Наталья Загоруйко
Интегрированное занятие «Русские народные инструменты»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование основ духовно-нравственного воспитания дошкольников через приобщение к казачьей культуре, фольклору.
Задачи:
1. Обеспечить знаниями и умениями, необходимыми для исполнения детьми на шумовых инструментах;
2. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
3. Привить потребность к общению с казачьим фольклором;
4. Обучить интонационному своеобразию самобытности песенного и устного фольклора;
Публикация «Интегрированное занятие „Русские народные инструменты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
5. Способствовать развитию музыкального творчества дошкольников на основе индивидуального и коллективного созидательных начал, через хоровое и сольное пение, игру на шумовых инструментах, логоритмику и малые формы казачьего фольклора.
( Зал оформлен в виде казачьей горницы: печка, стол, предметы казачьего быта, сундук и т. д.)
Ход занятия
Музыкальное приветствие
Муз. руководитель. Здравствуйте, ребята.
Дети. Здравствуйте Наталья Борисовна
Муз. руководитель. Я очень рада видеть вас мои дорогие. Хочу открыть вам маленький секрет. Сегодня я не просто Наталья Борисовна,а (одевает куклу театр живой руки)тётка Наталья. Здорово были казачата.
Дети. Слава Богу!
Муз. руководитель. Я приглашаю вас в свою горницу. (дети встают и проходят за музыкальным руководителем, стоят свободно).Хоть и слякотно на улице, холодно, а всё равно душа поёт, потому как весна. Ребятушки- касатушки не гоже нам по лавкам сидеть, будеть играть и песни петь:
Логоритмика.
«Весна –красна на Дон пришла -пружинка с поворотом
Постучала дождиком, -перетопы
Да в наше окошко.
Стук, стук, стук, стук –кулачок об кулачок
Стук, стук, стук, стук,
Ручейком в канавке.
Жур, жур, жур, жур,-движение рукой
Жур, жур, жур, жур
Травкой у порожка.
Ших, ших, ших,ших,-трение ладони о ладонь
Ших, ших, ших, ших
Птичкою на ветке.
Чив, чив, чив, чив-взмахи руками «летаем»
Чив, чив, чив, чив.
Хутор наш Лихой, лихой-развели руками
Да такой большой, большой-кружатся вокруг себя
Ли –ли –ли- Лихая –наклоны, взмахи руками «полоскание»
Реченька родная.
Разли- ли-ли, раз –ли –ли
разливается-«волна»
Ох и жить нам здесь очень нравится-пружинка
(Дети садятся на лавки)
Муз. руководитель. А теперь посидим рядком, поговорим да споём ладком. Хорошо у нас на Дону. Красиво в любое время года. Испокон веков жили здесь отважные, сильные, благородные люди –казаки. Они охраняли южные рубежи России, участвовали в военных походах, а казаки вели хозяйство и растили детей. Но было у них одно общее дело-праздники. И ни один праздник не обходился без песен. Вот как пели бывалоча. Я начну, а вы подхватывайте.
Песня «Едут, едут казаки»
-Даже перед службой в армию молодые казаки осваивали солдатские песни.
Песня «Во саду дерево цветёть»
-Ребята, а для чего казаки пели песни в боевых походах?
Дети. Для поднятия боевого духа, для хорошего настроения. Песней высказывали свои эмоции, чувства.
Муз. руководитель. Да, ребята, казаки пели не только походные песни, но и лирические, тоскуя по дому. Срок службы был очень большой, а песни могли скрасить нелёгкий военный труд казаков. А который казачок пел дюже исправно, в полку был первым песельником, запевалой. Это очень важная и почетная должность. А сегодня у нас песельником будет Андрей. Заводи, Андрей «Как у нашей сотни».
Песня «Как у нашей сотни»
Муз. руководитель. Перед службой некоторые молодые казаки уже умели играть на каком –либо музыкальном инструменте. Например, на балалайке или гармошке. А вот возвращаясь с военной службы уже многие владели навыкам игры на духовых и ударных инструментах. Ребята, а какие вы знаете народные духовые инструменты?
Дети. Дудочка, свирель, рожок, свистулька.
Муз. руководитель. Молодцы. А ударные инструменты?
Дети. Барабан, бубен, трещетки, погремушки.
(Слышен чих и кашель)
Муз. руководитель. Ой, а кто же это чихает и кашляет? Кажется звуки раздаются из сундука. Давайте посмотрим, кто там спрятался.
(Дети встают и подходят к сундуку, музыкальный руководитель открывает его и достаёт куклу)
-Да …это же…
Дети. Домовенок Кузя.
Муз. руководитель. Здравствуй Кузенька.
Кузя. Здравствуйте, апчхи!
Муз. руководитель. Чего это ты расчихался. Весну почуял. Небось раздетый на улице бегал.
Кузя. Да, поэтому и заболел.
Муз. руководитель. А разве можно так?
Дети. Надо обязательно одевать куртки, шапки, сапоги. Потому что погода весной обманчивая.
Муз. руководитель. Кузенька, я сейчас тебя напою отваром из наших донских трав с мёдом и ты выздоровеешь.
«Чайничек с крышечкой, крышечка с шишечкой. Шишечка с дырочкой, с дырочки пар идет»(и наоборот, ускоряя темп)
Муз. руководитель. Ребята, а какие вы знаете лечебные травы, которые растут у нас на буграх?
Дети. Ромашка полевая, чабрец, лимонник, мать –мачеха, душица, мята, зверобой.
(Кузя пьет из кружки)
Кузя. Спасибочки вам, уже горло не болит, я уже здоров. Мне очень хочется загадать вам загадки. Какой музыкальный инструмент мы достаем три раза в день, но не для игры?
Дети. Ложки.
Кузя. Ложка, как ложка, деревяшка. Какой из неё инструмент?
Муз. руководитель. А вот какой!
«Я на ложечках стучу, в пляс пуститься хочу»
-А теперь ребята все вместе проговорим и постучим.
(Дети повторяют)
Кузя. Здорово получается. А вот ещё одна загадка.
«Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути.
Я и крикун, я и буян.
Я звонкий, круглый… (барабан)
Муз. руководитель. Вот какой у нас замечательный барабан (достает барабан из сундука)
Тра- та-та, тра-та-та
Поймал дедушка кота.
Покормил, погладил,
На улицу спровадил.
-А теперь все вместе нарисуем ритмический рисунок ладошками (дети прохлопывают ритм, предлагает детям постучать на барабане)
Муз. руководитель. У казаков барабанщик в военном походе завсегда первый человек.
Кузя. Понравились мои загадки?
Дети. Да.
Кузя. Хотите ещё?
Дети. Да.
Кузя. Тогда слушайте.
«То толстеет, то худеет.
На весь дом голосит морщинистый Тит,
Весь хутор веселит.»
Дети. Гармошка.
Муз. руководитель. У меня тоже есть гармошка, старинная. Ещё мой прадед на ней играл. Только сейчас она заболела, кнопки на ней западают и она не играет.
Кузя. Ты, Борисовна, не печалься, дед Филиппыч её в раз сремонтирует.
Муз. руководитель. Спасибо за совет Кузенька. У меня живёт родной брат гармошки –аккордеон. (одевает музыкальный руководитель аккордеон) Так же растягиваю меха, на клавишу нажимаю, под ней открывается язычок и из дырочки выходит звук. (играет фрагмент «Эх, донские казаки»)
-Поэтому гармошку, аккордеон и баян называют –клавишно –язычковыми инструментами.
-Чтобы не болеть мы сделаем себе массаж.
«Спинка, спинка, потолок, электрический звонок (дети массируют спину себе –обнимающее движение, «стучат» пальчиками по голове)
Муз. руководитель. Хозяин дома? Дети-дома.
Муз. руководитель. Гармошка готова? Дети –готова.
Муз. руководитель. Можно на ней поиграть? Дети –можно.
Муз. руководитель. Тили –тили, тели –тели
Казачата песни пели (имитируют игру на гармошке)
Муз. руководитель. Здорово у вас получается. А теперь сделаем массаж друг другу (повторяют потешку)
Муз. руководитель. А теперь я загадаю загадку.
«Этот инструмент гудит и народ веселит.
Он и козлик, он и «гулька», называется …свисток. Это так казаки ласково называли голубей: гулька, гулечка, гулёк. Ребята, а свистулька какой инструмент?
Дети. Духовой.
Муз. руководитель. Казаки верили, что звук глины помогает отогнать злых духов и нечистую силу, которые вредят человеку. У меня имеются особенные свистульки. Их изготовили на Семикаракорском заводе. (раздает детям свистульки и дудочки)
Муз. руководитель. Ду-ду –ду, ду-ду-ду, я куплю себе дуду. Я на улицу пойду поиграю во дуду.
-А теперь я поиграю на дудочке, а вы мне помогите. (дети повторяют потешку)
Кузя. А вот ещё загадка.
«Треугольник три струны,
Что это, скорей скажи?»
Дети. Балалайка.
Муз. руководитель. Правильно, балалайка была неприметным участником казачьих гуляний. (достаю балалайку из тумбочки)
Кузя. Но это же балалайка без струн. Как на ней играть?
Муз. руководитель. А мы с помощью языка и губ изобразим струны. Вот так «Тренди –бренди, трынь, трынь» (дети изображают игру на балалайке). Вот какие у нас музыкальные инструменты. И все их придумал народ. ( дети перечисляют: ложки, барабан, гармошка, свистулька, балалайка)А давайте посчитаем сколько народных инструментов у меня на столе?
Дети. Пять
Муз. руководитель. Хорошо считаете. Давайте устроим оркестр.
Кузя. Инструментов пять, а детей вон сколько.
Муз. руководитель. Андрюша, посчитай, сколько детей?
Дети. Десять.
Кузя. На всех инструментов не хватает.
Муз. руководитель. Это вовсе не беда, а смекалка на что? У казака и чугунок звучит и стиральная доска заиграет. Вот вам инструменты. (раздает инструменты).
-А у наших у ворот, завсегда хоровод.
Пляши пока играют, только ноги поспевают.
На инструментах тише играем,
А песню громче запеваем «Эх, донские казаки»
Муз. руководитель. Пусть минуты отдыха в походе коротки, по казачьи песни хороши. А ещё про Донщину –родину нашу казаки пословицы складывали. Может знаете ребятушки?
Дети.
1. На Дону казаку и камешек подпевает.
2. Казак узнают по звону, а казака по слову.
3. На Дону что ни хутор, то своя запевка.
4. Казачьи песни слушать, что мёд ложкой кушать.
5. Веселы привалы, где казаки запевалы.
6. Песня –быль, сказка –складка.
7. Жизнь казачья вся в песнях.
8. Дон без песен, что виноградная лоза без гроздьев.
9. Где поют девчата, там и наши казачата.
Муз. руководитель. Неделя нынче необычная, масляная. Казаки любили на Масленицу весело гулять.
«Кого на масляной неделе не катали на карусели.
Все скорей сбегайтесь и бесплатно покатайтесь» (звучит фонограмма казачьей песни, дети катаются)
Муз. руководитель. Ну что ж милые мои понравилось ли вам у меня в горнице? В сундучок инструменты я сложу и вам в группу подарю. Играйте, веселитесь, берегите, не ломайте, другим ребятам передайте. А я вас на блины приглашаю. Сегодня у нас четверг –стало быть…
Дети…широкая масленица
Муз. руководитель. Разгуляй (дети поют)
Дети. Широкая масленица, мы тобою хвалимся
На горах катаемся, блинами объедаемся.
Масленица добродейка, покатай нас хорошенько.
(Все уходят)