Светлана Сурмач
Интегрированное занятие с элементами кооперации «Путешествие в мир птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие в мир птиц
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Кубаночка» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с элементами кооперации в подготовительной к школе группе по теме: «Путешествие в мир птиц»
Воспитатель: С. Н. Сурмач
Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Вид деятельности: познавательно – исследовательская.
Публикация «Интегрированное занятие с элементами кооперации „Путешествие в мир птиц“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Тема: «Путешествие в мир птиц».
Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Программные задачи:
- обогащать представления детей о птицах, обитающих в нашем крае;
- развивать познавательный интерес детей к жизни птиц, желание активно изучать мир птиц;
- развивать самостоятельность детей в познавательно – исследовательской деятельности, замечать противоречия, использовать разные способы проверки предположений, уметь применять в жизни полученные знания;
- содействовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребенка при работе в малой группе;
- воспитывать основы гуманно – ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки;
Материалы и оборудование: конверт для письма; интерактивная доска; презентация по данной теме; магнитофон и диски с записью голосов птиц; схемы; ширма; материал и оборудование для проведения исследовательской деятельности; 8 конвертов с заданиями, 8 фишек; предметные картинки с изображением птиц; альбомные листы, краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши.
Ход деятельности
Воспитатель обращает внимание детей на письмо, которое лежит на подоконнике:
Кто – то бросил нам в окошко
Посмотрите, письмецо.
Может это лучик солнца
Что щекочет нам лицо?
Или это воробьишка
Пролетая уронил?
Может кот письмо как мышку
На окошко затащил?
Читают письмо и выясняют, что письмо прислал ученый – орнитолог, он приглашает посетить его лабораторию.
- Ребята, а вы знаете, кто такие орнитологи, чем они занимаются.
(Ответы детей).
- Орнитологи это люди, которые изучают жизнь птиц. Но орнитолог не указал точный адрес, где находится его лаборатория, он предлагает нам самим догадаться. У кого есть предположения?
Дети высказывают свои версии. Воспитатель задает наводящие вопросы.
- Кого изучают орнитологи? (Ответ детей).
- Правильно. Поэтому лаборатория орнитолога должна быть расположена там, где много птиц, а это место очень трудно пропустить, потому что щебет птиц слышен издалека. Давайте закроем глаза и прислушаемся
(Включается магнитофон с записью щебета птиц. Вначале тихое звучание, а по мере приближения звук добавляется).
- С какой стороны слышен щебет?
(Дети отвечают).
-Молодцы, щебет слышен справа от нас, да вот и тропинка, да необычная какая, как будто кто - то специально разрисовал ее узорами.
( Ответы детей: это следы, которые оставили птицы).
- Да, действительно, это птичьи следы. Ученый – орнитолог предлагает нам узнать, какие птицы оставили следы, в письме он прислал загадки, отгадав которые мы сможем решить эту непростую задачку. Будьте внимательны, не отвлекайтесь.
Маленький мальчишка Сама вся сероватая,
В сером армячишке Походка мешковатая,
По дворам шныряет, Важная персона-
Крохи собирает. (Воробей). Зовут ее (Ворона).
Черная шапочка Эта птица так болтлива,
И полоска шарфика Воровата, суетлива,
У желтогрудой птички Стрекотунья, белобока,
По имени (Синичка). А зовут ее (Сорока).
Кто по тропочке идет Я в скворечнике живу,
Быстрыми шажками, Песни звонкие пою. (Скворец).
Длинным хвостиком трясет?
Догадайтесь сами! (Трясогузка).
На лугу Она живёт, Хоть я не молоток -
И всё время спать зовёт! По дереву стучу:
— Пить — пирю, спать пора! В нем каждый уголок
Так до самого утра! Обследовать хочу.
Кто такую птичку знает? Хожу я в шапке красной
Кто загадку отгадает? (Перепелка) И акробат прекрасный. (Дятел).
- Молодцы ребята, вы справились с заданием. Мы на верном пути.
