МААМ-картинки

Как привить дошкольникам интерес к чтению художественной литературы. Из опыта работы

Галина Лыкова
Как привить дошкольникам интерес к чтению художественной литературы. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы

2015 год официально объявлен годом литературы в России. Государство старается привлечь внимание общества к литературе и напомнить, что читать – нужно, полезно и модно. Эта проблема не оставила меня равнодушной. Ведь современных дошкольников рано приучают к компьютеру, аудио- и видеокнигам. А это совершенно иной тип взаимоотношения с текстом. Я согласна с высказыванием В. А. Сухомлинского «… что чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца, прикосновение человеческого благородства к сокровенным уголкам детской души». Мои воспитанники — слушатели, а не читатели, художественное произведение доношу до них я, поэтому передо мной стоит важная задача — каждое произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Публикация «Как привить дошкольникам интерес к чтению художественной литературы, Из опыта работы» размещена в разделах

Освоение задач «Чтения художественной литературы» осуществляю в организованных совместных видах деятельности: развивающих, игровых, проблемно – игровых и творческо-игровых ситуациях на основе художественного текста, литературных развлечениях, театрализованных играх, а также средствами организации предметно – развивающей среды для активизации самостоятельной литературной, художественно – речевой, изобразительной и театрализованной деятельности на основе знакомых фольклорных и литературных текстов. Литературные произведения и их фрагменты включаю в режимные моменты, сопровождаю ими наблюдения за явлениями природы. Изучив методическую литературу, я нашла множество самых разнообразных традиционных и нетрадиционных форм, методов и приёмов, которые стала использовать в работе с детьми. Это традиционные ежедневные чтения, оформление книжного уголка в группе, тематические выставки (выставки-викторины, выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений, создаём вместе с детьми «книги-самоделки», «Книжкину больницу», организую в группе «Неделю детской книги», празднуем именины произведения, изготавливаем макеты любимых сказок, устраиваем театрализованные игры по мотивам прочитанных произведений, вечера загадок, сказок, литературные викторины. Очень нравятся детям посещение детской библиотеки ДК «Эльта».

Нередко дети стремятся не только рассказывать произведения, но и придумывать продолжение любимой истории, новых приключений знакомых героев. Стремление к творческому рассказыванию поддерживаю и помогаю детям освоить некоторые приёмы фантазирования и сочинительства. Лучше всего для этого использовать народные сказки, которые, по меткому выражению Дж. Родари, являются прекрасным «строительным материалом» для детских историй. Раскрою некоторые приёмы развития детского речевого творчества на основе народных сказок.

Метод «Сказка + слово». Детям называю 5 слов — названий героев, предметов определенной сказки. Дети узнают ее и кратко рассказывают содержание вместе со мной. Затем называю шестое слово (предмет или героя, не имеющее отношения к сказке, и предлагаю сочинить историю (новую сказку, придумывая ему соответствующее назначение, характеристики, которые можно совершать при помощи данного предмета, характер и возможные действия героя. Конечно использую наглядность: комплект сюжетных картинок (иллюстраций, на которых изображен главный герой в какой-либо ситуации, и вырезанные фигурки разных литературных и мультяшных героев. Задача детей — выбрать подходящего героя и придумать историю или ее фрагмент. Сначала можно ограничиться диалогами героев, которые рассказывают о себе и своих приключениях, затем главный герой «просит оказать ему помощь», а в заключение герои пускаются в новое путешествие, не похожее на уже знакомое.

Метод «Салат из сказок». Предлагаю вспомнить двух-трех героев разных сказок и объединить их в одну сказку: их приключения будут переплетаться и приведут к новому сюжету.

