Нина Земцева
Интегрированное занятие по экологии с элементами экспериментирования «Незнайкины семена»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные:
• Продолжить формировать представление о декоративных цветочных культурах, их роли в жизни человека;
• Сформировать представление об отличительных признаках семян;
• Показать роль экологических факторов на этапе прорастания;
• Продолжить формировать представление о геометрических фигурах.
Развивающие:
• Продолжить формировать исследовательские навыки и умение: наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы;
Публикация «Интегрированное занятие по экологии с элементами экспериментирования „Незнайкины семена“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Посадка и выращивание растений
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
• Продолжить развивать кругозор ребенка, расширять его словарный запас;
• Продолжить формировать умение активно включатся в игровое действие;
• Продолжить развивать мелкую моторику;
• Сформировать умение отражать полученные знания схематично (моделирование)
Воспитывающие:
• Продолжить формировать умение слушать товарища ;
• Продолжить формировать умение воспринимать красоту окружающего мира;
• Продолжить формировать гуманное отношение ко всему живому;
• Пробудить осознанное желание трудится на положительное преобразование окружающего мира
Материалы и оборудование:
Семена настурции, гороха, подсолнечника;
Костюм Незнайки
CD «Флейта», «Песенка Анны», «Небеса»
Лупы (по количеству детей);
Кюветы с песком или ватой (по количеству детей);
Фотографии клумб детского сада и города летом;
Детали схемы развития растения;
Плакат с изображением цветов настурции
Предварительная работа:
Осенью педагог привлекает детей к сбору семян растений цветущих на клумбах детского сада, обращает внимание на увядание природы, подводит детей к самостоятельному выводу, что природа погружается в зимний сон.
Незадолго до занятия педагог рассказывает сказку (легенду) об астрах.
Астра получила название от греческого слова «астер», т. е. звезда. По легенде астра выросла из пылинки, упавшей с неба звезды. Существует поверье: если ночью стать среди астр и внимательно прислушаться, то можно услышать едва уловимое перешептывание – так астры общаются со своими сестрами – звездами.
У всех цветов есть свои секреты, какой секрет знает настурция, мы сможем узнать, познакомившись с этим цветком на следующем занятии
Ход ЗАНЯТИЯ:
Звучит музыка
Дети входят в зал
Воспитатель обращает внимание на импровизированную клумбу в центре зала, дает возможность рассмотреть ее
ВОСПИТАТЕЛЬ: наша клумба очень красивая, но она не настоящая и цветы не нестоящие. А какие из цветов растущих на клумбах вы знаете?
ДЕТИ: гладиолусы, астры, георгины, розы и т. д.
ВОСПИТАТЕЛЬ: дети, вспомните, какие красивые клумбы цвели и радовали нас летом. Я вам помогу вспомнить. Посмотрите на фотографии. Это наш детский сад летом. Вспомнили? Красиво? Вот уже совсем скоро закончится зима, незаметно пройдет весна и наступит долгожданное лето.
А хотите чтобы и этим летом у нас цвели такие же чудесные цветы?
ДЕТИ: хотим!
ВОСПИТАТЕЛЬ: а что же нам нужно сделать чтобы выросли цветы? Из чего они вырастают?
ДЕТИ: из семян.
ВОСПИТАТЕЛЬ: вы помните, как мы собирали семена?
ДЕТИ: да
ВОСПИТАТЕЛЬ: Мы с вами говорили о том, что в каждом семени до весны уснул прекрасный цветок.
Звучит музыка. Входит Незнайка.
НЕЗНАЙКА : здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки! Ой, какие вы все красивые, яркие и нарядные как цветы на клумбе.
ВОСПИТАТЕЛЬ: здравствуй, Незнайка! А мы как раз сегодня о цветах и разговариваем?
НЕЗНАЙКА : а что о них разговаривать? Они куда то все пропали. Обошел я сейчас вокруг детского сада, хотел нарвать цветов с клумбы и вам подарить, чтобы в группе красиво было, ни одного цветочка нет… одни ледяные фигурки на месте клумб… вы не знаете куда пропали все цветы … и откуда они вообще берутся?
ДЕТИ: сейчас конец зимы, поэтому цветов нет. но скоро наступит весна и в земле проснутся семена из ни и появятся цветы
НЕЗНАЙКА : вот это да! Из семечка? А у меня тоже есть семечки (достает из кармана семена подсолнечника, горох, настурции) вот они давайте скорее их сажать. я хочу большой букет цветов и поскорее …
ВОСПИТАТЕЛЬ: (высыпает семена на блюдо) я тебя огорчу, Незнайка, быстро никак не получится. чтобы получить красивый букет нужно очень хорошо потрудится и иметь терпение… к тому же у тебя здесь не только семена цветов, но и других растений, а они никак для букета не подходят. правда дети? Что принес Незнайка?
ДЕТИ: семечки и горох ….
НЕЗНАЙКА : Ну ладно, семечки подсолнечника я и сам уже узнал, они черные … а вот остальные все одинаковые круглые
ВОСПИТАТЕЛЬ: да, они круглые, но одинаковые ли? Давайте посмотрим повнимательнее. У меня есть волшебное увеличительное стекло, которое как раз нам поможет рассмотреть каждое семечко
Воспитатель раздает лупы. Дает время детям обследовать семена.
ВОСПИТАТЕЛЬ: семена подсолнечника мы уже узнали, отбирайте их и складывайте вот в эту коробочку… а остальные семена давайте сравним …
Дети сравнивают семена по форме, величине, цвету, характеру поверхности … сортируют семена, Незнайка помогает им
ВОСПИТАТЕЛЬ:
Давайте посмотрим что у нас получилось: вот в этой коробочке у нас семена подсолнечника из них вырастут …. ?
ДЕТИ: подсолнечники
ВОСПИТАТЕЛЬ: а здесь у нас круглые, гладкие, светло зеленые семена. Что это?
ДЕТИ: Горох
ВОСПИТАТЕЛЬ: а здесь какие семена?
ДЕТИ: круглые, шершавые, морщинистые, светлые …
ВОСПИТАТЕЛЬ: мы собирали эти семена и у нас на клумбе осенью. Вы помните какие цветы нам их подарили? … Это НАСТУРЦИЯ (произносят вместе)
Воспитатель демонстрирует большую фотографию с изображением настурции
ВОСПИТАТЕЛЬ: значит если мы посадим эти семена, у нас вырастут вот эти прекрасные цветы
НЕЗНАЙКА : не верю я … эти семена совсем не красивые, на маленькие камешки похожи … откуда возьмется цветок?
Выслушиваются предположение детей
ВОСПИТАТЕЛЬ: а давайте продолжим наше исследование…
Возьмем в руки лупу… и по два семени. одно гороховое, другое семя настурции и внимательно под лупу их рассмотрим
Воспитатель дает детям время рассмотреть семена. Незнайка присоединяется к детям
ВОСПИТАТЕЛЬ: смотрите внимательно… нет ли на поверхности семян чего то особенного? (обращает внимание каждого ребенка на зародыш семени)
ДЕТИ: на семенах есть бугорок
ВОСПИТАТЕЛЬ: Вы очень наблюдательные … Вот в этом бугорке и спит будушее растение, вместе со всеми своими цветами … а бугорок этот называется ЗАРОДЫШ?
На какие слова похоже это слово?
ДЕТИ: рождение, родится ….
НЕЗНАЙКА : я понял… цветок родится из этого семени… сразу раз и готово…
ВОСПИТАТЕЛЬ: подожди, Незнайка, не торопись … прежде чем появится цветок еще много времени пройдет … это только в сказке бывает, чтобы раз и готово…
НЕЗНАЙКА : вот бы в сказку … или волшебника какого нибудь сюда …
ВОСПИТАТЕЛЬ: а мы с ребятами готовы стать волшебниками и показать тебе как появляются цветы. Правда ребята?
ДЕТИ: Да!
ВОСПИТАТЕЛЬ: тогда давайте превратимся в семена
ПЛАСТИЧЕСКИЙ ЭТЮД
Дети располагаются на ковре, звучит спокойная музыка
1. семечко лежит в почве : Дети сидят на ковре согнувшись, лоб к коленям, руки на коленях, плотно прижаты к туловищу
2. наступает весна припекает солнце, в земле появляется влага: появляется корешок: находясь в том же положении дети вытягивают одну ногу
3. корешок набирает влаги из земли, семечко просыпается еще сильнее: появляется стебелек: дети поднимают голову, распрямляют туловище. руки в замок на груди, крепко прижаты к туловищу
4. стебелек растет тянется к солнцу на нам разворачиваются листья: руки на плечи, локти разводим в стороны
5. солнышко пригревает росточек, дождик его поливает, он набирается сил и вот появляется бутон: руки сложены лодочкой и приставлены друг к другу
6. бутон тянется к солнцу: медленно поднимаем сложенные руки вверх
7. и наконец бутон распускается: раскрываем руки, шевелим пальцами
упражнение повторяется 2 раза
ВОСПИТАТЕЛЬ: ребята, вам понравилось быть цветами?
