Елена Никонова
Занятие по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста «Экскурсия в дом-музей И. Северянина»
▼ Скачать + Заказать документы
Экскурсия в дом-музей И. Северянина (Деревня Владимировка. Усадьба Лотаревых.)
Цель: Формирование ценностного отношения к малой родине посредством ознакомления с произведениями вологодских авторов.
Задачи.
1. Углубление и систематизация знаний о жизни и творчестве поэта Игоря Северянина.
2. Воспитание чувства гордости за своих знаменитых земляков, воспитание любви к родной природе.
3. Развитие связной речи, умения выразительно читать стихи.
4. Воспитание культуры поведения в общественных местах.
Предварительная работа.
• Рассказ воспитателя о поэте.
Публикация «Занятие по краеведению с детьми старшего дошкольного возраста „Экскурсия в дом-музей И, Северянина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
• Разучивание стихотворение.
• Беседа о правилах поведения.
• Привлечение родителей к экскурсии.
Ход экскурсии
1 часть. Выезд из детского сада на экскурсионном автобусе.
Воспитатель. Сегодня, дети, мы отправляемся на экскурсию в деревню Владимировка, где находится музей-усадьба нашего знаменитого поэта Игоря Северянина.
- Мы выехали на самую широкую и длинную улицу нашего города. Как она называется? (пр. Победы).
- А сейчас мы уже выехали за пределы нашего города и проезжаем промышленную зону. Какие предприятия здесь находятся? («Северсталь», «Фосагро»)
- Что вы видите в окне? (Очень много грузовых машин, они везут разные грузы. Большие здания. Много труб.)
- Какой воздух? (В воздухе много пыли, копоти, газов)
-Да, несмотря на то, что на трубах стоят фильтры, в воздух выбрасываются вредные вещества. Даже небо серое. Так выглядит промышленный район города.
- А сейчас мы выехали из города, проезжаем мост через реку Суда и попадаем в сказочный мир природы. Дети, посмотрите на лес. Какой он? (Красивый, золотой, багряный). Какие деревья растут в лесу? (Ели, сосны, березы)
- Наш автобус останавливается вблизи деревни Владимировка.
2 часть. Прогулка по лесу.
- Мы идём с вами по просёлочной дороге, по деревянному мосту через узкую речку Кемза. Какой красивый лес! Кругом тишина, только слышно пение птиц (дети рассматривают мягкий ковер из бурой хвои, собирают, для поделок сосновые и еловые шишки).
- Дети, а какой воздух в лесу? (Очень чистый, с ароматом хвои. Здесь легко дышится).
3 часть. Экскурсия по усадьбе.
Воспитатель. А вот незаметно мы подошли к усадьбе, где жил поэт Игорь Северянин. Знакомство с экскурсоводом.
Экскурсовод. Родился Игорь Северянин в Санкт-Петербурге. Мама была дворянкой, папа служил военным. Когда Игорю было 8 лет, родители расстались и отец, выйдя в отставку, привез сына сюда к своему брату. Для Игоря он был дядей. Во время учебного года Игорь жил в Череповце, учился в реальном училище, а на выходные дни и каникулы приезжал сюда, к своему дяде Михаилу Петровичу Лотареву.
- Посмотрите на дом, где жил будущий поэт. Какой он? (Большой, красивый, двухэтажный). Послушайте, как Игорь Северянин писал об этом доме в своих стихах:
В своих мечтах Я вижу Суду,
И дом лиловый, как сирень.
Осенний день я вижу всюду…
- А теперь давайте выйдем на берег реки Суды, посмотрим, как здесь красиво и послушаем стихи поэта об этой удивительной реке.
Сияет даль, и там, в ее сиянье,
Порожиста, быстра и голуба,
Родная Суда в ласковом влиянье
На зрелые прибрежные хлеба,
Ее притоки – Андога и Кумба,
Нелаза, Кемза, Шулома и Колпь, -
Открытья восьмилетнего Колумба.
Игорь очень любил природу нашего края, любовался ей, здесь он начал писать свои первые стихи. Любимым занятием мальчика была рыбная ловля. Послушайте, как он писал об этом в стихах:
В ту пору я жил в новгородских дебрях,
Мне было около десяти.
Я ловил рыбу, учился гребле
Мечтал Америку посетить.
Прогулка по старинному парку.
- Какие деревья, кустарники здесь растут? (Жасмин, акация, сирень, шиповник, яблоня). Посмотрите на яркие плоды барбариса, это черемуха, а рядом много вековых лип.
Дети подходят к кусту черемухи и читают стихи.
Ребенок читает стихотворение:
«Песенка о зайце»
Я впивала аромат в молодых сиренях,
Заяц кушал виноград на моих коленях
Я подшеила ему золотой бубенчик
Стал мой заяц потому вылитый оленьчик.
- Дети, посмотрите, какие красивые клумбы. В усадьбе, во времена Игоря Северянина здесь росло много цветов.
Ребенок читает стихотворение:
«Маргаритки»
О, посмотри! Как много маргариток –
И там, и тут…
Они цветут. Их много, их избыток
Они цветут.
Их лепестки трехгранные – как крылья,
Как белый шелк…
Вы – лета мощь! Вы - радость изобилья!
Вы – светлый полк!
- В парке было очень много птиц, будущий поэт любил слушать их пение, а на берегу жило много лягушек (это признак чистоты водоемов, воздуха, и мальчик слушал их кваканье. Все это он описал в своих стихах.
Ребенок читает стихотворение:
«Русская»
Кружевеет, розовеет утром лес,
Паучок на паутине вверх полез.
Бриллиантится веселая роса;
Что за воздух! Что за свет! Что за краса!
Хорошо гулять утрами по овсу,
Видеть птичку, лягушонка и осу,
Слушать сонного горлана-петуха,
Обменяться с дальним эхом:«Ха-ха-ха!»
Ребенок читает стихотворение:
«В парке плакала девочка»
В парке плакала девочка: «Посмотри-ка ты, папочка,
У хорошенькой ласточки переломана лапочка,-
Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю.»
И отец призадумался, потрясенный минутою,
И простил все грядущие капризы, и шалости
Милой, миленькой дочери, зарыдавшей от жалости.
-У милого сердцу «северного уголка» Игорь взял себе и поэтическое имя – Северянин. Настоящая его фамилия – Лотарев. В усадьбе дяди Михаила Петровича Лотарева Игорь черпал впечатления для своих стихов.
4 часть. Экскурсия в дом-музей.
Экскурсовод рассказывает детям о хозяевах усадьбы.
- Хозяева усадьбы были людьми гостеприимными. Между родственниками царили добрые, теплые отношения, к ним приезжало очень много гостей. (Дети рассматривают мебель, фотографии). После экскурсии по второму этажу детей приглашают в комнату сказок. Здесь для них проводятся игры. Затем проходят в комнату для гостей, играют в любимую игру гостей семьи Лотаревых «Фанты», пьют чай, дети читают стихи.
Ребенок читает стихотворение:
«Песня горничной»
Пошла бродить я по полю
И прислонилась к тополю…
Смотрю, а рядом перепел Всю воду в луже перепил…
Смотрю лягушек дюжина
На солнышке сконфуженно
Присела и не прыгает…
Ногами только дрыгает…
Залюбовалась пчелками
С взлохмаченными челками
И восхитилась осами
С расчесанными косами…
Глазами жадно-прыткими
Любуюсь маргаритками,
Я собрала букетики
Себе и другу Петьке…
В лесу у муравейника,
Связал я три веника
И поспешила вечером
Я на свиданье с кучером.
Ребенок читает стихотворение:
«Ветер»
Ветер весел, ветер прыток
Он бежит вдоль маргариток,
Покачнет бубенчик сбруи,
Колыхнет речные струи,
Ветер ветреный проказник,
Он справляет всюду праздник.
Кружит, вертит все, что хочет,
И разнузданно хохочет.
Ветер мил и добродушен.
И к сужденьям равнодушен,
Но рассердишь – не пеняй:
И задаст же нагоняй.
Ребенок читает стихотворение:
«На сенокос»
Льется дождь, золотисто кос,
Льется, как из лейки.
Я иду на сенокос по густой аллейке.
Вот над речкою откос, сяду на скамейку
Посмотреть на сотни кос, как стальные змейки.
5 часть. Прощание с усадьбой, возвращение в детский сад.
Последующая работа:
- Рассказы детей о своих впечатлениях.
- Рисование по мотивам стихотворений Игоря Северянина и экскурсии.
- Организация выставки. Выпуск литературно-художественного альбома.