Зарубина Ирина
Интегрированный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста по краеведению
▼ Скачать + Заказать документы
Краеведение - это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, самым близким людям – матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом. Большое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, родным краем, разнообразием и богатством природы. В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Учитывая особенности ДОУ (её расположение, социум,, социальный заказ общества на образование и воспитание, проведя анкетирование среди родителей и изучив мнения, выявили ряд проблем:
Публикация «Интегрированный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста по краеведению» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Мой край, мой город. Краеведение
- Старшая группа
- Темочки
Отсутствие или слабо сформированность общих региональных ценностей, семейных традиций, представлении об истории города и района;
Невысокий уровень общей, музейной культуры и исторической памяти у воспитанников и родителей;
Недостаточные условия для интеллектуального, духовно – нравственного развития воспитанников с учётом их природных задатков;
Отсутствие понимания необходимости сохранения семейной истории как части истории страны.
Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.
Цель работы по краеведению -приобщение и всесторонне изучение детей к истории родного края, быта, традициям, культуре людей его населяющих.
Задачи :
-показать детям, что и у людей, и у вещей есть своя история;
-пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям;
-воспитывать уважение к культуре других народов,
готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
-пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, приобщая их к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
- развивать потребность в самостоятельном освоении
окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Вся работа по краеведению строится в системе и комплексе. Главный принцип – от простого к сложному, от близкого к далекому. Работа по краеведению соответствует также принципу развивающего образования, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и интеграции различных видов детской деятельности.
Ознакомление с родным краем - это стержень, вокруг которого интегрируются все виды детской деятельности. Помогает связать некоторые виды деятельности перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста по краеведению, разработанный на два года для старшей и подготовительной группы. Перспектива, направленная на последующую деятельность, может иметь и обратную связь не только от занятия к игре, труду, но и обратно. Полученные новые знания сделают игру интереснее, а трудовую деятельность целенаправленной и увлекательной.
Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Родители наших воспитанников – равноправные участники образовательного процесса. Именно семья занимает ведущее место в патриотическом воспитании, ведь в ней начинается процесс формирования личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, родной природе. Семья – источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта.
• Взаимодействие с семьями детей в краеведческой работе предусматривает
• - организацию «Встреч с интересными людьми», когда мамы, папы, бабушки, дедушки знакомят детей со своей профессией, интересными фактами из жизни;
• - семейные посещения краеведческого музея, выставок, конкурсов
• - семейные прогулки по памятным местам села;
• - участие в праздниках и развлечениях, конкурсах, выставках совместного творчества;
• - составление «семейного древа»;
• - совместное создание альбомов, самодельных книг;
• - выпуск фотогазет, оформление фотовыставок;
• - семейные чтения произведений устного народного творчества и художественной литературы по рекомендации воспитателей;
• - совместное словотворчество: сочинение маленьких стихотворений, составление рассказов о семье, профессиях близких, семейном отдыхе, детском садике, родной улице, селе, родной природе.
В детском саду была разработана специальная программа «Юный краевед», для детей старшего дошкольного возраста. Программа соответствует принципу развивающего образования, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, строится с учетом принципа интеграции образовательных областей и интеграции различных видов детской деятельности.
Все это помогает детям познавать окружающий мир, расширять кругозор и жизненный опыт, что является необходимым условием социальной адаптации ребенка и успешной интеграции его в общеобразовательную школу и общество сверстников.