Ирина Владимировна Захарова
НОД по обучению грамоте на тему: «Путешествие в Волшебный городок звуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №330
городского округа город Уфа
НОД по обучению грамоте
на тему : «Путешествие в Волшебный городок звуков»»
Подготовил воспитатель
старшей группы
Захарова И. В.
Уфа -2016
Путешествие в "ВОЛШЕБНЫЙ" городок звуков.
Цель: Обобщить знания детей по развитию речи и подготовке детей к школе.
Публикация «НОД по обучению грамоте на тему: „Путешествие в Волшебный городок звуков“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Задачи: 1) Закрепить понятие звук, буква, слог, слово, предложение.
2) Умение давать характеристику гласным и согласным звукам, глухим, звонким, твердым, мягким звукам.
3) Делить слова на слоги путем прихлопывания.
4) Придумывать короткие и длинные слова (односложные, двухсложные, трехсложные и изображать их графически).
5) Осмысленно строить предложения из нескольких слов и составлять схемы предложения.
Развивать интерес к школе, звуковое чутье, память, внимание, мышление.
Ход НОД:
Воспитатель: Сегодня я расскажу вам сказку. В одном волшебном городе жил-был Красный человечек и звали его Гласный. Любил он петь веселые песенки: а, о, у, ы, э, я, е, е, ю, и.
"Веселые стихи о звуках"
Гласные в песенке звонкой поются
Могут заплакать и закричать
В темном лесу звать и аукать
В колыбельке ребенка качать.
(В. Берестов)
У каждого звука был свой удивительный характер. Вот скажем "А" - любит задавать вопросы, "О" - удивляться и размышлять, "И" - превращаться в иголку, "Ы" - прятаться в середине и в конце слова, а звук "Ю" о себе рассказывает стихи:
Чтобы "О" не укатилось
Крепко к столбику прибью
Ой, смотрите, что случилось
Получилась буква "Ю".
Воспитатель: И однажды Красный человечек познакомился с Синим человечком, его звали Согласный.
А Согласные согласны
Шелестеть, шептать, свистеть,
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.
С-с-с - змеиный слышен свист.
Ш-ш-ш - шуршит опавший лист.
Ж-ж-ж - шмели в саду жужжат.
Р-р-р - моторы тарахтят.
Воспитатель: Да, Согласный не умел петь длинные и протяжные песенки. У него получались только короткие и смешные песенки, такие как: п-п-п, к-к-к, б-б-б - так и жили человечки Красный и Синий. Но однажды они решили попробовать спеть вместе песенку. Взялись дружно за руки и запели: ма-ма-ма, замечательная получилась песенка и необычная. С тех пор Гласный и Согласный человечки поют разные замечательные песенки. Давайте и мы попробуем попеть эти песенки (пропевание разных слогов). Совместные песенки у человечков тоже получались разные, то громкие и сердитые: бу-бу-бу (твердые, то тихие и ласковые: ля-ля-ля, так появился еще один человечек - Зеленый и назвали они его Согласный мягкий.
Звуки, как дети могут заблудиться, расшалиться, быть озорными и веселыми. Вы только послушайте, что может получиться:
"Буква - озорница"
- Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную корку
- Русская красавица
Своею козою славится.
- На поляне весной
Вырос зуб молодой.
- У печки с удочкой сижу
От рыбки глаз не отвожу.
- Усатый кит сидит на печке
Выбрав теплое местечко.
Молодцы, ребятки. Вы отлично справились с этим заданием, не перепутали звуки. Все эти звуки, согласные и гласные, можно обозначить буквами. А бывают еще другие неречевые звуки. Попробуйте угадать, что это за звуки.
Игра "УГАДАЙ ЗВУК"
За ширмочкой шуршу бумагой, переливаю воду из стакана в стакан, пересыпаю горох, стучу в барабан, играю с погремушкой. (Дети отгадывают звуки).
Воспитатель: вот эти звуки нельзя буквами обозначить. Ребята, а вы знаете чем отличается звук от буквы?
Дети: звуки мы слышим, а буквы мы видим и можем написать.
ФИЗМИНУТКА
1-2- все вставайте,
3-4- приседайте,
5-6- повернитесь,
7-8- улыбнитесь,
9-10- не зевайте, свое место занимайте.
Воспитатель: Звуки очень любят играть друг с другом. В одну игру они предложили и нам поиграть. Измените один гласный звук в слове, чтобы получилось другое слово: ДОМ-ДЫМ, ДЕНЬ-ДИНЬ, ЛОТО-ЛЕТО, СЕЛО-САЛО, ПЕЛ-ПОЛ; теперь согласные: ГРАЧ-ВРАЧ, ТОЛЯ-КОЛЯ.
Еще немного поиграем: игра "ПРЕОБРАЗУЙ СЛОВО"
СОЛЬ-МОЛЬ-БОЛЬ-НОЛЬ-РОЛЬ.
Звуки из сказочного города любили путешествовать. У них даже был свой паровоз с чудесными вагончиками. (Раздвинуть шторки на доске).
Сегодня в путешествие отправятся звуки из слов КОТ, СЛОН, МИШКА.
Каждому звуку нужно купить билет - синий, зеленый или красный.
(Проводится звуковой анализ слов. Дети по желанию выходят к доске).
Воспитатель: правильно, ребятки, вы справились и с этим заданием. А теперь давайте прокатим ваших зверей. Самостоятельно расставьте фишки-билетики. (Дети на местах выполняют задание. У каждого ребенка своя картинка). Молодцы дети!
Теперь садитесь поудобнее, закройте глаза и представьте что вы тоже едете в поезде (включит аудиозапись паровоза, за окном мелькают леса, поля, города. Но вот поезд остановился у перрона. Все мы вышли из вагонов:
Ой, какое, яркое солнце. Как трудно смотреть (закрываю глаза).
Давайте попробуем поморгать. (Дети моргают то одним, то другим глазом). Ой, смотрите, что это? (Появляется домик, а рядом с ним звери).
Воспитатель: Ребятки, котик плачет, он рассказа мне что они вернулись с прогулки и не могут вспомнить кто на каком этаже живет.
Поможем им найти свой этаж?
Дети расселяют зверей МЫШКА на 1 этаже
ВОЛК на 2 этаже
КОТ на 3 этаже
Воспитатель: ребята, а почему вы так решили?
Дети: потому что у мышки-пять звуков, у волка-четыре, у кота-три звука.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Ребятки, а вот звуки спрашивают : умеете ли вы делить слова на слоги (ответы детей). Сейчас проверим.
Сколько слогов в слове МА-ШИ-НА, ДОМ, ЛИС-ТО-ПАД, ЧА-ША, ЕЛЬ, ЮЛА. (Дети, хлопая в ладоши, отвечают сколько слогов в слове).
ФИЗМИНУТКА "КОЛОБОК"
Воспитатель: Смотрите, это кто к вам прикатился?
Дети: Колобок.
Воспитатель: Да! На нем что то написано, попробуем прочитать.
Дети читают слова: (написать по кругу «Колобок»)
На фланелеграфе поставить домики, а на домиках повесить объявления.
Читаю и спрашиваю, "Кто бы мог дать это объявление?"
1. Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину. (Старуха из "Сказки о рыбаке и рыбке" А. С. Пушкин)
2. Несу золотые яйца. Дорого. (Курочка Ряба из одноименной р. н. сказки)
3. Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение. (Буратино из сказки А. Толстого "Золотой ключик или Приключения Буратино").
4. Отмою все! (Мойдодыр из одноименной сказки К. И. Чуковского).
5. Отнесу пирожок вашей бабушке. (Красная Шапочка из сказки Ш. Перро).
6. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света (Доктор Айболит из сказки К. И. Чуковского).
7. Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами. (Русская народная сказка "Гуси-лебеди").
Воспитатель: Молодцы, ребятки, справились и с этим заданием.
-Поехали дальше. (Запись паровоза). Приехали мы на станцию "Схемы". Дети, что обозначает эта схема? |___|(обозначающая часть слова- слог)
Дети: Нужно придумать слова с одним слогом.
Воспитатель: правильно. Придумайте. (Дети подбирают слова с одним слогом).
А теперь такая схема:|___/___|.
Какие нужно придумать слова?
Дети: нужно придумать слова с двумя слогами.
Воспитатель: вот еще одно слово (показ схемы). Это слово КОТ. Как нужно изменить слово, чтобы оно получилось из 2,3 х слогов?
КОТ-КОШКА-КОШЕЧКА
|__| - |__/__| - |__/__/__|
Только мы справились с одним заданием, как появилось другое задание.
Что это?|. КОШКА.
Схема предложения, состоящая из одного слова.
КОШКА ГУЛЯЕТ. - из двух слов. |___.
КОШКА ЛАКАЕТ МОЛОКО. Предложение из трех слов.
|___ ___.
ЗВУКИ : Молодцы! А сейчас поиграем в "Кривое зеркало" оно показывает все наоборот. Воспитатель бросает ребенку мяч называя слово, а ребенок как "кривое зеркало" должен ответить наоборот. (Карточки)
Физминутка "Скоро в школу я пойду"
Воспитатель: Вот тут звуки немного загрустили, потому что им злой гномик порвал их любимые слова, поможем им прочитать эти слова? (разрезанные поперек карточки со словами).
Чтение слов по половинке: ЛЕС, ГУБЫ,ВАЗА, ПЕНАЛ.
Воспитатель: ребятки, за то что вы сегодня хорошо занимались, звуки хотят вам что-то подарить (достать цветные буквы и раздать детям). Теперь пора возвращаться домой. Садимся поудобнее (включаем аудиозапись). Чтобы дорога не казалась долгой поиграем в "ЖИВЫЕ БУКВЫ". (Назвать какое- либо слово. Выходят дети с этой буквой и составляют слово).
(Снова гудок паровоза). Вот и закончилось путешествие в Волшебный городок звуков. На память у вас останутся буквы, подаренные звуками Гласными и Согласными. Вы можете их "оживить", превратив в веселых человечков, зверей, растения. Знаете как? (нужно дорисовать глаза, косички, хвостики). Карандаши я разложила на 3 стола. вы можете взять их, только с того стола на котором лежит фишка, соответствующая звуку, с которого начинается ваше имя. Например: Артем-первый звук "а"-гласный. Значит Артем будет искать стол с красной фишкой. Желаю вам творческих успехов.
Дети выполняют задание. А теперь выберите нужную карточку и покажите как вам было сегодня на занятии. (выбирают из карточек).
весело, понятно легко тяжело
Вот и настал момент прощанья,
Вам спасибо за вниманье.
Будет краткой наша речь
Говорим мы до свиданья
До счастливых, новых встреч.