Живчикова Анастасия
Статья «Эффективность метода кинезиологии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Перед дошкольными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школе. В последнее время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации. Для преодоления имеющихся у них нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы.
Одним из универсальных методов является кинезиология (слайд 2) – наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. И именно они позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия. Учитывая этот фактор, очень важно применять на практике весь упражнения, задания в игровой форме, что сделает доступной тренировку «мозга» для детей дошкольного возраста.
Публикация «Статья „Эффективность метода кинезиологии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Старшая группа
- Темочки
Цель: (слайд 3)
помочь родителям, педагогам и детям усвоить применение кинезиологических упражнений в развитии интеллектуальных способностей. Помочь ребенку самостоятельно применять эти упражнения в свободной деятельности для развития своего интеллекта и снятия мускульной зажатости в стрессовых ситуациях.
Задачи:
- проанализировать психолого-педагогические основы метода кинезиологии и развития интеллекта у детей старшего дошкольного возраста;
- определить основные методы, приемы, формы использования кинезиологических упражнений в процессе интеллектуального и речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения;
- развитие памяти, мышления, речи, моторики.
Поставленные задачи можно решить, используя мероприятия для педагогов, родителей и детей.
Для педагогов – индивидуальные и групповые консультации, семинары-практикумы, деловые игры.
Для родителей – индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, семинары- практикумы, мини-тренинги.
Для детей – игры и упражнения для развития познавательной регуляции и творческих способностей через применение упражнении и игр на межполушарное взаимодействие. Это и растяжки, и упражнения для дыхания, массаж, игры на развитие моторики, пальчиковые игры.
Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.
Все мероприятия тесно связаны между собой. С первого дня их проведения дети были заинтересованы в участии, с энтузиазмом выполняли все задания, потому что построены они были в логической последовательности, с постепенным усложнением заданий и вызывали очень большой интерес тем, что такие упражнения выполняют даже космонавты при подготовке к полетам в космосе. Наличие наглядных пособий, раздаточного материала, поощрительных призов, красочных нетрадиционных пособий способствовало успешной заинтересованности детей. Основное внимание уделялось работе, которая состояла из специально подобранных игр и упражнений. Они как бы вливались во всю деятельность ребенка в детском саду. Все специалисты (учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре и воспитатели) применяли эти упражнения на своих занятиях. А благодаря участию и помощи родителей проникали и домой. Игры проводились как в форме соревнований, так и без них. Большое значение уделялось содержанию игр, поскольку через них развивались психические функции ребенка: мышление, память, внимание, речь. Использование кинезиологических игр и упражнений способствовало не только интеллектуальному, но и психическому развитию детей. Кинезиологические упражнения совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижают заболеваемость и делают жизнь ребенка более безопасной благодаря таким качествам, как ловкость, сила, гибкость; готовят ребенка к школе, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю; способны помочь ребенку справляться со стрессовыми ситуациями и постоять за себя в непростой жизни.
Главный ключ к развитию способностей ребенка – «гимнастика мозга»! (слайд 4) Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария.
Левое полушарие: (слайд 5)
Отвечает за логически-аналитическое мышление;
Анализирует факты;
Обрабатывает информацию последовательно по этапам;
Обеспечивает процессы индуктивного мышления (вначале осуществляется процесс анализа, а затем синтеза);
Обрабатывает вербальную информацию, отвечает за языковые способности, контролирует речь, а также способности к чтению и письму;
Отвечает за математические способности, работу с числами, формулами, таблицами;
Отвечает за планирование.
Правое полушарие:
Отвечает за образное мышление и пространственную ориентацию;
Отвечает за интуицию и интуитивную оценку;
Может одновременно обрабатывать много разнообразной информации: способность рассматривать проблему в целом, не применяя анализа;
Обрабатывает невербальную информацию, которая выражается не в словах, а в символах и образах;
Ориентируется в настоящем;
Контролирует движения левой половины тела.
Фундаментальными (слайд 6) работами русских филологов Владимира Михайловича Бехтерева, Ивана Михайловича Сеченова доказано влияние манипуляции руками на функции высшей нервной деятельности в развитии речи. Это привело к пониманию того, что развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот.
Василий Александрович Сухомлинский (слайд 7) считал «Ум ребенка находится на кончиках пальцев» поэтому в возрасте от полутора до трех лет ребенок переживает этап интереса к мелким предметам. Движение пальцев приводит к возбуждению речевых центров головного мозга и усилению согласований деятельности речевых зон.
Применение (слайд 8) данной методики позволяет улучшить у воспитанников память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, повысить способность к произвольному контролю.
Для результативности (слайд 9) коррекционно-развивающей работы необходимо читывать определенные условия:
• Занятия проводятся утром;
• Занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
• Занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
• От детей требуется точное выполнение движений и приемов;
• Упражнения проводятся стоя или сидя за столом;
• Упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;
• Длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.
В работе использовались следующие кинезиологические упражнения.
«Ухо - нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». (10 слайд)
«Кулак – ребро - ладонь». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь», произносимыми вслух или про себя.
«Велосипед». Упражнение выполняется в парах. Исходное положение: встать напротив друг друга, коснуться ладонями ладоней партнера. Совершать движения, аналогичные тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением. 8 движений + пауза. (слайд 11)
«Маршировка». Выполнять лучше под ритмичную музыку. Шагать на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.
«Кошечка». Исходное положение: стоя на четвереньках. Имитировать потягивание кошки: на вдохе прогибать спину, поднимая голову вверх, на выдохе выгибать спину, опуская голову. Выполняется 6—8 раз. (слайд 12)
«Снеговик». Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу. И многие другие упражнения.
В результате применения (слайд 19) комплексного подхода в осуществлении игровой технологии с активным применением нетрадиционных способов развития интеллекта наметилась положительная динамика в развитии интеллекта с помощью упражнений и игр на развитие межполушарного взаимодействия. Дети становятся более активными и уверенными в своих силах и возможностях. Улучшаются графические навыки и зрительно-моторные координации детей, формируется произвольность, улучшаются процессы памяти и мышления. Дети стали более активны, инициативны, способны к принятию самостоятельного решения. При наименьших затратах достигается динамика в развитии интеллектуальных способностей через движение. Занятия с применением кинезиологических упражнений помогают в предшкольной подготовке с детьми старшей и подготовительной групп.