгам, у вас с лёгкостью возникнут общие темы для разговора. Более того, слушая книги, ребёнок поймёт, как важна последовательность в изложении. Он научится рассказывать и станет со временем грамотным собеседником. Если книги подобраны правильно, если вы покупаете не случайные произведения, а лучшие образцы мировой литературы для детей, то заметите, как «работают» эти книги. Ваш ребёнок будет играть в любимых героев. Вот так, кстати, и развивается творческое мышление. Ребёнок придумывает новые приключения, фантазирует, иногда один, а если с вами, то ещё и получает заряд тепла и радости от общения с любимым человеком.

Роль семьи в развитии интереса к чтению

Доказано, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима СИСТЕМА.

Начало этой системы - в семье. Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в XVI веке были написаны строчки: "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, -родители пример ему".

И если родители - люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге.

Довольно часто разочарованные родители говорят: «Мой ничего читать не желает!» Хотя каждому известно: никто не рождается с любовью к книге. Это нужно развивать, как ум, как память, мускулы. «Человек перестаёт мыслить, если он перестаёт читать» Эти слова Дидро актуальны для нас родителей. Это наши дети, мы обязаны перед обществом, перед самим ребёнком развивать его. К 8 годам ребёнок имеет 80% интеллекта 17летнего. Как бы ни хороша была школьная программа, как не увлекательны компьютерные игры, ни чего не заменит живого общения с книгой.

Пробуждайте интерес к чтению сообща. Вы прекрасно знаете своего ребёнка, начинайте с хорошо иллюстрированных книг, только дома уютно устроившись рядом, вы можете духовно общаться над книгой. Если вы хотите, чтоб ребёнок доверил вам свои мысли, посмейтесь вместе, погорюйте, спросите мнение о герое, предложите дочитать историю и поверьте, это живое общение, разговор по душам запомнится ребёнку надолго. Ребёнок может читать хоть как, если он читает про себя, то вслух рассказывает о прочитанном, в любом случае развивается грамотная речь, память. Если вы упустите этот момент, в дальнейшем будет очень сложно, нет лёгких детей, есть несерьёзное к ним отношение.

Одним из главных факторов, стимулирующих чтение детей, является читающая семья и соответствующая домашняя книжная среда. Ребёнка необходимо искушать чтением. Выбирая в подарок диск или книгу, отдайте предпочтение книге яркой, содержательной. Прочитал ребёнок книгу, продолжите работу над текстом, предложите посоревноваться, дети любят побеждать! Кто запомнил больше героев, что произошло дальше, ребёнок фантазирует, развивает мышление. Вольтер утверждал: «Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкаешь хорошо говорить»

Главной помехой чтению многие родители и сами дети считают нехватку времени. Если из 24 часов суток отнять время на сон, на посещение школы, на подготовку уроков, на общение с друзьями и прогулки, на телевизор или компьютер, да если еще прибавить кружки, факультативы, секции, что же остается? Где же взять время еще и читать? "Коль скоро встает вопрос, есть ли время читать, стало быть, нет на то желания". Социологи считают: что вопрос не в том, есть ли у каждого из нас время читать, а в том, подарим ли мы себе и нашим детям счастье быть читателями. Чтение, как и любовь, — это просто образ жизни. Для интересной книги — всегда найдется время.

СОВЕТ: Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше — читающий вместе с ребенком родитель.

Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.

Если даже папа уткнулся в газету, не упрекайте его при детях, права народная мудрость: «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца!» Не забывайте хвалить ребёнка за чтение, доброжелательное отношение обогащает всех! Не только Вы воспитываете детей, но и дети воспитывают вас. Во время чтения не делайте замечаний ребёнку «Сядь прямо!», вы сбиваете его с мысли. Чтение требует много душевных сил, терпения. Вспомним слова В. А. Сухомлинского: «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда». Возникает вопрос: «Что читать?» В поисках ответа на вопрос "Что читать школьнику?" нельзя обойти вниманием нынешние учебники. В большинстве их даются списки дополнительного чтения "Советуем прочитать. Другое назначение детского чтения — развлечение, отдых. Чтение для веселья, для досуга. Или, как говорят дети, "чтобы посмеяться". Эту потребность хорошо удовлетворяют комиксы, книги-парадоксы. Их функция — позабавить ребенка.

СОВЕТ: Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и в других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.

И если родители - люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге.

Как они это могут сделать?

Приведем ниже несколько советов родителям:

1. Наслаждайтесь чтением сами (цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным.) и выработайте тем самым у детей отношение к чтению, как к

удовольствию.

2. Читайте детям вслух с самого раннего возраста. Не подменяйте истинное знакомство с книгой прослушиванием аудиозаписей сказок.

