Елена Денисова
Консультация «Игровой стретчинг в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Игровой стретчинг в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста».
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. Что же является основной составляющей здорового образа жизни?
Первое – это рациональное питание.
Публикация «Консультация „Игровой стретчинг в физкультурно-оздоровительной работе с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Игровой стретчинг
- Консультации для родителей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Старшая группа
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Второе – это закаливание.
Третья составляющая – это физические упражнения.
Регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют укреплению здоровья.
Цель моей работы:
познакомить вас с оздоровительной методикой игрового стретчинга, с вариантами ее использования в воспитательно-образовательной работе ДОУ и с тем, какое влияние она оказала на здоровье дошкольников.
Начну я с цитаты из книги «Волшебная сила растяжки» Е. И Зуева:
«Растяжка сопутствует нам всю жизнь. Рождение - это растяжка. Глубокий вздох, улыбка, любое движение тела - растяжка. Растяжка - это гибкость, гибкость-это молодость, молодость - это здоровье, активность, хорошее настроение, раскрепощённость, уверенность в себе.»
Упражнения на растяжку рекомендуются как танцорам, так и всем кто следит за своей физической формой. Растяжка определяет движения ваших суставов. Чем более развит и тренирован человек, тем проще ему жить и передвигаться. С развитыми мышцами можно выглядеть на миллион долларов!
Многие инструкторы по физической культуре избегают упражнений для улучшения гибкости. Для чего же нужен стретчинг и нужен ли он вообще сегодня?
Основы здоровья любого человека закладываются с самого раннего детства.
Но как только дети начинают посещать детский сад – жизнь для них изменяется. Социальные и культурные нормы, с которыми они знакомятся, могут оказать мощное воздействие на их физическое и психическое здоровье. Поэтому первоочередной задачей воспитательно-образовательного процесса является «Охрана и укрепление здоровья детей».
Результаты обследования в нашем ДОУ показывают, что с каждым годом увеличивается количество ослабленных детей, подверженных быстрому утомлению, повышается уровень заболеваний плоскостопием.
Анализ данных способствовал поиску инновационных форм организации педагогического процесса, оказывающих положительное влияние на физическое и психическое состояние детей. Мое внимание привлекла методика игрового стретчинга.
Стретчинг – это комплекс упражнений для растягивания определённых мышц, связок и сухожилий. Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, меньше подвержены травмам и дольше сохраняют свою работоспособность.
Стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшается настроение,
повышается самооценку.
С чего начинать занятия стретчингом? Начните с себя!
Наклоните голову. Потяните правое ухо к плечу. Задержитесь в таком положении 3 секунды. А затем повторите упражнения в левую сторону.
Встаньте рядом со стулом, спина прямая; обхватите левую ступню пальцами левой руки осторожно потяните. Задержитесь 3 секунды. Повторите упражнение с другой ногой. Поднимите руки на уровень плеч, согните локти и поверните ладони вниз. Не поворачивая таза, поверните туловище и шею влево. Задержитесь в таком положении 30 секунд. Затем повернитесь в другую сторону.
Индийские йоги говорят: «До тех пор, пока позвоночник гибкий – человек молод, но как только исчезнет гибкость – человек стареет».
Игровой стретчинг
- это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форе. Этими упражнениями можно начинать заниматься с ребёнком уже с 3-4 лет.
Вначале я познакомилась с технологией педагога-психолога Назаровой Анны Георгиевны, методиста института валеологического образования. Она разработала для педагогов и родителей целую систему по оздоровлению детей дошкольного и младшего школьного возраста. А также с опытом Сулим Елены Владимировны, которая включила игровой стретчинг в систему физического воспитания детей в ДОУ.
Особенностью использования технологии стретчинга в рамках ДОУ, является то, что он превращается в игру: упражнения носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровых заданий, упражнений. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребёнка и составляет суть стретчига. Образно-подражательные движения развивают творческую двигательную деятельность и память, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, внимание. Упражнения стретчинга, выполняемые под ритмичную музыку, приобретают более яркую эмоциональную окраску и оказывают большее оздоровительное действие.
Применение её на занятии, благодаря большой силе эмоционального воздействия, способствует формированию у группы занимающихся единого эмоционального порыва, чувства сплочённости. пробуждает активное желание выражать музыку в движении.
Уникальность игрового стретчинга заключается в том, что базируясь на огромном арсенале движений, он вовлекает в работу все мышцы и суставы организма и успешно развивает их, гарантирует детям правильное развитие систем организма, является отличной профилактикой сколиоза и плоскостопия, прививает коммуникативные навыки, формирует привычку здорового образа жизни.