ДЕТИ: Да!
Воспитатель выборочно спрашивает детей, кто каким цветком себя представлял
НЕЗНАЙКА : ребята из вас такие прекрасные цветы получились… я ни за что бы вас с клумбы не сорвал, вам бы наверно это не понравилось.
ВОСПИТАТЕЛЬ: конечно, Незнайка, мы рады что ты сам это понял …
НЕЗНАЙКА : и теперь я точно знаю, как появляется цветок … сначала листья, потом корешок… правда ребята?
ДЕТИ: нет, Незнайка перепутал
ВОСПИТАТЕЛЬ: Эх, Незнайка… ладно применю я еще одно волшебство. мы сейчас все что происходит с растением зашифруем
Работа с моделью
1 вариант. Контур очерчен на ватмане, задача детей совместить и наклеить нарисованные геометрические фигуры с цветными вырезанными из бумаги, фигуры разложены на столе (чтобы участвовал каждый ребенок, количество фигур должно быть просчитано заранее, ребенок по предложению воспитателя выходит выбирает соответствующую фигуру и прикрепляет к ватману)
2 вариант: каждый ребенок выполняет индивидуальную аппликацию, из уже готовых фигур по образцу
1. семя лежит в почве: наклеиваем круг коричневого цвета
2. появляется корешок: + треугольник коричневого цвета
3. появляется стебелек: + длинная полоска зеленого цвета
4. появляются листья: + 2 зеленых овала
5. появляется бутон: + круг желтого цвета
6. цветок распускается: + 5 красных овалов
НЕЗНАЙКА : Вот здорово! Смотрите что получилось! Теперь я все –все запомню! А вы ребята?
ДЕТИ: Да!
НЕЗНАЙКА : а вы сможете рассказать об этом своим мамам и папам, так же как рассказали мне?
ДЕТИ: Да!
НЕЗНАЙКА : жаль, все таки что быстро ничего не получается!
ВОСПИТАТЕЛЬ: есть у меня еще одно волшебство… чтобы семечко быстрее проросло, мы должны его хорошенько напоить, цветоводы называют такой прием ЗАМАЧИВАНИЕ.
НЕЗНАЙКА : Ура! Я сейчас ведро воды принесу и высыплем туда все семена. мне для цветов воды не жалко!
ВОСПИТАТЕЛЬ: Подожди Незнайка не торопись, вот если ты пить попросишь, а мы тебя в речку кинем тебе это понравится? А вам ребята? Что может произойти?
ДЕТИ: можно захлебнуться и погибнуть
ВОСПИТАТЕЛЬ: вот так же и с семенами, они ведь живые, они могут тоже захлебнутся и погибнуть …поэтому при замачивании, воды наливают, так чтобы она не скрывала семена а еще лучше помещают во влажные песок, опилки, вату. справимся мы с такой задачей?
ДЕТИ: Да!
Дети и Незнайка замачивают семена в кювете и ставят его в теплое место
ВОСПИТАТЕЛЬ: мы хорошо потрудились, но наша работа еще не окончена… теперь мы будем наблюдать за нашими семенами. и как только появится корешок, пересадим их в почву
НЕЗНАЙКА : на клумбу?
ВОСПИТАТЕЛЬ: нет…
НЕЗНАЙКА : А куда же?
ВОСПИТАТЕЛЬ: об этом надо подумать… давайте договоримся. мы понаблюдаем, ты Незнайка в цветочном городе, а вы ребята у себя дома, ведь наверняка ваши мамы и бабушки тоже начали готовить рассаду к лету. понаблюдайте за ними, поспрашивайте, а при следующей нашей встрече мы решим куда же мы пересадим наши семена? Договорились?
ДЕТИ: Да!
НЕЗНАЙКА : Ну так я побежал бегом… я все-все узнаю… До свидания!