Также вместе с детьми мы разыгрываем сказки, стихи с помощью пальцев,

инсценируем произведения или его части в лицах (я – автор, дети – герои, рисуем мультики ( например: рисуют рисунки к сказке В. Бианки. «Сова». Затем пересказывают., придумываем названия и другой конец произведению ( особенно с плохим концом: «Кукушка», рассказываем по схемам, по цепочке, пишем письмо герою, придумываем загадки о герое, рисуем иллюстрации к придуманным сказкам, фантазируем (добавляем другого героя, или меняем героя, или изменяем элемент сюжета). Для активизации мышления и развития памяти перепутываю картинки-иллюстрации (дети ставят картинки в нужной последовательности и пересказывают)или ставлю одну картинку и прошу детей найти, что было до и после этой картинки и поставить их рядом). Очень нравится детям игра «Заколдованные дети», в которой они мимикой и жестами изображают действия героев произведений.

Использую такую форму работы как «моделирование сказок» (учу дошкольников прятать знакомых сказочных героев в обычные геометрические фигуры). Например, три одинаковых по величине и цвету кружка означают сказку «Три поросенка»; три одинаковых по цвету, но разные по величине кружка - сказку «Три медведя».

При чтении произведения я уже имею представления о книжных предпочтениях каждого ребенка. По возможности провожу не только групповое, но и индивидуальное чтение. При использовании игровой мотивации на образовательной деятельности ввожу любимых книжных персонажей детей. Но какие бы я задачи пред собой ни ставила, всегда на первом месте должна быть книга, художественный текст. Именно он способствует изменению в состоянии детей, то есть сначала чтение, а потом игры, движения, театрализация прочитанного, а не наоборот.

Итак, подводя итог, хочу отметить – художественная литература является универсальным развивающим и образовательным средством, выводя ребенка за пределы непосредственно воспринимаемого, погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них богатую языковую среду. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.

Публикации по теме:

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Красная Шапочка» Конспект занятия по образовательной области «Чтение художественной литературы» (старший дошкольный возраст) Тема: Сказка «Красная Шапочка.

Интегрированное занятие по чтению художественной литературы «Лебедь, Щука и Рак» и конструированию КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности (интегрированное занятие) по чтению художественной литературы «Лебедь, Щука и Рак».

Конспект занятия по чтению художественной литературы. Рассказ Г. Балла «Желтячок»Конспект занятия по чтению художественной литературы. Рассказ Г. Балла «Желтячок» Занятие в 1 младшей группе Коммуникация. Чтение художественной литературы. Вид: Комплексное: коммуникация +экспериментально - исследовательская.

Конспект НОД по чтению художественной литературы «Знакомство с рассказом Я. Тайца «Поезд» Конспект НОД по чтению художественной литературы Тема: «Знакомство с рассказом Я. Тайца «Поезд» .» Пр. сод. : познакомить детей с произведением.

Конспект НОД по чтению художественной литературы в старшей группе «Сочиняем стихи» Цель: Способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста. Вид.

Конспект НОД по развитию речи и чтению художественной литературы Конспект ООД в подготовительной к школе группе по развитию речи и чтению художественной литературы. Тема: Пересказ рассказа В. Бианки «.

Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе «С. Алексеев «Первый ночной таран» С. Алексеев «Первый ночной таран» (посвящено Великой Отечественной войне) Программное содержание: учить выделять главную мысль рассказа;.

Педагогический совет для воспитателей ДОО «Приобщение детей к чтению художественной литературы» 2015 год – год РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ! Педагогический совет «Приобщение дошкольников к чтению художественной литературы» Неоспоримый факт,.

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Сивка-бурка» Чтение художественной литературы (старший дошкольный возраст). Сказка «Сивка – бурка» Цель: помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных.

Сообщение из опыта работы по теме: «Использование художественной литературы в познавательном развитии младших дошкольников».Сообщение из опыта работы по теме: «Использование художественной литературы в познавательном развитии младших дошкольников». Цель: Формировать у детей интерес к книге как источнику знаний. Задачи: -развивать познавательный интерес; -формировать у детей умение воспринимать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как привить дошкольникам интерес к чтению художественной литературы. Из опыта работы
Опубликовано: 8 сентября 2015 в 19:39
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Как привить дошкольникам интерес к чтению художественной литературы. Из опыта работы» (включая файлы) размещена пользователем Галина Лыкова (УИ 111020) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД