Розалия Васильева
«Познавательный интерес вашего ребенка».
▼ Скачать + Заказать документы
Скоро не за горами и ваши дети станут школьниками. Что принесет им школьная жизнь? Будет ли она успешной, радостной или омрачится неудачами, огорчениями? Во многом это зависит от того, как мы подготовим ребенка к школе, насколько сумеем сформировать у него те качества, которые определяют эффективность обучения.
При подготовке ребенка к школе большое значение имеет воспитание у него внутренней потребности в знаниях. Необходимость формирования у старших дошкольников познавательных интересов убедительно доказывается результатами современных исследований, посвященных изучению особенностей образовательной работы с 1-классниками. Определенную категорию неуспевающих и недисциплинированных учеников составляет так называемые «интеллектуально пассивные» дети, для которых характерно отрицательное отношение к умственной работе, стремление избежать активной мыслительной деятельности. Причиной «интеллектуальной пассивности» детей является несформированный в дошкольные годы познавательный интерес.
Публикация «„Познавательный интерес вашего ребенка“,» размещена в разделах
Стремление узнать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти имеющиеся между ними связи и отношения характеризуют развивающийся познавательный интерес. Основа познавательного процесса – активная мыслительная деятельность. Под ее влиянием ребенок оказывается способен к более деятельной и устойчивой сосредоточенности внимания, проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при это положительные эмоции – удивление, радость успеха, в случае если проявил догадку, получил одобрение взрослых, - создают у ребенка уверенность в своих силах.
Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Вы, конечно, замечали, что дошкольник легче и прочнее запоминает интересный материал, быстрее его воспроизводит. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретенными знаниями, нахождение в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений.
Чем отличаются познавательные интересы детей? Прежде всего, содержанием, то есть тем, на какие стороны действительности они направлены. Что лучше: широкие или узкие по содержанию интересы? Мы, психологи, считаем, что, чем меньше ребенок, тем шире должны быть его познавательные интересы, Обеспечивающие ему яркие и разнообразные впечатления об окружающей жизни. Впоследствии эти впечатления станут основой для приобретения системы знаний. Интересы бывают устойчивыми и не устойчивыми. Не устойчивый интерес возникает как реакция на яркий познавательный материал, необычность ситуаций, они носят временный характер. Влияют же на развитие ребенка устойчивые интересы, поскольку в них выражается направленность личности, которая определяет поведение, поступки, характер познавательной деятельности.
Между развитием интереса ребенка и его знаниями об окружающем мире существует взаимная связь. Интерес побуждает ребенка к получению знаний. Прочные знания – основа активности ребенка.
Советуем родителями использовать каждую возможность для обогащения ребенка яркими впечатлениями об окружающей жизни. Очень полезно проводить с детьми прогулки и экскурсии.
Не стремитесь объяснить и рассказать ребенку обо всем, что он видит на прогулках, экскурсиях и по телевизору. Для развития интереса ребенка целесообразнее возбуждать его познавательную активность, стимулировать появление у него вопросов, стремление находить на них ответы посредством наблюдений, размышлений. Например, вы с ребенком прогуливаетесь в лесу. Предложите сыну или дочери определить, что изменилось в лесу со времени последнего посещения; задать вопросы и придумать загадки о том, что он видит; вспомнить и прочитать строки из выученных ранее стихотворений о природе.
Знакомя детей с окружающим миром, чаще прибегайте к приему сравнения. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности, ребенок глубже познает их, выделяет в них новые качества, свойства, что дает возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым. Так, на улице города ребенку можно предложить сравнить разные виды транспорта (грузовую и легковую, микроавтобус и автобус и пр.). Старшие дошкольники могут сравнить непосредственно наблюдаемый объект с другим объектом, запечатленном в памяти. Например, вечером, возвращаясь из детского сада домой, предложите ребенку вспомнить, каким было небо утром, отметить изменения. Побуждая ребенка к сравнению, мы повышаем его наблюдательность, обеспечиваем более активное и сознательное усвоение знаний.
В дошкольном возрасте детей привлекает все новое и необычное. Но это не значит, что для развития интереса ребенка родители постоянно должны сообщать ему новые знания. Важно возбуждать у ребенка интерес к привычным для него предметам. Например, летом предложите сыну или дочери понаблюдать за одуванчиками. Сколько интересных открытий он (а) сделает! Ребенок отметит, что одуванчик поворачивает головку за солнцем, а вечером закрывает свой глазок, что семена растений легкие, как парашютики.
Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах и других вещах творческой деятельности. Поэтому в семье следует создать условия для такой деятельности. Поощряйте игры и занятия детей, относитесь к ним одобрительно, помогайте довести начатое дело до конца. Внимание родителей воодушевляет ребенка, а участие их в играх и занятиях особенно радует дошкольника. Читая или рассказывая ребенку, не стремитесь к тому, чтобы он запомнил содержание произведения. Побуждайте ребенка к самостоятельным рассуждениям, спрашивайте его, понравилось ли ему прочитанное, или рассказанное, что он считает в нем главным, как поступил бы на месте того или иного героя, что узнал нового и т. д.
И, напоследок, хочу посоветовать вам, задайте себе вопрос: есть ли у моего ребенка интерес и к чему особенно? Сформировались ли познавательные интересы? О чем спрашивает ваш ребенок? К кому из членов вашей семьи ребенок обращается чаще и почему? Можно ли по вопросам ребенка судить об его любознательности, интересах?