Комаровская Мария Евгеньевна
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе «Считалка, скороговорка или дразнилка?»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока по литературному чтению, проведенного в 1 классе МБОУ СОШ № 1 студенткой группы 3/2К
Комаровской Марией Евгеньевной.
Тема урока : «Считалка, скороговорка или дразнилка?»
Тип и вид урока : открытие новых знаний
Публикация «Конспект урока по литературному чтению в 1 классе „Считалка, скороговорка или дразнилка?“» размещена в разделах
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Скороговорки
- Считалки, считалочки
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цели урока : обобщить знания учащихся о малых фольклорных жанрах, развивать умение различать считалки, скороговорки, дразнилки.
Задачи урока :
1. формировать навыки чтения путём постоянного перечитывания текстов по разным основаниям
2. работать над формированием внимательного отношения к слову, учить детей сравнивать несколько коротких текстов.
3. Обеспечить контрольно - оценочную деятельность обучающихся на уроке.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: знать малые жанры фольклора (считалка, скороговорка, дразнилка, уметь отличать малые жанры друг от друга.
Личностные УУД: положительная мотивация к учению, уважительное отношение к учителю и сверстникам, способность к самооценке на основе наблюдения за собственной работой.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т. д.
Коммуникативные УУД: формирование уважительного отношения к учителю и одноклассникам.
Познавательные УУД: выполнять задания на основе упражнений; выполнять действия по заданному алгоритму.
Форма урока : фронтальная, индивидуальная.
Технология: ИКТ, Технология развивающего обучения, технология деятельностного метода.
Методы: активные методы обучения, словесный метод, наглядный метод.
Приемы: побуждающий диалог
Оборудование: презентация к уроку, мультимедийное оборудование, учебник
Структура урока :
Дидактическая структура урока Ход урока
Деятельность учителя Деятельность учеников
Организационный момент
-Здравствуйте, меня зовут Мария Евгеньевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.
Мы за парту сядем дружно,
А шуметь совсем не нужно!
Сели прямо, ноги вместе!
Класс затих. Вздохнули дружно,
Ведь урок начать нам нужно!
Подравнялись. Улыбнулись.
И ко мне все повернулись!
- Ребята, понравилось ли вам это стихотворение? О чем в нем идет речь? Как мы должны работать на уроке? Зачем работать так?
Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.
Подготовка к основному этапу занятия
- Ребята, откройте учебник на с. 45 и прочитайте название новой главы.
- Обратите внимание на иллюстрацию, кто же нас здесь встречает?
- Для того чтобы понять, о чем же здесь идет речь давайте прочтем этот текст.
- Будем читать по цепочке, начиная с первого ряда. Читаем до слов «И всё?» - Следим и слушаем внимательно, за тем будем обсуждать, о чем же там говорится.
- О чем же говорится в этом тексте, кто понял?
- Исходя из прочитанного нами текста, как вы думаете. О чем же мы сегодня будем говорить? Что будет являться темой урока?
- Как вы думаете, а какие же мы поставим себе цели? Открывают учебник и читают название главы. «В лесной школе»
Нас встречает сказочные персонажи. (варианты ответов детей)
Читают вслух по цепочке.
В этом тексте говорится о том, кто чему учился. Затем говорится о том, что Маша и Миша разгадывали секреты считалок, скороговорок, дразнилок.
Будем говорить о считалках, скороговорках и дразнилках.
Познакомиться со считалками, скороговорками и дразнилками. Научиться различать их.
Усвоение новых знаний и способов действий
- Ребята, а вы знаете, что такое скороговорки? И какие секреты скороговорок вы знаете?
Игра звуков и слов, юмор, быстрое произношение труднопроизносимых слов.
Слово «СКОРОГОВОРКА» составлено из двух слов: СКОРО и ГОВОРИТЬ. Скороговорку надо произносить быстро («скоро говорить», не запинаясь; это не только весёлое, но и полезное занятие, так как помогает исправить плохую дикцию (произношение).
- А знаете ли вы какие-то скороговорки?
- Я приготовила для вас несколько скороговорок. Давайте пробуем их прочитать. Начнем с 1й, читаем медленно и хором.
Не живут ужи, где живут ежи.
- А теперь побыстрее.
- А кто может еще быстрее?
-Молодцы! Давайте перейдем к следующей скороговорке, она будет посложнее.
- А теперь побыстрее.
На дворе – трава,
На траве – дрова,
Не руби дрова:
На дворе – трава
- Давайте попробуем другую, она еще сложнее. Читаем хором внимательно, медленно.
Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарищах товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарищей товарищу товарищ.
- Отлично, молодцы. Двигаемся дальше.
- Варианты ответов детей.
Варианты ответов детей.
Произносят хором скороговорку.
Первичная проверка понимания
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Откройте учебник на с. 46. Прочтите отрывок, в котором Мальвина спрашивает.
- О чем же она спрашивает?
- А вы знаете что такое дразнилка?
- Для того чтобы понять, что же такое дразнилка давайте прочтем текст на с. 47.
- Что же особенного вы здесь заметили? Какие секреты?
- Чем отличается дразнилка от скороговорки?
Дразнилка-это чепуха, нелепица, перевертыш. Дразнилки высмеивают лень, жадность, обжорство, трусость и прочие дурные привычки.
Игра слов, смех, обида - секреты дразнилок.
- А знаете ли вы что такое считалки?
- Какие секреты они имеют?
В считалках есть слова, напоминающие числа; часто встречаются повторы слов; обычно считалка заканчивается словами «выходит», «выйди вон».
- Как выдумаете где чаще всего применяются, встречаются считалки?
- Какие считалки вы знаете?
- Я приготовила несколько считалок, давайте найдем в них секреты!
Шла машина тёмным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву «С».
Тучи, тучи, тучи, тучи,
Скачет конь большой, могучий.
Через тучи скачет он,
Кто не верит – выйди вон
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем в прятки мы играть.
Небо, звёзды, луг, цветы –
Ты пойди-ка поводи!
- Какие секреты вы в них обнаружили?
Может ли Миша по первой строчке определить скороговорка это или считалка. Оказалось, что это дразнилка.
Читают.
Варианты ответов детей.
Варианты ответов детей.
- В игре, при выборе водящего.
Варианты ответов детей.
Слова выходи, выйди вон, слова похожие на цифры.
Закрепление знаний и способов действий
-У меня на доске есть дразнилки, считалки и скороговорки. Давайте попробуем определить, что есть что.
-Обязательно обосновывайте свой выбор, почему это считалка, дразнилка или скороговорка. В этом вам помогут секреты, которые мы сегодня с вами узнали.
-Кто хочет попробовать?
Определяют дразнилки, считалки, скороговорки обосновывая свой выбор.
Рефлексия
- Кто же мне на помнит, что сегодня на уроке мы изучали?
-Какие секреты считалок?
-Какие секреты дразнилок?
-Какие секреты скороговорок?
-Ребята, наш урок подошёл к концу.
Для того, чтобы оценить свою деятельность, посмотрите на доску, написаны фразы, которые вам нужно продолжить
- Кто хочет поделиться результатом?
-Спасибо за урок! Вы молодцы! До свидания!
Размышляют. Оценивают свою деятельность, продолжают фразы
-Делятся результатом.