Инна Щоголева
Открытый урок по литературному чтению «О друзьях хороших и верных»
▼ Скачать +Заказ
Тип урока : систематизация и обобщение знаний и умений.
ЦЕЛИ:
• Помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия «дружба»
• Воспитание чувства любви и уважения к своим друзьям
• Сплочение коллектива учащихся
• Учить слушать понимать и помогать друг другу
• На примере прочитанных стихотворений дать понятие о настоящей бескорыстной дружбе
Оборудование: карточки со словами; карточки с иллюстрациями; веник; задания викторины на каждого уч-ся; правила дружбы на каждого уч-ся, телевизор; солнышко с лучами; дерево Дружбы; листочки на каждого учащегося.
Публикация «Открытый урок по литературному чтению „О друзьях хороших и верных“» размещена в разделах
Ход урока
1. Орг. момент
Звенит звонок дети под музыку (песня «От улыбки») входят в класс.
-Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Я рада видеть всех вас в нашем уютном классе.
Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
А теперь к гостям повернёмся,
Головкой кивнём, улыбнёмся.
Мы вперёд повернёмся теперь.
На урок приоткрыта уж дверь.
Тихо сядем, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнём
И занятие начнём.
2. Упражнение «Тепло ладоней»
- Поможем друг другу настроиться на урок. Повернитесь друг к другу, прикоснитесь ладошками и подарите друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой. Улыбнитесь друг другу, опустите ладошки.
-Что подарили вы своему соседу?
3. Введение в тему. Сообщение темы занятия.
-Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Мы подводим итоги темы, которую изучали на уроках литературного чтения
4. Постановка проблемной ситуации. Слушаем басню.
-Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам послушать басню Л. Н. Толстого «Отец и сыновья» (Слушаем басню и определяем тему)
Отец и сыновья
(басня)
Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии; они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит: «Сломайте!» Сколько они ни бились, не могли сломать. Тогда отец развязал веник и велел ломать по одному прутику. Они легко переломали прутья поодиночке. Отец и говорит: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет, а если будете ссориться, да всё врозь –вас всякий легко погубит».
-О чём мы будем говорить на уроке? (Открыть доску и показать тему. Дети читают тему).
О друзьях хороших и верных.
5. Цели урока :
-Чему нас учит эта басня (показать веник и предложить поломать, предложить поломать прутики)
-Сегодня нам предстоит выяснить, что такое дружба, узнаем какими качествами должен обладать настоящий друг, составим правила дружбы, которые помогут вам построить отношения с другом.
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
6. Мозговой штурм «Дружба-это?»
-Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово дружба? (На доске солнышко без лучей, дети называют ассоциацию и прикрепляют лучик).
-С какой погодой вы бы сравнили ДРУЖБУ?
-Дружбу можно сравнить с теплом солнца.
Работа со словарём
В толковом словаре Ожегова значение слова ДРУЖБА поясняется так:
Дружба. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
-Дружба –это когда люди хотят быть вместе, когда они доверяют друг другу. Мы слышим слово ДРУЖБА и вспоминаем своих друзей.
7. Микрофон
-Поднимите руку у кого есть друг.
-Кто твой друг? Почему (корреспондент берёт интервью у детей)
-А вот с кем ещё можно дружить вы узнаете прослушав стихотворения.
1уч:
Друг-это верный товарищ,
С которым хорошо играть. (Даниил)
2 уч:
Друг-это книга,
Которую интересно читать. (Эвелина)
3 уч:
Друг-это школьный учитель,
Который нас учит наукам. (Элиза)
4 уч:
Друг-это мама,
Которая всегда поможет в трудную минуту. (Кирилл)
-Кого, ещё можно назвать другом?
-Дружите ли вы с животными, природой, книгами?
-А с кем дружил мальчик из рассказа «Друг детства» по В. Драгунскому?
Друг –это тот кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.
8. Викторина
-О дружбе много книг. Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и литературных друзей.
Я предлагаю вам ребята викторину «Отгадай произведение».
Перед вами листочки с заданием. Положите их перед собой.
Нужно по краткому описанию или отрывку из произведения вспомнить название и автора этих произведений, которые мы изучали на уроках литературного чтения
1. В этом произведении говорится о том, как насекомые и звери прятались от сильного дождя и им вместе не было тесно. (В. Сутеев «Под грибОм»)
2. Герой этого стихотворения не любит ходить на прогулки один (А. Барто «Я люблю ходить вдвоём»)
3. «Жили –были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.»(В. Осеева «В одном доме»)
4. «Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый. У него были разные глаза: один его собственный – жёлтый стеклянный, а другой большой белый из пуговицы от наволочки.»(По В. Драгунскому «Друг детства»)
-Молодцы, хорошо запомнили программный материал!
В учебнике «Литературное чтение» малая часть произведений о дружбе.
Предлагаю вашему вниманию выставку книг, все произведения в этих книгах объединяет общая тема.
-Кто догадался какая? Произведения каких авторов вы видите на выставке? Какие из этих произведений вы уже читали и смогли бы посоветовать прочитать своим друзьям.
9. Пословицы о дружбе.
-Ребята какие пословицы о дружбе вы помните?
9. Игра «Кто с кем дружит?”
-В книгах и в мультфильмах мы очень часто встречаем верных друзей. Посмотрим, знаете ли вы их.
А теперь скажите кто с кем дружит? Найти пары на доске и соединить.
1. Зелёный крокодил Гена и ….(Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и (Мальвина,Пьеро)
3. Смешной мишка Винни-Пух и ….(Пяточок)
4. Мальчик по имени Малыш и….(Карлсон)
5. Добрая Белоснежка и….(семь гномов)
6. Терпиливый Медведь и (Маша)
7. Шапокляк
-Каких ещё верных друзей из книг вы знаете?
10. Физминутка «Машенька»
К нам на урок тоже пришла Маша- настало время отдохнуть.
11. Правила ДРУЖБЫ
-Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы или правила. Давайте вместе поразмышляем по каким законам Дружбы нам хотелось бы жить.
-Правила напечатаны на карточках.
Нужно выбрать только те законы, которые считаете нужными. (поставить плюс или минус)
Дети показывают жестом.
Помогай другу в беде
Умей с другом разделить радость
Обманывай своего друга
Останови друга, если он делает что-то плохое.
Умей принять помощь.
Не помогай ни в чём другу.
Не обманывай своего друга
Не предавай друга
Будь жадным
Относись к другу как к себе.
-Какие нужные законы дружбы вы запомнили?
-Если вы будете выполнять эти законы, то станете настоящими друзьями.
12. Практикум
-Давайте потренируемся в применении этих правил (законов) на практике.
-Как вы поступите в ситуации.
Если мой друг добился в чём-то успеха, то я…
Если я обидел своего друга, то я….
Если мой друг предлагает мне похулиганить, то я….
13. Качества дружбы
-Многие считают себя друзьями, но не являются настоящими.
ДРУЖБА это или нет?
Выслушай и дай ответ.
-Послушайте стихотворение А. Барто «Друг напомнил мне вчера».
-Можно ли назвать этого героя настоящим другом? Почему?
-Каждому из нас хочется иметь верных, надёжных, добрых друзей. Но важно помнить, что и вы сами должны обладать теми качествами, которые хотите видеть в своих друзьях, поступать с друзьями так, как хотели бы, чтобы они поступали с вами. Недаром народная мудрость гласит: «Скажи мне кто твой друг и я скажу, кто ты».
Игра “Берем – не берем”.
Учитель: А теперь немного поиграем. Игра называется “ Берем – не берем”. Я называю вам черты характера, а вы, если берём- хлопаете, если не берём- молчите (Карточки с названиями черт характера цепляю на доску)
Скромность Болтливость
Рассеянность
Грубость Лживость
Пунктуальность Аккуратность
Доброта Вежливость
Жадность Честность
Справедливость Щедрость
Далее учащиеся группируют положительные и отрицательные качества.
- Могут ли у человека быть только положительные качества? (Нет.)
- Про человека, у которого много положительных качеств говорят – “хороший человек”.
- Будем же стараться быть хорошими детьми.
Коллективная работа «Дерево ДРУЖБЫ»-посадим дерево
-У вас на партах лежат листочки напишите на нем то качество, которое является главным в дружбе.
-На желтом, то качество, которое мешает вам стать настоящим другом (выбросить в урну плохое качество)
Итог
-Вот и подошёл к концу наш урок.
-Над какой темой работали
-Скажите, что такое дружба?
-Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга,
уметь дорожить дружбой.
Дети читают стихи о дружбе:
Дружба- главное чудо всегда.
Сто открытий- для всех настоящие.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие. (Алёна)
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То любое желанье исполнится. (Антон)
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадёт,
В любой беде не пропадёт. (Юля)
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надёжный друг (Никита, Эмилия или вместе)
Ему протянет руку.
Дом. задание-Наш друг Ислям попал в беду, он сейчас в больнице. Нарисуйте ему, что интересного вы узнали на уроке, как вы поняли что такое дружба, подпишите свои работы, и когда его папа поедет к нему в Симферополь мы сможем передать свои послания. Я надеюсь, что это поможет ему поскорее выздоровить.
-Дома выучить нужные законы дружбы и соблюдать их. Каждому придумать свой закон и вписать.
Оценивание
-Поднимите руку, кто считает, что активно работал на уроке.
Встаньте, дети, встаньте в круг, Я твой друг и ты мой друг, Пусть будет шире Дружбы круг.
А теперь я бы хотела завершить наш праздник словами кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!» (Дети повторяют хором.)