рябева ирина
Интегрированный урок по литературному чтению в 1 классе «Путешествие в мир красок и звуков весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока
Предмет Литературное чтение Класс 1 б
Тема урока Путешествие в мир красок и звуков весны
Тип урока : интегрированный урок (музыка, ИЗО, поэзия)
Задачи:
1. Повторить и обобщить знания по данному разделу.
2. Совершенствовать навык чтения целыми словами.
3. Учить выразительному чтению стихотворений.
4. Продолжить формирование умения анализировать и сравнивать произведения.
Темочки:
- Весна. ВСЕ материалы на весеннюю тему
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Чтение, детская литература
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
5. Развивать речевые умения и творческие способности, воображение, память.
6. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1. ЭТАП 1. Мотивация к учебной деятельности
На доске светит яркое солнышко, оно смотрит на вас, протягивает свои лучики к вашим щечкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее!
А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные!
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
Посмотрите на наших гостей, улыбнитесь и ваше настроение на уроке будет приподнятым и бодрым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!
2. ЭТАП 2. Мотивация познавательной деятельности, актуализация знаний.
Разгадайте ребусы (приложение)
Как можно слова-отгадки назвать одним словом?
Назовите весенние месяцы по порядку.
Как думаете, почему мы говорим об этих месяцах?
Как называется раздел учебника, который мы изучили?
В чем особенность произведений этого раздела?
Как вы думаете, какой будет тема урока?
Сегодня мы совершим путешествие вместе с весной в страну устного народного творчества, поэзии, музыки, изобразительного искусства.
( Слайд: Путешествие в мир звуков и красок весны.)
Выскажите предположения, что будем делать на уроке?
Таблицы – помощники:
Я буду… слушать почувствовать
Я хочу…. читать рассуждать
Я постараюсь …. писать мечтать
узнавать новое
Цель нашего урока : научиться видеть, слышать и чувствовать весну.
Но чтобы путешествие началось успешно, нужно хорошо знать признаки весны.
1 группа выступит в роли художников (создание аппликации)
2 группа – исследователи (прочитать отрывок текста, найти приметы весны, заполнить таблицу)
3 группа – наблюдатели (рассматривание картины, составление рассказа)
4 группа – знатоки пословиц.
Посмотрите, какой наши художники увидели весну!
Назовите, что из предложенного вы выбрали для своей картины?
Исследователи, назовите признаки весны.
(слайд с таблице, подтверждающей выводы детей)
Март Апрель Май
1. 1. 1.
2. 2.
3.
Знатоки пословиц подтвердят ваши высказывания, что говорит народная мудрость про весну.
А что увидели наблюдатели, рассматривая картину?
(слайд картина Саврасов «Грачи прилетели»)
Как вы думаете, какие звуки можно услышать рассматривая эту картину? Прислушайтесь
(звучит музыка П. И. Чайковского «Песня жаворонка»)
(Несмотря на серое небо, темный снег, картина проникнута настроение ожидания, пробуждения. Радостно, светло и немного грустно.
Работают в группах
1 группа – создание панно на тему «Весна»
(выбор и наклеивание на лист вырезок)
2 группа – чтение отрывка
Прочитайте текст, признаки марта подчеркните синим карандашом, признаки апреля – зелёным, признаки мая – красным.
«Наступила весна. Три долга у весны, три завета. Первый - тьму зимнюю одолеть, с этим март справляется. Второй - снег согнать, землю разбудить и отогреть, для этого апрель ее из ручьев теплой водой отпаивает. Третий долг - теплую землю в зелень убрать - достается маю, который лес наряжает, лето в гости ожидает».
Март Апрель Май
1. 1. 1.
2. 2.
3.
3 группа – выбирают из перечня пословиц только о весне, объясняют значение.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Дважды в год лето не бывает.
Апрель начинается при снеге, а кончается при зелени.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Март с водой, апрель с травой.
Сентябрь холоден, да сыт.
Мороз и метели под февраль налетели.
Вода с гор потекла — весну принесла.
4 группа – анализируют картину Саврасова «Грачи прилетели»
Какое время года изобразил художник?
По каким признакам определили?
Какие цвета выбрал художник?
Какое впечатление производит она на вас?
Что вам особенно нравится на картине?
