Татьяна Фокина
Интегрированное музыкальное занятие по музыке, развитию речи и обучению грамоте «Путешествие в Играй-городок»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное музыкальное занятие «Путешествие в Играй - городок» (музыка, развитие речи и обучение грамоте)
(Подготовительная группа)
Музыкальный руководитель МБДОУ №16 Татьяна Вениаминовна Фокина, г. Миасс Челябинской области
Публикация «Интегрированное музыкальное занятие по музыке, развитию речи и обучению грамоте „Путешествие в Играй-городок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Нотная грамота. Изучаем ноты
- Ноты. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
Цель: Развитие творческих способностей детей посредством авторских методик поэтессы Н. Пикулевой и композитора Е. Попляновой (г. Челябинск). Знакомство с поэзией и музыкой родного края через её лучшие образцы: (Е. Раннева (г. Миасс, Юлия Егельская, Л. Долганова (г. Челябинск, Л. Олифирова (г. Миасс - Москва, И. Карташова (г. Магнитогорск).
Задачи: Путешествовать в «Играй – городок» по авторской методике поэта Нины Пикулевой. Стимулировать развитие фантазии, развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук; упражнять в движении в соответствии с текстом и фразами музыки; способствовать обогащению и активизации речи: умению делить слова на слоги в заданном ритме, внятно, отчетливо и выразительно произносить звуки алфавита, скороговорки, считалки, текст игр, песен; развивать творческие способности детей: умение придумывать слова на заданную тему, мелодию, начинающиеся с определенного звука, придумывать мелодию и ритм из звуковых жестов к словам.
Материал:
1. Телеграмма
2. Палочки-клавесы
3. Колокольчик
4. Волшебная шкатулка с загадками
5. Презентация слайдов на проекторе: ребусы и иллюстрации к загадкам (яблоня, окошко, колобок, слайды с нотами
6. Перчатка «Сорока»
7. «Чудо-дерево» с буквами алфавита
8. Мягкие игрушки «Тигрёнок» и «Рысёнок»
9. Корзинка с цветами
10. Воздушный шарик с нарисованным клоуном
11. Диск
Дети входят в зал
Слайд №1
Муз. рук. Дети, к нам в детский сад пришла телеграмма: (открывает и читает) «Дорогие дети, приглашаем вас к себе в гости в Играй-городок. Тигрёнок и Рысёнок». Примем приглашение?. А двигаться мы будем шагом польки.
Шаг польки.
(Л. Олифирова. Солнышко смеется. Миасс - Москва, 2003, стр. 67).
Муз. рук. А вот и Дом Сказки. Играем в пальчиковую игру «Домик»
Пальчиковая игра «Домик»
(Приглашалочка-отдыхалочка Елены Ранневой, г. Миасс)
Домик мой на бугорке, - дом, бугорки (выгнуть кисти рук)
Рядом мостик на реке. - построить мост – соединить средние пальцы
Мой домишко – просто во! - показывают большими пальцами вверх
Посмотрите на него. - смотрят, как будто в бинокль
Дом закрыли на замок, - сцепить пальцы в замке
Чтоб войти ты в домик мог, - «идём» всеми пальчиками обеих рук: правой по всей длине левой руки, левой по всей длине правой руки
Ты замочек покрути, - крутят сцепленные в замке руки
Дверь большую отопри. - разомкнуть руки, вращательные движения кистями рук
Заходи теперь в мой дом, - маршируют на месте
Отдохни немного в нем. - положить руки под щеку
Муз. рук. Домик превратился в колобок. Берите палочки, дети, поиграем в игру «Стал дом колобком».
Палочковая игра «Стал дом колобком»
(Стихотворение Юлии Егельской, ученицы школы №81 г. Челябинска, руководитель-педагог дополнительного образования, член Союза писателей России Нина Пикулева).
Стал дом ко-лоб-ком! } одновременно «прыгать» палочками вправо- влево
Покатился кувырком } вращать палочки
Через поле, через лес } выкладывать палочки на полу ступеньками
И на дерево залез! } строить башню из палочек вверх
А потом-
Совсем исчез, положить палочки и держать их руками
За деревьями пропал…
Может, он ударять «шляпками палочек»
В овраг упал?
Нет в овраге никого. } стучать основаниями палочек
Может филин одной палочкой тереть о другую
Съел его?
Нет! Смотрите: ХХ ударять палочкой о палочку
Он – живой!
Машет всем друзьям рукой! } помахать обеими ручками
Муз. рук. Сейчас, дети, мы находимся на Горке волшебных превращений. На этой горке можно посадить «Веселое словечко». Положите палочки и становитесь на танец «Веселое словечко».
Исполняется танец «Веселое словечко»
(Диск. Песня "Весёлое словечко. Сл. И. Пивоваровой, муз. А. Варламова)
Муз. рук. (звенит колокольчиком) Дети, вы догадались где мы? Раз звенит колокольчик, значит где-то рядом … загадка. Мы на Тропинке Загадок. Дети, садитесь ко мне и к проектору лицом на зеленую травку, на ковер, отдохнем, загадки по отгадываем. А вот и волшебная шкатулка с загадками. (Дети выбирают свертки из цветной бумаги, с написанными на них загадками из волшебной шкатулки. После каждой отгадки снова звенит колокольчик и появляется слайд к загадке).
(Нина Пикулева)
• Начинается на Я
И кончается на Я,
И на каждой ветке - детки,
Детки тоже с буквы Я.
Слайд №2 (Яблоня)
Слайд №3 - 4
(Нина Пикулева)
• Буквы слово загадали:
КО – в конце,
а ОК – в начале,
Это слово дарит свет.
Догадались или нет?
(Окошко)
Слайд № 5 - 6
(Нина Пикулева)
• Буквы слово поменяли:
ОК – в конце,
а КО – в начале,
Между ними – часть лица,
Без улыбки нет словца!
(Колобок)
Слайд №7
Муз. рук.
Нина пикулева. слово на ладошке. челябинск, 2006, стр. 12: |
Тропинка загадок бежит под мосток. Все ближе и ближе … Играй-городок! |
Подвижная игра «Рыбаки»
(Нина Пикулева. Слово на ладошке. Челябинск, 2006, стр. 23).
Дети строят круг.
Муз. рук. По считалочкам выбираем троих рыбаков. Остальные дети – «Лещи».
(Нина Пикулева)
• Шла купаться черепаха
И кусала всех со страха:
Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!
Никого я не боюсь!
(Нина Пикулева)
• Рындя нёс мешок гороха,
Да легла поклажа плохо:
Ветер дунул, Рындя – грох!
И рассыпал весь горох!
(Нина Пикулева)
• Шел барбос, считал ворон,
Насчитал их миллион!
Кто его учил считать?
Я могу вам показать!
«Рыбаки» (3) становятся в центр круга. «Лещи» плещутся в озере и дразнят «рыбаков».
Лещи Чики-чики, чики-ща!
Не поймаешь ты леща,
Ни сейчас, ни через год.
Рыбаки Клюет!
«Рыбаки» ловят «лещей». По окончании звучания музыки «лещи» строят «озеро».
Слайд №8 - 10
Муз. рук. Как хорошо поиграть с друзьями на природе в веселую игру «Степ». Становитесь, дети на линолеум и посмотрите на проектор.
Игра «Степ»
(Нина Пикулева. Слово на ладошке. Челябинск, 2006).
(Дети топают в заданном ритме, музыкальный руководитель напоминает на проекторе смену ритма).
(Нина Пикулева)
Придумал друг мой Пинти Гру
Веселую игру!
(Топают в ритме - Роза, мимоза, мак, василёк: Та, ти - ти, Та,Та, Та, ти - ти, Та)
Теперь игра его со мной
И в холод и в жару!
(Топают в ритме - Роза, мимоза, мак, василёк: Та, ти - ти, Та,Та, Та, ти - ти, Та)
Себя он стукнул по лбу:
«Хей! Пора позвать друзей!»
(Топают в ритме - Роза, мимоза, мак, василёк: Та, ти - ти, Та,Та, Та, ти - ти, Та)
Когда вошли к нему друзья,
Он крикнул им: «Привет!»
(Топают в ритме - Тук - тук - тук, пауза, Тук - тук - тук, пауза: ти - ти, Та, пауза, ти - ти, Та, пауза)
Эх, как безумно рад вам я!
Не виделись сто лет!
(Топают в ритме - Тук - тук - тук, пауза, Тук - тук - тук, пауза: ти - ти, Та, пауза, ти - ти, Та, пауза)
Спасибо вам! Спасибо вам!
Спасибо вам, друзья!
(Топают в ритме - Кап, Кап, Кап, Кап: Та, Та, Та, Та)
За то, что любите вы степ
Без памяти, как я!
(Топают в ритме - Кап, Кап, Кап, Кап: Та, Та, Та, Та)
Слайд №11
Муз. рук. Становитесь, дети, в круг. Ой, кто-то маленький присел и уколол. Да ведь это комар! Их тут много!
Коммуникативная игра «Комарики»
(Нина Пикулева. Словно на ладошке. Челябинск, 2006)
(Дети свели вместе большой и указательный пальчики – это «комарики». Каждый из детей кружит над головой соседа, потом легонько кусается)
Дети Дарики, дарики,
Ай, да комарики
Вились, кружились,
Да в ушко вцепились –
Кусь!
(Каждый раз место «укуса» чередуется (ушко, животик).
Муз. рук. Садитесь, дети, на стульчики, на пенёчки (Воспитатель ставит «Чудо-дерево» посреди зала. Музыкальный руководитель надевает перчатку «Сорока»).
Муз. рук.
(Нина Пикулева)
Три сороки – три трещетки!
Потеряли по три щетки:
Три сегодня, три вчера,
Три еще позавчера!
Здравствуйте, дети!
Дети, к кому я подлечу, быстро проговаривает скороговорку несколько раз, пока я не улечу к другому ребенку.
(Сорока «летает» от одного ребенка к другому)
Муз. рук. Молодцы, дети! А вот и «Чудо-дерево» с буквами алфавита. Дети, возьмите понарошку на ладошку свою любимую гласную букву и, гуляя по лесу, пропевайте ее. Когда кончится дыхание, нужно остановиться, носиком вдохнуть и снова запеть, продолжая движение. Буквы можно менять.
Распевка «Буквы на ладошке»
Муз. рук. Садитесь, дети, снова на стульчики, не пенёчки. Споем «Дразнилку поросенка Чока», веселую песню «Алфавит».
Исполняется песня «Алфавит»
(Л. В. Долганова. Вокальные произведения. Челябинск, 2003, стр. 49)
Муз. рук. Из букв слагаются слова. Играем в игру «Слово на ладошке».
Игра «Слово на ладошке»
(Е. Поплянова. А мы на уроке играем. Челябинск, 1995, стр. 8)
(Импровизация текста на заданную мелодию)
Муз. рук. Становитесь, дети, в пары. Поиграем в игру «Чудо дерево».
Исполняется игра - танец «Чудо-дерево»
(Л. Олифирова. Солнышко смеётся. Миасс - Москва 2003, стр. 67).
Муз. рук. Ребята, вы слышите кто-то рычит. Рычит и…. смеётся? Наверно, это Тигрёнок с Рысёнком в Играй-городке веселятся. Дети, закройте глаза (появляются мягкие игрушки Тигрёнок и Рысёнок) и скажите: «Здравствуйте!». А вот и наши друзья Тигрёнок с Рысёнком. Поздороваемся с ними песенкой.
Исполняется песня-приветствие «Здравствуй, друг!»
(И. Н. Карташова. Здравствуй друг! Детские песни и музыкальные сказки для голоса, хора в сопровождении фортепиано. Магнитогорск, 2001, стр. 4)
Муз. рук. Дети, зверушки хотят с вами поиграть в «Колючую игру». Садитесь на ковер и слушайте задание. Все дети превращаются в композиторов, которые пишут музыку. После песни каждый композитор складывает в волшебную корзиночку ласковые, нежные слова.
«Колючая игра»
(Е. Поплянова, Н. Пикулева. А мы на уроке играем. Челябинск, 1995, стр. 14).
(Импровизация мелодии. Ласковые слова складываются в корзинку с цветами, которую «держат» Тигрёнок с Рысёнком).
Муз. рук. Тигрёнок и Рысёнок очень рады были с вами поиграть, дети. И ещё хотят поиграть в игру «Наоборот» .
Игра «Наоборот»
(Е. Поплянова, Н. Пикулева. А мы на уроке играем. Челябинск, 1995, стр. 27).
(Тёмный- светлый; простой- сложный; холодный – горячий; острый – тупой; сладкий – солёный; родной – чужой; весёлый – грустный; маленький – большой; добрый – злой; колючий – мягкий; тихий - громкий; извилистый – прямой; пушистый – гладкий; прочный – хрупкий; звонкий – глухой; крепкий – слабый)
Муз. рук. Молодцы, дети! И с этим заданием справились. А ещё зверушкам очень не терпится узнать хорошо ли вы играете в игру «Маленький клоун». Встаньте, дети, в эту игру поиграем стоя. Нужно придумать слова на букву «Л» и произнести их со звучащими жестами.
Игра «Маленький клоун»
(Е. Поплянова, Н. Пикулева. А мы на уроке играем. Челябинск, 1995, стр. 16).
(Проговаривание слов со звучащими жестами).
Муз. рук. Молодцы, дети! Тигрёнку и Рысёнку было с вами очень весело. Они хотят с вами ещё поиграть в Играй - городке и будут ждать вас к себе в гости. Попрощаемся с ними… и нашими гостями. … А на прощание Тигрёнок и Рысёнок дарят своим любимым друзьям воздушный шарик. А на шарике – маленький клоун в большом колпаке! Маленький клоун приглашает детей в группу поиграть с шариком.
Дети выходят из зала.
Литература:
1. Е. Раннева. Ах, выросла, игралица! Миасс, 1997, стр. 43 (пальчиковая игра «Домик»)
2. Нина Пикулева. Слово на ладошке. Челябинск, 2006, стр. 12, 14 – 15, 17, 19, 23, 29, 133, 163, 179, 209, 220 - 221
Фотографии и иллюстрации к слайдам для презентации взяты из интернета.