Следы птиц мы с вами увидели, значит, где-то здесь должны быть те, кто их оставил. Вспомните, как мы должны себя вести, чтоб не нанести вред птицам?
(Ответы детей).
На интерактивной доске появляется изображение воробья.
- Посмотрите ребята, что за птица сидит на веточке?
(Ответы детей).
- Да, это воробей. Воробей – это одна из самых известных птиц, обитающих по соседству с жилищем человека. В станице Брюховецкой встречаются два вида воробьев: воробей домовой, или городской, и воробей полевой, или деревенский. Вес воробья всего от 20 до 35 граммов. Самец воробья отличается от самки наличием большого чёрного пятна, охватывающего подбородок, горло, зоб и верхнюю часть груди, а также тёмно-серым (а не тёмно-бурым) верхом головы. Давайте по названным признакам определим, кто перед нами самец или самка.
(Ответы детей).
- Молодых воробьёв с их жёлтым окрасом вокруг клюва в народе называют «желторотиками». В разговорной речи термин «желторотик» может означать молодого, неопытного, наивного человека. Питаются воробьи семенами. Обожают коноплю, подсолнечник, пшеничные зерна, но будут клевать и хлебные крошки. Но малышей воробьи кормят нежным мясом гусениц, бабочек, и польза воробьев, заключается в уничтожении вредителей в огородах, виноградниках и садах. Известны факты установки памятников воробью в знак благодарности за помощь со стороны этой птицы в борьбе против насекомых-вредителей. Купаясь в песке, воробьи чистят перья и избавляются от паразитов. По народной примете подобная песчаная процедура предвещает дождь.
- А вот показалась другая птичка (на доске появляется изображение трясогузки). Что это за птица?
(Ответы детей).
-Трясогузка - одна из самых полезных птиц — она уничтожает насекомых-вредителей, которых ловит прямо в воздухе, или находит на земле. Трясогузка очень подвижна — увидеть спокойно сидящей ее можно только во время пения.
- Прислушайтесь, как красиво поет птица. Интересно кто же эта певунья?
(На доске – изображение щегла).
(Ответы детей).
- Щегол - одна из самых ярко окрашенных певчих птиц обитающих на территории станицы Брюховецкой. Питается щегол семенами, в частности — конского щавеля, репейника, чертополоха и других сорняков; птенцов выкармливает насекомыми. Щегол - подвижная и активная птица, наделённая к тому же довольно сварливым нравом.
-Что за стук? Кто стучит? Кто нарушает тишину? Может это мальчишка – озорник пугает птиц? (На доске изображение дятла).
(Ответы детей).
-Да ребята это дятел – наш знакомый, мы видели и слышали его в парке, да и в нашем саду дятел простукивал деревья. Дятлы могут безболезненно долбить кору деревьев благодаря особому строению черепа. Много лет назад в Америке пара дятлов принесла ущерб космическому кораблю. Американцы были вынуждены перенести старт на два месяца.
-На веточке сидит птичка, а зовут ее? (Изображение синицы).
(Ответы детей).
-Ребята, как выдумаете, почему эту птицу назвали – синица, она же не синяя, а желтая?
(Дети высказывают свои предположения).
- Название "синица" произошло не от синевы оперения этих птиц, а имя своё птицы получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: "Зинь-зинь!" Синиц и других птиц нельзя кормить чёрным хлебом. Дело в том, что птицы часто оставляют часть корма в зобу, где хлеб быстро набухает и бродит - это может даже убить птичку. Особенно опасен именно ржаной хлеб, потому что в него добавляют больше дрожжей, чем пшеничный. Охотнее всего синицы берут с кормушек семечки подсолнечника, тыквы, зерна гречихи и несолёное сало. Синица очень заботливая мать. За сутки синица кормит своих птенцов тысячу раз.
-Нас навестила еще одна птица. (Изображение ласточки).
- Вы ее, конечно, узнали – это ласточка. Ласточка считается священной птицей. Весной, во время блокады, жители Ленинграда носили на груди жетон в виде ласточки с письмом в клюве. Эта птица без труда залетала в осаждённый город, и тем самым служила жителям символом доброй вести, письма. Не следует разорять их гнезд, лепящихся под карнизами различных хозяйственных строений и в других местах, а наоборот, по возможности, облегчать ласточкам их строительство, укрепляя подставочки и дощечки под гнездами, чтобы они не упали, так как замечено, что те же ласточки ежегодно возвращаются на свои старые гнезда. Ласточки в большинстве своем питаются во время полёта. Раскрывают свой рот и несутся с большой скоростью, ловя насекомых, которые встречаются на пути. Даже если насекомые сидят ласточки сначала спугивает их, и только когда они взлетают – ловят.
(Изображение кукушки.)
- А вон на пне сидит птица, как ее зовут? Подскажу – когда люди слышат ее пение, задают вопрос «Сколько лет жизни ты мне предскажешь?»
(Ответы детей).
-Правильно, это кукушка. Кукует только самец, сидя на возвышении какой-нибудь горизонтальной ветки. Во время пения самец опускает крылья, приподнимая и распуская хвост. Кукушка не насиживает яйца, а подкладывает их в гнезда мелких птиц : камышовок, зябликов и т. д. Кукушка наблюдает за строительством гнезда и кладкой, а потом откладывает свои яйца одного с хозяевами цвета и одинакового размера, стараясь воспроизвести точную копию яиц хозяев. Зачастую трудно отличить яйцо кукушки от яиц хозяев гнезда — они могут незначительно отличаться только размерами (яйцо кукушки немного больше). Им удается скопировать даже толщину скорлупы. Как все это получается у кукушки, до сих пор никто объяснить не может.
-Ребята, что это за птица? (Изображение дрофы).
(Дети высказывают свои предположения).
- Эта птица - дрофа обитает в нашем крае, дрофа - редкий, быстро сокращающийся в числе вид, внесенный в Красные книги России.
Дрофа очень крупная "тяжелая" птица. Большая округлая голова, толстая и довольно длинная шея, ноги длинные, сильные. Дрофы много и охотно ходят, при опасности быстро бегают. В жару они охотнее затаиваются, причем разглядеть их, благодаря покровительственной окраске, бывает очень трудно. Человека подпускают близко, потом поднимаются в воздух вертикально "свечой", с оглушительными, тяжелыми взмахами крыльев. Взлетев, дрофы летят довольно легко и быстро. Очень осторожные, молчаливые птицы, к сожалению, мало боящиеся автотранспорта, что позволило браконьерам почти истребить их.
- Вот и закончилась тропинка, куда же она нас привела? (В конце тропинки стоит ширма, стилизованная под деревянный дом).
(Ответы детей).
-Давайте постучимся и спросим у хозяина как найти нам лабораторию орнитолога.
(Дети стучатся, выходит хозяин).
-Здравствуйте ребята, куда путь держите?
(Ответ детей).
-Я ученый – орнитолог. Зовут меня Иван Иванович. Заждался я вас, проходите гости дорогие.
(Дети проходят за ширму, где находится оборудованная лаборатория. Дети с интересом рассматриваю предметы, схемы находящиеся в лаборатории. Иван Иванович рассказывает, для чего нужен тот или иной предмет).
-Ребята, вижу, что вам нетерпится задать мне вопросы, я охотно на них отвечу.
Дети задают вопрос:
-Как птицы летают по воздуху?
-Чтобы ответить на этот вопрос, надо сначала уточнить, что такое воздух. Какой воздух? Чтобы узнать это мы проведем опыт, который называется «Воздух – невидимка». Для этого нам понадобятся прочные прозрачные полиэтиленовые пакеты и мелкие игрушки.
Опыт. Наполним пустой пакет разными мелкими игрушками. Пакет изменил свою форму, теперь он не пустой, а полный, в нем – игрушки. Выложим игрушки, расширим края пакета. Он опять раздулся, но мы ничего не видим в нем. Пакет кажется пустым. Начинаем скручивать пакет со стороны отверстия. По мере скручивания вздувается, становится выпуклым, упругим, как будто он наполнен чем-то. Почему? Его заполняет невидимый воздух.
Так же мы ощущаем его при быстрых движениях и резких движениях рук, при беге.
Дети делают вывод: пакет только кажется пустым, на самом деле – в нем воздух. Воздух невидимый и при концентрации упругий.
А сейчас мы проведем опыт, «Какие предметы может удерживать воздух?» Для проведения этого опыта нам понадобятся листы бумаги, мелкие предметы, тяжелые и легкие вес которых приблизительно равен листам бумаги и птичьи перья.
Опыт. Возьмите самые тяжелые игрушки, поднимите руку с игрушкой повыше и отпустите ее. Игрушка упала. Затем в одну руку возьмите лист бумаги и легкую игрушку, они весь одинаково. Руку с листом бумаги поднимите повыше и отпустите его. Лист полетел. А теперь то же самое проделайте с легкой игрушкой. Она упала. Сейчас мы возьмем птичьи перья и отпустим их. Перья, как и листы бумаги полетели.
Дети делают вывод: тяжелые предметы о воздух опираться не могут – они падают вниз, легкие предметы маленькие по объему о воздух опираться на воздух тоже не могут. Воздух удерживал предметы легкие с широкой поверхностью – листы бумаги, птичьи перья.
Орнитолог предлагает детям рассмотреть птичьи перья, используя лупу. Каждому ребенку он дает по два перышка – маховое и пуховое.
- Чем перышки отличаются друг от друга? Какое из них согревает птицу и называется пуховым?
Ответы детей.
-Где на теле у птицы растут пуховые перья?
(Ответы детей).
-Какое перо помогает летать птице и называется маховым?
(Ответы детей).
-Легкое оно или тяжелое? Почему оно легкое?
(Ответы детей).
-Где на теле у птиц есть маховые перья?
(Ответы детей).
Орнитолог показывает на примере веера, как складываются и раскладываются крылья и хвост птиц, когда они взлетают и садятся.
- С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птица становится широкой и большой, поэтому она может опираться на воздух. Взмахами крыльев она от него отталкивается. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает, крылья прижимает к телу.
Дети благодарят Ивана Ивановича за интересный рассказ, приглашают прийти к ним в гости. Орнитолог дает детям конверт и просит открыть его, когда вернутся в детский сад. Дети прощаются и уходят.
- Мы не заметили, как вернулись в детский сад. Ребята, давайте откроем конверт, который нам дал Иван Иванович.
Открывают конверт: в нем восемь маленьких конвертов разного цвета и инструкция, в которой Иван Иванович предлагают разделиться детям на восемь команд. Для этого, каждому ребёнку нужно взять одну цветную фишку (цвет фишек соответствует цвету конвертов, и сесть за тот стол, на котором лежит конверт соответствующего цвета. В конверте находится предметная картинка с изображением птицы (воробей, трясогузка, щегол, дятел, синица, ласточка, кукушка, дрофа).
Задание детям:1. Составить рассказ об этих птицах, рассказать его от их имени, не называя названия птицы, чтобы другие дети догадались, о ком идет речь ( Пример: Мое название произошло не от синевы оперения, а имя своё я получила за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: "Зинь-зинь!" Охотнее всего я берут с кормушек семечки подсолнечника, тыквы, зерна гречихи и несолёное сало. Я очень заботливая мать. За сутки я кормлю своих птенцов тысячу раз. «Кто я?»)
2. Предложить детям сделать альбом «Птицы нашего двора», в который войдут рисунки о птицах, воспоминания о нашем путешествии. Дети самостоятельно выбирают сюжет рисунка, изобразительные материалы и инструменты.
Список литературы
1. Шорыгина Т. А. Птицы, какие они? М. : 2008-93 с.
2. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада» Экология». Воронеж 2010.
3. Интернет ресурсы : 1.yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Ffs.nashaucheba.ru%2Ftw_fi2.les2%2Furls_3%2F1348%2Fd-1347880%2Fim
yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Ffs.nashaucheba.ru%2Ftw_files2%2Furls_3%2F1348%2Fd-1347880%2Fim