Светлана Дмитриева
Открытое арт-терапевтическое музыкальное занятие «Музыка весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Открытое арттерапевтическое музыкальное занятие
в подготовительной логопедической группе
«Музыка весны»
Ход занятия:
Музыкальный руководитель: Доброе утро, друзья! Я очень рада видеть вас в нашем музыкальном зале. Сегодня у нас много гостей, любителей музыки, давайте с ними поздороваемся.
Музыкальное приветствие "Здравствуйте".
Ребята, посмотрите, как здесь красиво. Вы попали в волшебное царство музыки, которая сегодня расскажет нам о весне.
Дети читают стихи
Публикация «Открытое арт-терапевтическое музыкальное занятие „Музыка весны“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты музыкальных занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Ребёнок 1 Из далёких краёв, где морская волна
С кружевной рассыпается пеной
К нам на крыльях ветров прилетает Весна,
И приносит с собой перемены.
Муз. рук. : Давайте вместе угадаем, по каким приметам мы весну узнаем?
Ребёнок 2: Я в полдень слушаю капель.
Она журчит, как птичья трель,
Звенит хрустальным бубенцом,
Сбегая с крыши над крыльцом.
Ребёнок 3 Капель журчит, звенит, поет,
Она ломает снег и лёд,
Большой сугроб ей нипочем.
Она бежит живым ручьём.
Я ручейку расчищу путь,
Чтобы на мир он мог взглянуть!
Игра - импровизация «Сугроб» (под музыку «Утро» Э. Г рига)
Муз. рук: А начиналось всё с большого - пребольшого сугроба (Дети становятся в круг, поднимают вверх руки). Но вот припекло солнышко. Сугроб постепенно стая оседать под лучами тёплого солнца (дети постепенно опускают руки вниз). И медленно потекли из сугроба маленькие ручейки. Они ещё сонные и слабенькие. (По очереди 5-6 детей выбегают из круга.) Но вот солнце припекло ещё сильнее. И ручейки проснулись и быстро-быстро побежали, огибая камушки, кустики и деревья. (Остальные дети выбегают из круга поочерёдно, врассыпную.) Вскоре они объединяются, и вот уже шумит бурная река. (Дети объединились и бегут змейкой) Бежит река, увлекая за собой прошлогодние листья и ветви. Вскоре река влилась в озеро и исчезла (Дети садятся на стулья).
Муз. рук: На смену зиме спешит весна. Недаром говорят, что весна — это утро года. Природа просыпается после долгого зимнего сна. Появляется светлая нежная зелень, первые цветы, прилетают птицы. Но разве весна сразу тёплая и ласковая, как вы думаете? (Ответы детей: сначала весна ранняя, холодная; листьев на деревьях ещё нет; только тает снег, и бегут ручьи.) Весна, ребята, загадала вам загадку. Посмотрите внимательно на эти веточки в трёх вазочках и найдите отличия.
Дети: На одних веточках нет ничего, на других — почки вот - вот лопнут, а в третьей вазочке - листочки уже совсем большие.
Муз. рук: Правильно, ребята. А какие три месяца весны вы знаете?
Дети: Март, апрель, май.
Муз. рук: И каждый из них принёс нам свои веточки. Попробуйте отгадать, где чей букет? (Ответы детей: в марте ещё холодно и деревья стоят голые; в апреле уже видна травка и появляются первые цветы, а на деревьях появляются почки; в мае всё будет в зелени, распустятся цветы, зацветут деревья).
Муз. рук: Ребята, посмотрите на эти картины. Кто желает рассказать, что на них изображено?
Трое детей подходят к мультимедийному экрану, рассказывают, что изображено на картинах.
Муз. рук: Молодцы, очень точно описали то, что изображено на картинах. А сейчас, ребята, прислушайтесь, чьё пение раздаётся в вышине?
Дети слушают отрывок пьесы «Март» из цикла
«Времена года» П. И. Чайковского
Муз. рук: Вы узнали пьесу, которая прозвучала? Как она называется?
(Ответы детей: «Песня жаворонка» - Март.)
Муз. рук: Как фамилия композитора, написавшего эту музыку?
(Ответы детей: П. И. Чайковский.)
Муз. рук: А в каком исполнении прозвучала музыка?
(Ответы детей: в исполнении оркестра.)
Муз. рук: Какие инструменты вы услышали?
(Ответы детей: скрипку, виолончель, рояль).
Муз. рук: Выберите эти инструменты и покажите нам.
(Дети выбирают изображения инструментов на мультимедийном экране).
Муз. рук: Какой характер этой музыки?
(Ответы детей: эта музыка лёгкая, плавная, звонкая, весенняя, прозрачная, нежная.)
Муз. рук: А какими цветами из нашей музыкальной палитры вы бы раскрасили эту музыку?
(Ответы детей: голубым, розовым, зелёным, белым. Дети называют и показывают цвета на палитре).
Муз. рук: Спешит, торопится весна. Поёт, всё громче поёт капель. Ребята, а мы ведь с вами тоже должны подготовить свои голоса.
(Распевание)
Попевка «Весна» (исполняют на f, p, стаккато, легато):
- Капель звенит, поёт: Встречай, весна идёт!
Муз. рук: Молодцы, ребята. Итак, наши голоса готовы.
Исполняется песня «Музыка весны» сл. Н. Суслова, муз. Я. Дубравина.
Муз. рук: Отзвенели первые весенние капели. Всё ярче и теплее греет солнце. Хорошо кругом! В лесу появились первые цветы.
А какие первые цветы вы знаете? (Ответы детей: ландыш, подснежник.)
Муз. рук: Ребята, Лена выучила стихотворение о подснежнике. Давайте его послушаем.
Стихотворение «Подснежник» Е. Серовой.
Муз. рук: Существует красивая легенда о подснежниках. Когда на земле появились первые люди, вдруг выпад снег. Людям было очень холодно. Они огорчились и подумали, что снег никогда не растает. Тогда желая ободрить людей, несколько снежинок превратились в нежные цветы - подснежники. Люди увидели, сколько стойкости в этих цветах и поняли, что скоро снег растает. Цветы подарили людям надежду на лучшее. С тех пор подснежник стал символом надежды на скорейшие перемены в жизни. Вот такая красивая легенда. Ребята, давайте исполним песню об этом прекрасном цветке.
Песня «Подснежник» (сл. и муз. 3. Pooт)
Муз. рук: Молодцы, ребята. Скажите, какую музыку о подснежнике мы с вами слушали на прошлых занятиях?
(Ответы детей: П. И. Чайковский «Апрель» «Подснежник» из цикла «Времена года")
Ребята, предлагаю вам посмотреть прекрасный танец "Подснежник" и послушать музыку П. И. Чайковского.
Исполняется танец «Подснежник» (муз. П. И. Чайковского)
(Танец исполняет учащаяся хореографического отделения ДШИ)
Муз. рук: Музыка - это целый мир, где соседствуют природа и волшебство, оживают герои сказок. Музыка унесёт вас далеко-далеко на север. Туда, где стоят два чудесных замка -Замок Утренней зари и Замок Вечерней зари.
Инсценировка «Белые ночи»
Восп. : Это случилось там, где холодные волны Северного моря омывают берег, где дует пронизывающий ветер, где почти круглый год кружит хоровод снежинок.
Девочки исполняют Танец снежинок
Восп. : Когда первые лучи восходящего солнца освещают небо. Замок Утренней зари начинает сиять и переливаться розовыми, золотистыми красками. А замок Вечерней зари, будто исчезает и тает в синеве. Солнце поднимается всё выше и выше. Наконец резные ворота замка Утренней зари медленно открываются. И выходит прекрасный юноша - принц День. Он приветливо улыбается Солнцу, любуется зеленью лесов и полей, прислушивается к весёлому журчанию ручья и пению птиц,
День: Здравствуй, Солнце! Здравствуйте, милые поля и леса! Здравствуй, говорливый ручеёк? Здравствуйте, певуньи — птицы?
Воспитатель: И все радостно отвечают принцу:
Дети: Здравствуй, День!
Восп. : Но вот Солнце достигло зенита и на какое-то мгновение замерло.
Солнце: До скорой встречи. День! До скорой Утренней зари!
Восп. : Солнце покатилось дальше, принц отправился в обратный путь, чтобы успеть до Вечерней зари, вернуться в свой замок. Солнце стало клониться к горизонту, и первые лучи его заиграли на куполах и башенках замка Вечерней зари. Солнце опускалось всё ниже и ниже. Погас последний луч Солнца. И вот вышла принцесса Ночь. Движением руки она накинула на небо тонкий как паутинка звёздный плащ, и небо наполнилось хрустальным мерцанием звёзд.
Танец месяца и звёзд («Лунная соната» Л. Бетховена)
Восп. : Из-за небольшого облачка показалась Луна, верная спутница Ночи.
Ночь: Здравствуй, Луна!
Луна: Приветствую тебя, Ночь!
Восп. : Принцесса Ночь отправилась обходить свои владения. Заснул умолкший лес. Ночь шла тихо и осторожно. Её воздушное платье переливалось фиолетовыми, лиловыми красками. Но время Ночи проходило, и она торопилась вернуться в свой замок до рассвета.
Так было всегда. Уходил День - приходила Ночь. Уходила Ночь — приходил День. Как-то раз День решил обратиться к Солнцу.
День: Мой друг! Я давно хотел попросить тебя, чтобы ты не уходило за горизонт, а только пряталось за краешек земли. Я очень хочу узнать, кто живёт в том замке.
Солнце: Хорошо!
Восп. : Солнце опустилось за горизонт, и. притаившись, замерло на месте. Принц День стал ждать, когда откроются ворота неизвестного замка. Наконец, наступила долгожданная минута - из ворот вышла принцесса Ночь. Ночь с изумлением посмотрела вокруг. Ей впервые приходилось видеть землю, не укутанную темнотой, а освещённую неярким светом. Вдруг она увидела идущего навстречу высокого светловолосого юношу, Он улыбнулся, протянул ей руку. Ночь тоже улыбнулась.
Ночь: Кто ты?
День: Я - День, я живу в замке Утренней зари.
Ночь: А я - Ночь! Я живу в замке Вечерней зари.
Восп. : Потом они взялись за руки и стали бродить по хорошо знакомым местам. Вокруг было тихо и спокойно, природа будто забылась чутким. настороженным сном. Едва забрезжил рассвет. Ночь с грустью
посмотрела на Принца и торопливо направилась к своему замку. Снова взошло Солнце, а вечером опять спряталось за краешек земли. И снова встретились принцесса Ночь и принц День. Но однажды Солнце обратилось ко Дню.
Солнце: Я не могу больше нарушать чередование темноты и света Ночь должна быть тёмной, а День светлым.
Восп. : И Солнце опустилось далеко за горизонт. Ночь долго всматриваюсь в темноту, ища принца Потянулись как всегда, светлые дни, тёмные ночи. Только в начале лета по просьбе принца Солнце не уходит далеко за горизонт, и День встречается с Ночью. Людям тоже полюбились такие светлые ночи, и они назвали их «Белыми ночами».
Муз. рук: Ребята, сегодня мы с вами говорили о весне, слушали музыку весны. Вы показали, как маленькие весенние ручейки превращаются в бурную реку, приветствовали весну звонкими песнями, посмотрели красивую сказку «Белые ночи», послушали музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года». Вы увидели, как удивительно сочетается музыка с природой и со сказкой! Мы с вами ещё раз окунулись в большой и прекрасный мир музыки. Я думаю, что вас не оставит равнодушным увиденное и услышанное. А волшебные звуки музыки сделают нас ещё красивее, добрее.
Задачи:
Коррекционные:
- развивать психоэмоциональную сферу средствами художественного слова,
танца, изодеятельности, музыки;
- снимать эмоциональное напряжение
Образовательные:
УЧИТЬ внимательно, слушать музыку, определять характер музыки, сопоставлять звук и цвет;
- петь выразительно, передавая настроение песни;
- развивать пластичность, ритмичность в танцевальной импровизации;
- знакомить с творчеством П. И. Чайковского
- закреплять знания о приметах весны;
Развивающие:
- развивать зрительное и слуховое восприятие;
- активизировать эмоционально-образный словарь детей;
- закреплять знания о музыкальных инструментах и характере их звучания.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и интерес к природе, к окружающему миру;
- прививать любовь к музыке, творчеству П. И. Чайковского;
- моделировать положительное эмоциональное состояние, активность, самостоятельность.
План занятия:
1. Музыкальное приветствие.
2. Чтение стихов о весне (библиотерапия,
4. Рассматривание картин (изотерапия).
5. Слушание пьесы «Март» П. И. Чайковского (музыкотерапия).
6. Попевка «Весна», песни «Музыка весны», «Подснежник» 3. Роот (вокалотерапия).
(изотерапия).
8. Легенда «Белые ночи» (сказкотерапия, имаготерапия).
9. «Танец Снежинок», «Танец месяца и звезд» (кинезетерапия).