3. ЭТАП 3. организация познавательной деятельности
Весне очень понравилось, как хорошо вы знаете приметы и она приготовила для вас следующее задание
Слайд :
ЫЛЕПАК ЙЕЧУР АЖУТС АЦИЖУЛ
Разгадайте слова
Назовите лишнее слова? Почему?
Что объединяет остальные слова?
Назовите весенний месяц, когда начинается активное таяние снега.
С. Я. Маршак посвятил этому месяцу стихотворение
(слайд – С. Я. Маршак)
Первичное чтение учителем.
Какое настроение передал поэт?
Какие чувства возникли у вас? Почему?
Какие незнакомые слова встретились в стихотворении?
(Слайд – незнакомое слово ВАЛЕЖНИК)
Повторное чтение (дети)
Назовите признаки апреля, о которых говорится в стихотворении.
Представьте, что вы художники, какие картины можно нарисовать?
Какое настроение должны передать при чтении стихотворения?
Подготовьте выразительное чтение стихотворения
Прочитайте стихотворение друг другу и оцените выразительность (Почему тебе понравилось чтение товарища? Что смог передать при чтении)
О каком цветке говорится в стихотворении? (Слайд)
Почему так называют?
А можно ли рвать много цветов? Почему? (цветок красив в природе, а не в букете)
Вспомните, какой литературный приём использовал Т. Белозёров в стихотворении «Подснежники»
С чем сравнивал подснежники?
П. И. Чайковский тоже заметил красоту этого первого весеннего цветка свою музыкальную пьесу так и назвал «Подснежники»
Слушание музыки
Что передал этой мелодией композитор?
(легкие нежные волны мелодии поднимаются все выше, сама мелодия плавная, чуть робкая, слышим журчание ручейка, звон капель)
Вспомните, всё о чем мы говорили, расскажите, какие звуки вам удалось сегодня услышать, какие запахи почувствовать?
Физминутка для глаз
Работа по учебнику (стр. 67)
Разбирают значение незнакомых слов (высказывают предположения)
Работа с толковым словарём (ученик читает значение слова)
Выборочное чтение (дети)
Работа в парах
Оценивают чтение друг друга с помощью смайлов
Выразительное чтение 1-2 учеников
Прием сравнения
Сравнивал со снегурочкиными слезами
Чтение стихотворения наизусть
Слушание музыки
Релаксация
6 ЭТАП 6. Закрепление учебного материала
Познавательные: использовать выполнять работу, анализировать.
Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать, способность к самооценке.
Регулятивные: управлять своей деятельностью, контроль, коррекция, инициативность, самостоятельность.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему мнению.
Деятельность учител
яК нам из весеннего леса пришли телеграммы. Наша задача прочитать и ответить на них стихотворениями из раздела «Апрель, апрель! Звенит капель!»
Телеграмма 1
Весна прилетела к нам на солнечных крыльях у нее строгий распорядок работ первым делом она освобождает землю, делает проталинки.
Телеграмма 2
Весна. Повсюду бегут ручейки талого снега. Появляются насекомые, после зимней спячки просыпаются животные.
Телеграмма 3
Идет весна. На снежном покрывале появились проталины. Первые весенние цветы греются на солнышке. Ласточки поют песни о весне.
(слайд для самопроверки) Деятельность учащихся
Обсуждают в паре варианты ответов. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самопроверку, самооценку полученных результатов.
Работа в парах
Соотнести телеграмму с произведением
Телеграмма 1 И. Токмакова К нам весна
Шагает
А. Плещеев Сельская песенка
Телеграммма 2 А. Майков Ласточка
примчалась
Телеграмма 3 С. Маршак Апрель
Самопроверка
7 ЭТАП Итог урока
Путешествие наше подходит к концу.
Как Вы думаете, удалось ли нам всем вместе достичь поставленной на уроке цели?
Что помогло вам это сделать?
Что удивило вас сегодня на уроке?
Какое открытие сделали?
Продолжите фразу «На уроке у меня получилось…»
Рефлексия
Наше путешествие подошло к концу, но путешествие в мир природы не заканчивается. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в её краски – вы поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листья деревьев, цветы.
Весна приготовила для вас сюрприз – весенние цветы – по своему настроению после нашего путешествия выберите цветок и украсьте весеннюю солнечную поляну.
Посмотрите, как радостно стало в нашем классе