3. Берите с собой детей в библиотеку и учите пользоваться её фондами.

4. Показывайте, что вы цените чтение : покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарка.

5. Сделайте чтение увлекательным занятием: покажите, что книги полны превосходных идей, которые дети могут использовать в своей жизни.

6. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы.

7. Подпишитесь на журналы для ребёнка (на его имя) с учётом его интересов.

8. Пусть ребёнок читает вслух маленьким детям или кому-нибудь из домашних.

9. Поощряйте чтение (разрешите подольше не ложиться спать, чтобы почитать).

10. Играйте в настольные игры, которые предполагают чтение.

11. В доме должна быть детская библиотечка.

12. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей ещё что-то прочитать об этом (книги о динозаврах, космических путешествиях и т. д.)

13. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

14. Если дети посмотрели интересную передачу по телевизору, достаньте книгу на эту тему.

15. Устройте домашний театр: читайте по ролям, используя костюмы и реквизит.

16. По чаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.

17. Детям поначалу лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появится ощущение законченности и удовлетворения.

Что не работает?

Нотации. Избегайте читать лекции о ценности чтения и давить на не читающего ребенка. Он будет только сопротивляться этому.

Излишнее поощрение. С одной стороны, нет ничего плохого в том, чтобы вознаграждать ребенка за усилия, которые он вкладывает в чтение. Но, с другой стороны, вы же не хотите, чтобы ваш ребенок ожидал приз всякий раз, прочитав книгу. При любой возможности предлагайте ему другую книжку или журнал, на его выбор, не забывая хвалить ребенка. Вы можете поощрять его, но не превращайте это в привычку. Тогда ваш ребенок будет воспринимать чтение как вознаграждение само по себе.

Критика. Отделите школьное чтение от чтения для удовольствия. Помочь ребенку испытывать радость при чтении – важная цель. Тем более, британские ученые доказали, что чтения ради удовольствия является ключевым фактором, улучшающим грамматику в самом раннем возрасте.

Критика выбора ребенка. Читать почти все, что угодно, это лучше, чем не читать вовсе. Если вы думаете, что ребенок выбирает слишком легкие произведения, которые затрагивают темы поверхностно, скрывайте свое разочарование. Чтение на любом уровне – ценная практика, и прочитанная книга повышает как уверенность в себе, так и навыки чтения. Если камнем преткновения является лишь вопрос личного вкуса, уважайте право своего ребенка иметь собственное мнение.

Драматизация. Не превращайте чтение в задание первой необходимости. Под давлением дети могут читать только для того, чтобы понравиться родителям. Но ребенок может отвернуться от вас и вовсе отказаться читать.

Публикации по теме:

«Познавательный интерес вашего ребенка». Скоро не за горами и ваши дети станут школьниками. Что принесет им школьная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или омрачится неудачами,.

«Прививаем детям интерес к спорту» Конспект непосредственно образовательной деятельности Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 71 комбинированного вида Приморского района «Прививаем детям.

Как привить дошкольникам интерес к чтению художественной литературы. Из опыта работы 2015 год официально объявлен годом литературы в России. Государство старается привлечь внимание общества к литературе и напомнить, что читать.

Как привить любовь к чтению Как привить любовь к чтению. Для современных родителей “нелюбовь к чтению” их детей — едва ли не самая большая проблема. Обычно родители.

Комплексное занятие «К бабушке Варварушке в гости на оладушки» помогает развивать у детей интерес к театральной деятельностиКомплексное занятие «К бабушке Варварушке в гости на оладушки» помогает развивать у детей интерес к театральной деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 33 «Журавлик» г. Туапсе Комплексное.

Обучение чтению ребенка-дошкольника Учимся читать Первое и самое главное: прежде чем учить ребенка читать, задайте себе вопрос, а читаете ли Вы? Очень трудно привить ребенку.

Обучение чтению с пеленок Ребенок это такое милое и крохотное создание, которого можно обучить всему даже когда он еще совсем мал. в полтора года можно выучить весь.

Подготовка воспитателя к выразительному чтению Выразительность речи играет большую роль в понимании смысла содержания. Выразительное чтение отличается от обычного тем, что голос чтеца.

Реферат по экологии «Интерес к природе, как средство экологического воспитания дошкольников». Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение.

Воспитание духовно-нравственных ценностей у дошкольников в проектной деятельности по формированию интереса к народной кукле ГБОУ СОШ №3 г. Сызрани структурное подразделение, реализующее программы дошкольного образования – «Детский сад», расположенное по адресу:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Интерес к чтению: как его пробудить»
Опубликовано: 27 сентября 2015 в 10:06
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Интерес к чтению: как его пробудить»» (включая файлы) размещена пользователем Мария Кроус (УИ 370937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД