Светлана Сурмач
Интегрированное занятие с элементами кооперации «Наша речка Бейсужок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №2 «Кубаночка» ст. Брюховецкой муниципального образования Брюховецкий район
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с элементами кооперации в подготовительной к школе группе по теме: «Наша речка Бейсужок».
Форма проведения - экскурсия
Воспитатель: С. Н. Сурмач
«Потребность в красивом - утверждает
моральную красоту,
рождая непримиримость и нетерпимость ко всему пошлому, уродливому.
Зло и подлинная красота несовместимы».
Публикация «Интегрированное занятие с элементами кооперации „Наша речка Бейсужок“» размещена в разделах
В. А. Сухомлинский.
Программные задачи:
закреплять понятие: река - среда обитания; развивать познавательно - речевую активность детей, гибкость мышления, умение подбирать нужные по смыслу слова; развивать интерес к родной природе своего края, умение выражать свои чувства в делах, в образном слове, в рисунке; содействовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности каждого ребенка при работе в малой группе; создавать условия для формирования активной жизненной позиции и позитивного отношения к природе, способствовать соблюдению правил поведения в природе.
Материал:
карта станицы Брюховецкой, презентации по данной теме; литература по данной теме; стеклянная банка, сачок, увеличительное стекло или лупа; 8 конвертов с заданиями, 8 фишек; предметные картинки с изображением растений, насекомых; альбомные листы, краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши.
Предварительная работа:
рассказ воспитателя о реке Левый Бейсужок, просмотр презентаций: «Реки Кубани», «Обитатели реки Левый Бейсужок», «Водоплавающие птицы реки Левый Бейсужок», «Водные и околоводные растения»; работа с картой ст. Брюховецкой (отметить, где находится река Бейсужок, проложить к ней маршрут, обратить внимание на название улиц, по которым он будет проходить); закрепление правил поведения в общественных местах, правил бережного отношения к природе, их конкретизация, просмотр презентации «Что такое хорошо, и что такое плохо?»; чтение рассказа А. Клыкова «В воде», из книги «Четыре времени года»; НОД по развитию кругозора и познавательно - исследовательской деятельности в природе «Вода - чей это дом?».
Ход экскурсии:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть карту ст. Брюховецкой, найти детский сад и реку Бейсужок, проложить маршрут к реке.
Дети вместе с воспитателем рассматривают карту и, определив маршрут, отправляются на экскурсию. Перед выходом, педагог напоминает детям о правилах поведения в общественных местах (на улице, о правилах поведения в природе.
Маршрут проходит через парк, в котором группа делает остановку.
Воспитатель обращает внимание детей, на то, что сегодня жаркий, солнечный, день. Но в парке очень много деревьев, они создают кружевной узор теней. В тени деревьев прохладно.
- Ребята давайте прислушаемся и услышим, какие звуки нас окружают: шум листьев деревьев, пение птиц. Вы узнали птиц по их голосам?
Ответы детей: воробьи, кукушка, дикие голуби.
- Пришло время трогаться в путь. Мы идём по улице, которая называется Береговая. Ребята, как вы думаете, почему она так названа?
Ответ детей: Эта улица проходит по берегу реки Левый Бейсужок.
- Если глубоко вдохнуть воздух, мы почувствуем запах речки. Действительно,
вот и пришли мы к реке. Послушайте, как поэт Г. Ладонщиков, рассказал о реке в своём стихотворении.
Смотришь на реку,
Кажется, в ней
Нет ни малявок, ни окуней.
Только бежит голубая вода,
Петляя по лугу, не зная куда.
Река ведь не просто течёт и течёт.
Она интересною жизнью живёт.
(Г. Ладонщиков).
- Красива и разнообразна природа нашего края. Живописны берега нашей речки Левый Бейсужок. Посмотрите, как сияет наша речка под солнцем. Обратите внимание, какая широкая и глубокая наша речка, в ней много воды.
Ребята, а вы знаете, откуда в реке вода?
Ответы детей.
- Да, наша река пополняется водой во время дождя, когда приходит весна, тает снег и такая вода сбегает в реки. А ещё питают воды реки и дают начало большим рекам - маленькие родники. Родники - это фонтанчики, бьющие из-под земли:
В серебристом роднике
Слышен голосочек-
Словно бьётся в кулачке
Маленький звоночек.
- Пока бьют родники - вода в реке всегда будет чистой и никогда не иссякнет.
Ребята, посмотрите по берегам реки, возле самой воды, растёт много растений. Вы знаете их названия?
Ответы детей.
- Да, это камыш, рогоз, а вот здесь растёт ирис водный, перечная мята.
Река – это среда обитания разных насекомых, рыб, земноводных, растений. Если подойти ближе к воде, мы увидим растения, которые растут прямо в воде и под водой. Эти растения называются стрелолист, ряска. Под водой мы видим множество водорослей. Эти растения растут только в воде. Без воды они существовать не смогут.
- Ребята, а теперь назовите, какое водное растение может жить в аквариуме? Правильно - это водоросли. Посмотрите, по воде как по дорожке скользит насекомое - это клоп-водомерка. Вы видите, какой он маленький и очень лёгкий, на кончиках его ног находятся маленькие пузырьки воздуха, поэтому в воде он не тонет, а скользит по ней. К самому берегу подплыл жук-плавунец, чтобы лучше рассмотреть жука - плавунца, мы с помощью сачка отловим его и поместим в банку с водой, а потом отпустим. Обратите внимание на цвет жука, на форму его тела, на форму и количество лапок, передние лапки плоские, похожие на маленькие вёсла. С помощью их он очень быстро плавает. В прозрачной воде мы видим много маленьких рыбок - это мальки. Они плавают на мелководье, потому что сильнее прогреваясь солнцем, вода в таких местах теплее. Этих маленьких рыбок называют мальки. В будущем они вырастут и станут взрослыми рыбами. Но пока они маленькие, их подстерегают разные опасности. В станице Брюховецкой есть такая организация, которая называется «Рыбнадзор». Люди, работающие там, следят за порядком на реке, чтоб никто не обижал ее обитателей.
- Давным-давно, в нашей реке было очень много рыбы. До наших дней дошло предание, что во время нереста (когда рыбы мечут икру) рыбы было столько, что по их спинам можно было пройти с одного берега на другой и не замочить ноги. В наше время рыб осталось очень мало, их надо беречь, нельзя неразумно истреблять их.
Ребята давайте прислушаемся. Что вы слышите? Кваканье лягушек. Посмотрите, а вон возле камыша сидит лягушка. Для того, чтоб лучше рассмотреть лягушку, мы отловим ее и поместим в банку с водой, а потом выпусти ее на волю.
(В ходе наблюдения за лягушкой, уточнить знания детей о внешнем виде, строение лап, повадках).
- Ребята, вспомните, как она двигается по земле? Подумайте, а почему лягушка прыгает, а не бегает, ещё раз внимательно рассмотрите её, обратите внимание на передние и задние лапы, одинаковой ли они длины?
Воспитатель поясняет детям, почему лягушка прыгает.
- Лягушка-полезное животное, она уничтожает комаров и мух, её надо оберегать.
А каких насекомых мы видим ещё возле реки?
Ответы детей: стрекозы.
- Посмотрите, сколько стрекоз кружится над гладью реки. По размеру стрекозы отличаются друг от друга, те, которые тоненькие, маленькие - называются голубыми стрекозами, а большие, толстые – коромысло. Стрекоз у реки очень много. Свои личинки стрекозы откладывают воду. Личинки стрекозы называются наяды, они похожи на маленьких червячков длиной 1-2 см, на одной стороне расположены маленькие клешни, с помощью их они добывают себе питание. Через некоторое время личинки выползают на речное растение и превращаются в куколки, из которых в скором времени появляются настоящие стрекозы.
А ещё в нашей речке живёт речная улитка, у нее очень красивый домик-ракушка. Давайте пройдём вдоль берега реки и поищем ее. Вот ребята мы и нашли ее, мы опустим улитку в банку с водой. Посмотрите, она вылезла из своего домика, и мы можем ее получше рассмотреть.
- Тело речной улитки очень мягкое, нежное, поэтому ему необходим такой твёрдый домик - улитка, чтоб сохранить своё тельце.
После наблюдения, дети отпускают речную улитку в водоём.
- Ребята посмотрите, по берегу реки растёт множество растений. Давайте внимательно их рассмотрим. Может, среди них, мы найдём уже знакомые нам растения? Я загадаю загадку об одном из растущих здесь растений, а вы угадайте, как оно называется.
У этого растения небольшие пахучие листочки.
Её розовато-лиловые цветы вы можете увидеть
по берегам водоёмов и в наших огородах.
Её аромат невозможно перепутать с ароматом других трав.
В пищу употребляют её молодые листья,
свежие или сушённые, как приправу.
С ней заваривают чай.
- Правильно, ребята - это мята. Мята - это лекарственное растение. Это растение используют при заварке фито-чаев, и в тот фито-чай, который мы с вами пьём в детском саду, тоже добавляют мяту.
-А это растение как называется?
Ответ детей: Одуванчик.
Одуванчик.
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик
Подрастёт - нарядится
В беленькое платьице,
Лёгкое, воздушное,
Ветерку послушное.
(Е. Серова.)
Так об одуванчике говорят поэты.
- Давным-давно люди обратили внимание на это растение, на его целебные свойства. Из его листьев готовили витаминные салаты, из корней одуванчика готовили отвары от разных болезней. А еще, заметили, если приближается непогода, одуванчик закрывает свои цветы.
Посмотрите, на обочине тропинке, по которой мы идем, растет маленькое незаметное растение с синими цветочками – это растение называется незабудка.
Существует легенда о том, почему это растение получило такое название.
Давайте сделаем привал, и я вам расскажу эту легенду. В стародавние времена на земле ни одно растения не имело название. И богиня Флора – богиня растений решила исправить это. Вышла она однажды из своего дома, и какое растение встречала на пути, давала ему название. Дуб она назвала дубом, березу – березой, одуванчик – одуванчиком. И вот все растения получили название. Богиня Флора, выполнив работу, решила вернуться домой, но вдруг слышит тоненький голосок: «Не забудь меня». Флора посмотрела по сторонам, но никого не увидела и решила, что ей послышалось, пошла дальше.
Но вдруг снова слышит: «Не забудь меня», богиня присмотрелась и увидела маленькое, незаметное растение с синими цветочками. И Флора сказала: «Ну что ж, получи и ты свое название, будь ты незабудкой».
С тех пор это растение называется незабудка, его дарят на память странникам, путешественникам, всем тем, кто надолго уходит из родного дома, чтоб глядя на незабудку, вспоминали в далекой стране о своем доме, о близких и родных.
- Посмотрите ребята, на тропинке лежит конверт, на нем написано «Открыть в детском саду», наверно это письмо от обитателей реки. Ну что ж, мы выполним эту просьбу и узнаем, что в конверте, вернувшись в детский сад.
Вот и закончилось наше путешествие. Давайте попрощаемся с рекой и ее обитателями, с травами, с насекомыми.
- Мы не заметили, как вернулись в детский сад. Ребята, давайте откроем конверт, который мы нашли на тропинке.
Открывают конверт: в нем восемь маленьких конвертов разного цвета и инструкция, в которой обитатели реки предлагают разделиться детям на восемь команд. Для этого, каждому ребёнку нужно взять одну цветную фишку (цвет фишек соответствует цвету конвертов, и сесть за тот стол, на котором лежит конверт соответствующего цвета. В конверте находится предметная картинка с изображением растений (одуванчика, мяты, водорослей, незабудки) или обитателей реки (лягушки, клопа-водомерки, жука-плавунца, стрекозы).
Задание детям:
1. Составить рассказ об этих растениях и насекомых, рассказать его от их имени, чтобы другие дети догадались, о ком или о чём идет речь ( Пример: «Рождаюсь я в реке, моя личинка называется наяда. Когда я подрастаю, я выхожу из реки и больше туда не возвращаюсь. Когда я становлюсь взрослой, у меня появляются крылышки, прозрачные и тонкие. Если я маленькая и тоненькая меня называю голубой, а если толстая и большая – коромыслом. Кто я?»).
2. Предложить детям сделать альбом «Наша речка Бейсужок», в который войдут рисунки о путешествии на реку. Дети самостоятельно выбирают сюжет рисунка, изобразительные материалы и инструменты.