Петиганова Марина Николаевна
Инновационные технологии на занятиях по ручному труду для дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время педагоги дошкольных образовательных учреждений активно внедряют в свою работу современные инновационные технологии. Использование таких технологий предполагает внедрение в воспитательно-образовательный процесс современных улучшенных идей. Реализация инновационных технологий с одной стороны повышает эффективность процессов воспитания и обучения, способствует получению более качественных результатов, а с другой – показывает компетентность современного педагога, который постоянно развивается и самообразовывается, находя новые и подходящие пути развития детей.
Публикация «Инновационные технологии на занятиях по ручному труду для дошкольников с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Среди огромного количества инновационных технологий следует обратить внимание на здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, игровые и технологии проектной деятельности. Данные технологии чаще остальных применяются на занятиях по ручному труду для дошкольников с задержкой психического развития. В частности, здоровьесберегающие технологии предполагают привитие ребенку знаний, умений и навыков здорового образа жизни посредством наличия здоровьесберегающей среды. Кабинет социально-бытового ориентирования или помещение для проведения занятий по ручному труду должны соответствовать гигиеническим требованиям, то есть должны соблюдаться оптимальный температурный режим, освещение, состояние воздуха; в помещении должно быть чисто. С целью снятия напряжения детского организма, снижения утомляемости необходимо проведение пальчиковой гимнастики и гимнастики для глаз, физкультминуток. Обеспечивать безопасность на занятии позволяет внимание и бдительность педагога, а также проведение инструктажей перед выполнением определенных заданий воспитанниками.
Технологии проектной деятельности реализуются на занятиях по ручному труду, как правило, педагогом совместно с воспитанниками. Занятия по ручному труду предоставляют широкий выбор проектов, среди которых игровые, когда занятие может проводиться в форме развлечения («Чайная церемония») и конструктивные (или практико-ориентированные, в ходе которых дети собственным трудом создают полезные вещи, например, игольницу, шкатулку. Благодаря проектной деятельности дети становятся более самостоятельными и ответственными, а также получают необходимые знания, которые активно применяются ими на практике.
Информационно-коммуникационные технологии на занятиях предполагают использование современных информационных технологий, то есть компьютера, интерактивной доски, планшета и других средств. Данные средства позволяют педагогу идти в ногу со временем, формировать информационную культуру личности ребенка, быть наставником в мире информационных технологий. Таким образом, открываются возможности использования компьютерных программ направленных на развитие воображения, памяти, мышления, а также мультимедийных презентаций, что способствует стимуляции познавательного интереса детей, привлекая их внимание.
Отметим, что разумное использование в воспитательно-образовательном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления дошкольников. Так, например, при выполнении оригами, мы обращаемся к истории возникновения данного вида искусства, в чем помогает презентация, а еще большему погружению в мир японского оригами способствует музыка, которую можно прослушать благодаря наличию средств информационно-коммуникационных технологий. ИКТ помогают и при изготовлении различных аппликаций и поделок, когда этапы работы можно вывести на экран, чтобы в нужный момент можно было к ним обратиться. Выполнение проектной работы сопровождается фотографированием последовательности реализации проекта и затем оформления папки проекта для представления результатов деятельности, которая может быть оформлена как в электронном, так и печатном формате.
В сфере дошкольного образования в приоритет личность ребенка позволяют поставить личностно-ориентированные технологии. Такие технологии позволяют создавать условия среды воспитания и обучения, которые способствуют реализации ребенка как личности. Отметим, что для корректного развития ребенка личностно-ориентированные технологии предполагают создание педагогом отдельных пособий, игрушек, проведение индивидуальных занятий, творческих развлечений, игр. Кроме всего прочего, именно данные технологии создают атмосферу любви, заботы, внимания во взаимодействии ребенка и педагога. Для создания такой атмосферы необходимо выполнения следующих условий: создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда; подбор необходимых материалов и оборудования для труда; создание мотивации трудовой деятельности; систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера; создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам; учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка; поощрения в процессе и по результатам труда.
При волнении объемной аппликации из нитей на тему «Дикие животные» ребенку необходимо предоставить выбор: какое животное он хотел бы изобразить, тем самым мы позволяем ребенку развивать свое творчество и воображение. На занятиях также необходимо давать детям возможность формулировать задание или проблемную задачу на мотивационном этапе, обсуждать с ними то, что им понравилось, и что было трудно, поощрять стремление детей предлагать свои собственные варианты работы. Вводные занятия можно посвятить таким играм, как «Улыбнись другу», «Знакомства» с целью повышения самооценки и создания положительного образа.
Активно применяются на занятиях по трудовому обучению игровые технологии в силу возраста и развития детей. Игра на занятии должна быть интересной, занимательной, но не развлекательной с целью обучения и воспитания. К тому же, кроме получения знаний и приобретений навыков в ходе игры, у детей развиваются и психические процессы, корректируется их поведение.
На занятиях по ручному труду можно применять всевозможные дидактические игры. Игра в данном случае становится средством обучения и воспитания. Это могут быть «Юные повара», «Чайная церемония», «Дом мод», «Мастерская» и многие другие.
Исходя из всего вышесказанного, следует, что применение инновационных технологий на занятиях по ручному труду для дошкольников с задержкой психического развития способствует полноценному качественному образованию и воспитанию. Инновационные технологии помогают педагогу проводить интересные, запоминающиеся занятия, повышают уровень мотивации, создают определенный эмоциональный настрой, благодаря чему снижается утомляемость, повышается активность и работоспособность воспитанников. Применение инновационных технологий развивает и общеучебные умения, то есть умение учиться жить, умение приспосабливаться к переменчивым условиям через взаимоотношения «взрослый – ребенок», в ходе которых нарабатываются необходимые качества; эмоционально-волевую сферу, поведение: ребенок учится руководить собой, своими эмоциями.
Список литературы
1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное, испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – c. 336
2. Психология дошкольника с задержкой психического развития / Л. В. Шипова. – Саратов, 2018 – 86 с.
3. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / Л. В. Куцакова – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005.