Чтобы занятия стретчингом были действительно эффективны, необходимо соблюдать следующие принципы:
1.
Принцип наглядности.
Занятия строятся с использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой и двигательной.
2.
Принцип доступности
– залог оздоровительного эффекта: от известного к неизвестному.
3.
Принцип систематичности
обуславливает необходимость последовательности, регулярности, непрерывности.
4.
Принцип постепенности
определяет необходимость построения занятий в соответствием с правилами:
-от простого к сложному,
-плавность возрастания и убывания нагрузки.
5.
Принцип индивидуальности
предполагает учет особенностей возраста, здоровья каждого ребенка.
6.
Принцип сознательности
предполагает формирование устойчивого интереса к освоению новых достижений, инициативы и творчества.
В структуру любого занятия по физической культуре входит 3 части: вводная, основная, заключительная.
Если говорить о комплексном занятии игровым стретчингом, то его построение выглядит примерно так:
1. Вводная часть:
-разминка,
-суставная гимнастика.
2. Основная часть:
-растяжка (повторение изученного,
-массаж мышц, которые работают,
-упражнение на растяжку (новое,
-подвижная игра.
3. Заключительная часть:
- упражнение на дыхание,
-массаж биологически активных точек,
-упражнение на расслабление мышц.
В ходе вводной части осуществляется организация воспитанников сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Это достигается в ходе специальных упражнений в различных видах ходьбы, бега, прыжков для восстановления правильной осанки и укрепления свода стопы, развития координации движений и ориентации в пространстве.
Во второй (основной) части переходим к игровому стретчингу. Стретчинг – это растяжка, специальная поза, предназначенная для увеличения и сохранения длины мышц. Обучение детей основным движениям не должно остаться без внимания, поэтому они должны быть включены в содержания занятий. Наиболее эффективной формой организации этой части занятия является круговая тренировка, но формы могут быть различны.
Каждый сюжетный материал распределяется на 2 этапа: на 1-ом дети знакомятся с новым движением и закрепляют известные им; на 2-ом совершенствуют изученные упражнения.
Важно, чтобы упражнения были подобраны для всех групп мышц.
Музыкальное сопровождение при выполнении упражнений игрового стретчинга более целесообразно исполнять на 2 занятии.
Подвижная игра – также составляющая основной части. Игра может носить
более или менее активный характер.
В третьей (заключительной) части занятия решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Дыхательные упражнения способствуют более быстрому восстановлению организма и несут оздоровительный характер. Важно научить ребёнка дышать носом и соотносить вдох и выдох с движениями.
Упражнения на релаксацию учат детей снимать напряжение мышц после физической нагрузки, расслабляться, выполняются также в игровой форме. Но занятия стретчингом не должны проводиться в ущерб образовательной программе
дошкольного образования. Поэтому мною были найдены пути интеграции элементов стретчинга в режимных моментах.
Элементы стретчинга интегрируются в физкультминутки, в комплексы бодрящей гимнастики, используются для развития физических качеств во время прогулки, и, конечно же, включаются в занятия физической культурой. Комплексные сюжетные занятия игровым стретчингом могут проводиться в качестве спортивных развлечений.
Мною составлено перспективное планирование, в котором и отображена интеграция элементов игрового стретчинга в средней и в старшей группе в воспитательно-образовательном процессе.
Работа по приобщению детей к здоровому образу жизни не возможна без участия родителей.
Я использовала различные формы работы.
В начале года я провела с родителями обучающий семинар по теме: «Игровой стретчинг – путь к здоровью». Для просвещения родителей по теории игрового стретчинга я использовала консультации, размещенные в папках-передвижках, и буклеты. В течение года я проводила открытые просмотры (открытое занятие «Игры, которые лечат» и просмотр изученных упражнений) с целью практического обучения родителей тому, как можно содействовать физическому развитию их детей. По итогам просмотров, я подготовила картотеку схем имитационных движений и карточки для домашней игротеки.
В ходе учебного года проводился мониторинг физкультурно-оздоровительной работы. В конце года была проведена диагностика физического развития детей.
По результатам мониторинга и диагностики можно судить об эффективности занятий игровым стретчингом с дошкольниками: дети меньше болеют, улучшаются показатели адаптации организмов детей к нагрузке, совершенствуется координация движений, развиваются гибкость, выносливость, укрепляются мышцы спины и свода стопы, улучшается их психоэмоциональное состояние. Дети с огромным желанием ждут следующих занятий.
Что меня безусловно радует!