Светлана Гладкова
Конспект занятия кружка по музыке в подготовительной к школе группе «Русские народные инструменты»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия кружка в подготовительной к школе группе
«Русские народные инструменты»
Задачи:
1. Познакомить с русскими народными музыкальными инструментами, их внешним видом и тембровой окраской.
2. Прививать любовь к культуре и истории русского народа.
Публикация «Конспект занятия кружка по музыке в подготовительной к школе группе „Русские народные инструменты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
3. Обогащать активный словарь воспитанников новыми словами: «свирель», «рожок», «домра», «гусли», «трещотка».
Ход:
М. Р. : Здравствуйте, ребята! Мы с вами уже много говорили о музыкальных инструментах, которые используются для исполнения песен, танцев, произведений, написанных разными композиторами. Вы знаете, как выглядят музыкальные инструменты, мы даже сделали из ваших рисунков выставку. Вы умеете различать музыкальные инструменты по тембру, представляете, как можно играть на них.
Давайте поиграем в игру: «Кто больше назовет музыкальных инструментов».
Дети поочередно называют музыкальные инструменты.
М. Р. : Сегодня я предлагаю вам познакомиться с русскими народными инструментами. О некоторых из них вы уже слышали, на других даже умеете играть. Итак, взгляните на экран! Перед вами ансамбль русских народных инструментов: музыканты в ярких косоворотках и нарядных блузках взяли в руки гармони, балалайки, домры и бубны, собрались сыграть для зрителей задорную плясовую. А как же звучит каждый из инструментов, как выглядит? Попробуйте угадать, о каком инструменте идет речь в первой загадке:
Три струны, играет звонко
Инструмент тот — «треуголка».
Поскорее узнавай-ка,
Что же это?
Дети слушают фрагмент звучания балалайки и называют его.
М. Р. : Верно, балалайка! (На экране появляется изображение балалайки). Хотите посмотреть, как виртуозно играют профессиональные музыканты-балалаечники?
Дети отвечают: «Балалайка». Музыкальный руководитель включает видеоролик с выступлением балалаечников.
М. Р. : Понравилось вам? Слышали, как звонко поют три струны русской балалайки? На инструменте можно сыграть и веселую плясовую, и лирическую песню. Балалайка – это музыкальный символ России, о котором знает весь мир.
Ну что, вы готовы разгадывать следующую загадку?
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее?
Дети слушают фрагмент звучания и отвечают «Гармонь». Музыкальный руководитель переключает слайд с изображением гармони.
М. Р. : Об этом инструменте знают все: и взрослые и дети. По звучанию и внешнему виду гармонь напоминает другие инструменты. Скажите, какие?
Дети отвечают: «Баян, аккордеон».
М. Р. : Правильно! Гармошка всегда была лучшим другом русского человека: солдаты в войну на привале, в минуты затишья между боями с удовольствием пели под гармонь любимые песни, в старину на ярмарках звуки гармони зазывали всех веселиться, и сегодня на праздниках частенько играют на гармони. Об инструменте существует немало стихов, рассказов и песен. Предлагаю вам посмотреть и послушать, как звучит русская гармонь.
Музыкальный руководитель демонстрирует детям видеоролик с выступлением гармонистов.
М. Р. : Отгадайте следующую загадку:
В лесу вырезана,
Гладко вытесана,
Поет-заливается.
Как называется?
Не догадались? А если послушать, как звучит этот инструмент? (Включает фрагмент звучания свирели).
Довольно сложная загадка, и название у следующего русского инструмента непростое: свирель. (Показывает изображение свирели). Этот духовой инструмент с нежным звуком часто использовали пастухи, пока стада животных паслись на лугу. Послушайте и посмотрите, как она звучит.
Дети смотрят видеоролик с игрой на свирели и рожке.
М. Р. : Следующий русский инструмент, с которым я хочу вас познакомить, похож по тембру на балалайку. Тем не менее, он отличается от нее по внешнему виду и немного нежнее звучит. Это домра. (На экране – изображение домры).
И еще один инструмент русского народа, который прославил Садко, герой русской былины. Он играл на своих гуслях так, что все заслушивались и забывали о своих делах. Однажды гусли помогли своему владельцу разбогатеть: морской царь, долго слушая игру музыканта на берегу, подарил ему сокровища со дна морского. Посмотрите, как выглядят гусли. (На экране – изображение гуслей и Садко).
Позже гусли стали частью оркестра русских народных инструментов, и к ним добавились клавиши для возможности настройки звучания. Посмотрите, как выглядят клавишные гусли. (Демонстрируется соответствующий слайд).
А теперь речь пойдет об инструментах, с которыми вы уже знакомы и даже умеете на них играть. Это трещотки, колокольчики, бубен. (Показывает слайды). Выглядят они по-разному, и звучат тоже неодинаково. Они есть и у нас в музыкальном зале, и вы на них уже играли.
Дети называют и показывают инструменты, сравнивая их с изображениями на слайдах.
М. Р. : Ребята, вы познакомились с русскими народными инструментами. Сейчас я предлагаю вам посмотреть выступление русского народного оркестра. Во время видеоролика попытайтесь узнать инструменты, о которых мы сегодня говорили.
Дети смотрят видео с выступлением оркестра русских народных инструментов. После называют инструменты, которые они узнали и увидели.
М. Р. : Вот и закончилось путешествие в мир русских музыкальных инструментов. Вам понравилось? О каких инструментах вы узнали сегодня? А какие были вам уже знакомы? Давайте продолжим традицию и нарисуем рисунки с изображением понравившихся вам инструментов, чтобы сделать выставку ваших работ.
Дети прощаются и выходят.