ГАЛИНА БОНДАРЕВА
Опыт работы «Инновационные подходы в обучении детей с ОВЗ»
Инновационные подходы в обучении детей с ОВЗ
Слайд №1
В современных условиях, когда дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются не в специализированных, а в обычных общеобразовательных детских садах вместе с их нормально развивающимися сверстниками, в специальных (коррекционных) группах, необходим качественно новый подход к их обучению. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема создания условий для образования и жизнедеятельности лиц с ОВЗ. Исходя из этого, все более активно разрабатываются и внедряются в систему педагогической работы инновационные технологии, позволяющие добиваться более высоких результатов в развитии и обучении детей с ОВЗ.
Публикация «Опыт работы „Инновационные подходы в обучении детей с ОВЗ“» размещена в разделах
Слайд №2
Ограниченная возможность здоровья это более легкая форма нарушения, при которой ребенок только нуждается в предоставлении особых условий обучения и развития. Например, дети с соматическими заболеваниями – заболеваниями сердца и сосудов, дыхательной системы, печени и почек, желудочно-кишечного тракта, онкологическими заболеваниями могут обучаться по основной общеобразовательной программе и не посещать ПМПК. Группа дошкольников с ОВЗ не однородна, в нее водят дети с разными нарушениями развития.
Слайд №3
В ежедневной работе с детьми дошкольного возраста я сталкиваюсь с такими проблемами как: невнимательность, неусидчивость, низкий уровень работоспособности и познавательной деятельности, отвлекаемость, особенности моторики, речевой сферы, неспособность к планированию своей деятельности и т. д. Зачастую родители связывают данные проблемы с особенностями эмоционально-волевой сферы, т. е. с ленью, слабоволием. На самом деле, изучив достаточно литературы, я могу сказать, что причины данных проблем лежат в незрелости определенных структур мозга и таким детям требуется больше времени для усвоения нового материала и определенной коррекционной работы для дальнейшего успешного развития и обучения.
Слайд №4
Чтобы достичь положительных результатов овладения знаниями, умениями, навыками, а также вовлечь в учебную деятельность каждого воспитанника важно использовать современные (инновационные) образовательные технологии.
Слайд №5
Важным отличием инновационной деятельности от традиционной является то, что педагог выполняет роль не наставника, а соучастника процесса и придерживается положения «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности. А также знание даётся воспитаннику не в готовом виде, как раньше, а добывается ребёнком самим в ходе своей исследовательской деятельности.
Слайд №6
Изучив литературу и обобщив опыт других педагогов, я смогла выделить, для себя, основные принципы обучения воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
1. Использование в организованной образовательной деятельности большого количества красочного дидактического материала, наглядных пособий.
Слайд №7
2. Создание ситуации успеха возможности исправить ошибку. Необходимо предлагать воспитаннику такие задания, которые помогают создать ситуацию успешности, реализуют право ребенка исправить ошибку. Причем ребенок может исправить ошибку незаметно для окружающих. Так же полезны задания, требующие выполнить схематический рисунок. Это значительно облегчает работу воспитанников, которым трудно словесно оформить свой ответ.
Слайд №8
3. Постепенное усложнение материала, подача его небольшими дозами. При этом задания при каждой организованной деятельности необходимо усложнять постепенно (первыми необходимо давать более простые задания).
Слайд №9
4. Усиление практической направленности материала, опора на жизненный опыт ребенка.
Слайд №10
5. Многократное, поэтапное повторение, частое обращение к «старым» знаниями. Задания на повторение необходимы на каждом режимном моменте. Повторение организуется с помощью различных методов и приёмов (кроссворды, мозаика, дидактические игры и т. п.).
В педагогической практике любая технология с коррекционной направленностью становится одной из ведущих, только надо знать, где её можно рациональнее применить.
Слайд №11
В своей работе с детьми я использую следующие педагогические технологии технология разноуровневого обучения в которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах разного уровня:
Применяя коррекционно-развивающие технологии, ставлю перед собой задачу создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого воспитанника появится механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.
Используя в своей работе, технологи проблемного обучения я формирую активную самостоятельную деятельность воспитанников по разрешению проблемных ситуаций. Итогом такой работы становится развитие мыслительных способностей.
Здоровьесберегающие технология обучения позволяют без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их семьи, применяю и проектную деятельность.
Любой ребёнок учится играя. И я в своей работе использую игровые технологии, которые способствуют развитию творческих способностей детей, развивают эмоциональное восприятие, воображение, память, речь, коммуникативные навыки, развивают возможности для формирования личности воспитанников, с учетом психофизических возможностей.
Чтобы идти в ногу со временем, в своей работе использую компьютерные технологии. В учебно-воспитательном процессе я использую компьютерные игры, как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения, и мультимедийные презентации.
На учебных, коррекционно-развивающих занятиях можно применять технологии арттерапии (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия).
Слайд №12
Однако надо помнить, что игровые занятия с использованием компьютера рекомендуется проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей : во вторник, в среду и в четверг. Обязательно в процессе работы я провожу физкультминутки и гимнастику для глаз.
Слайд №13
Так же используя ИКТ в своей работе, я столкнулась с проблемой – не все презентации доступны детям с ОВЗ. Необходимо тщательно подбирать их и адаптировать для детей данной категории.
При подборе презентаций и игр необходимо уделять внимание тому, насколько они методически грамотно составлены, на графику, четкость, правильность инструкций, на количество слайдов.
1. Презентации и игры не должны быть перегружены второстепенными элементами, лишними словесными инструкциями, так как это отвлекает внимание детей, приводит к быстрому утомлению.
2. Сюжет игры не должен быть агрессивным, чтобы не повышать тревожность и психическое беспокойство детей.
3. Задания должны быть понятны ребенку, инструкция должна даваться перед выполнением.
4. Время выполнения не должно ограничиваться, чтобы дать возможность детям без спешки обдумать пути и способы решения.
Графика должна быть в спокойных тонах, без преобладания ярких, возбуждающих цветов, а музыкальное оформление игр не должно мешать выполнению заданий.
СЛАЙД №14
Первые опыты применения компьютера позволили выявить, что по сравнению с традиционными формами развития дошкольников с ОВЗ компьютерные презентации обладают рядом преимуществ:
• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
• компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма;
• движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
• повышается скорость запоминания (включаются три вида памяти детей : зрительная, слуховая, моторная);
• активизируются психические процессы и мелкая моторика рук;
• формируется рефлексивное мышление воспитанников, повышается их интеллектуально-творческое развитие.
В процессе использования интерактивных игр у воспитанников повышается мотивация познания, наблюдается положительная динамика развития внимания, памяти, мышления, воображения, речи, у детей расширяется кругозор. Интерактивные игры способствуют развитию ориентировки в пространстве, координации движений руки и глаза.
Слайд №15
На настоящий момент существует ряд обучающих программ, которые являются средством коррекции и развития познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями и активно используются в работе.
Успешной среди современных технических новинок и эффективной в работе с детьми, имеющими ОВЗ, стала «Интерактивная доска».
Работа с интерактивной доской включает в себя:
• проведение различных развивающих игр;
• просмотр иллюстраций и видеоматериалов;
• разбор проблемных ситуаций;
• совместное творчество и др.
Занятия с интерактивной доской предполагают несколько вариантов работы с дошкольниками. Во первых, дети по очереди подходят к интерактивной доске и выполняют необходимое действие (нарисовать деталь, передвинуть нужный предмет и т. д.). Во вторых, несколько детей работают с интерактивной доской одновременно (2–3 ребёнка, используя, например, маркер, стилус или интерактивный инструмент «Ластик». Так же
один дошкольник может стоять у доски, а другие участники предлагают возможные варианты его действий (в старшем дошкольном возрасте). Ну и наконец, один ребёнок самостоятельно выполняет задание у доски.
Однако необходимо учитывать и неоднозначные моменты при работе с компьютером. С осторожностью следует решать вопрос о презентациях и интерактивных играх, если у ребенка имеются невротические расстройства, судорожные реакции, нарушение зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья.
Слайд №16
В своей работе я использую игровые технологии В. В. Воскобовича
Автор игровых технологий Вячеслав Вадимович Воскобович изобрел большое количество разнообразных игр, с которыми дети с удовольстви-ем играют. Это «Геоконт» (изучение геометрических фигур, «Квадрат Воскобовича» (геометрия, развитие мышления, моторики, пространственная ориентация, творчество, «Ларчик» (мелкая моторика, творчество и фантазия, изучение букв, звуков, а также «Шнурок–затей-ник», «Складушки», «Цветовые часы», «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Чудо–головоломки», «Математические корзинки», «Кораблики Брызг–брызг и Плюх–плюх», «Цифроцирк», «Игровизор», «Логоформочки» и другие.
Слайд№17
Коррекционно–развивающие и образовательные задачи включены в содержание игры. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнений, заданий. Они включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям в непринуждённой обстановке проявлять речевую активность, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр (интерес–познание–творчество) становятся максимально действенными.
Применение игровой технологии В. В. Воскобовича адаптируется мною с учётом особенностей психического и речевого развития детей с РАС и их индивидуальных возможностей.
Работа с детьми проходила в несколько этапов:
На первом этапе я предлагала детям обследовать развивающее пространство «Коврографа» и начать игру с простого манипулирования предметами.
На втором этапе строила коррекционно–педагогический процесс, способствующий интеллектуально–творческому развитию детей в игре, усложняла приёмы подачи материала за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений, всесторонне развивая детей и осваивая большое количество коррекционно–развивающих и образовательных задач (знакомились с цветом, формой и величиной, цифрами и буквами, счетом и т. д.).
Слайд №18
Я придумывала небольшие сюжеты и определяла содержательную направленность коррекционной работы с позиций индивидуально–дифференцированного подхода к детям, с применением игровых ситуаций.
Учитывая особенности высшей психической деятельности рассматриваемой категории детей, всё вышеперечисленное приобретает наибольшую значимость. Многофункциональность, многообразие и возрастная адекватность развивающих игр В. В. Воскобовича позволяет использовать их для решения указанной проблемы – коррекции и формирования речевых и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с РАС.
Развивающие игры Воскобовича способствуют:
эффективному развитию психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления, речи). Постоянное и постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности; творческому развитию детей.
Слайд №18
Сам коврограф, мы в логопедической группе, используем как демонстрационную доску, на которой очень удобно располагать декорации, сказочных персонажей и любой другой дидактический материал. Детям интересно каждый раз знакомиться с новым сюжетом и решать проблемную ситуацию.
С данным пособием могут использоваться различные игровые ситуации для детей дошкольного возраста по образовательным областям ФГОС. Разделение игровых ситуаций на отдельные блоки условное, т. к. в каждой игровой ситуации прослеживается интеграция всех пяти образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
Организуя различные задания в игровой форме, можно совершенствовать речевое развитие детей. Для расширения словарного запаса, активизации речи детей посредством игры, формирование у детей умения подбирать определения к существительным и умения составлять предложения.
Слайд №19
Применяю такие игровые ситуации, как: «Подбери признак», «Третий лишний», «Назови одним словом».
Большую роль может оказать «Коврограф Ларчик» при обучении детей грамоте с учителем-логопедом. В этом помогают игровые ситуации: «Прочти слово по первым звукам», «Найди слова со звуком…», «Найди место звука» и т. д
Слайд №20
Социально-коммуникативное развитие, направлено на развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками, формирование социального и эмоционального интеллекта, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Для формирования элементарных математических представлений у детей используем «Разноцветные веревочки», набор карточек «Забавные цифры», «Разноцветные гномы». А так же весь многообразный дидактический материал, который входит в набор.
Слайд №21
В заключение, уважаемые коллеги, хочу сказать, что развивающие игры В. В. Воскобовича можно и нужно использовать в совместной групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности с воспитанниками, также помогать организовывать самостоятельную деятельность детей с играми. Использовать методические рекомендации автора, а также не бояться экспериментировать и вносить свои идеи.
Таким образом, использование информационных технологий дает возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-развивающий процесс в ДОУ и повысить его эффективность.