Людмила Мучкина
Организация индивидуальной работы учителя с учеником при обучении на дому.
▼ Скачать + Заказать документы
Важно, чтобы люди не чувствовали себя инвалидами.
Это люди, которым судьба послала сложные испытания.
Только сочувствия мало, надо развивать возможности.
Л. И. Швецова
Аннотация. В статье рассмотрены актуальные на сегодняшний день
вопросы организации индивидуальной работы учителя с учеником с
инвалидностью. Особое внимание уделяется вопросам обучения детей с ОВЗ и
инвалидностью на дому.
Ключевые слова: индивидуальная работа, дети-инвалиды, инклюзивное
образование, обучение на дому, поэтапный план.
Публикация «Организация индивидуальной работы учителя с учеником при обучении на дому,» размещена в разделах
Всем известно, что положительный рейтинг деятельности педагога дают
успешные дети. Но как быть, когда в классе оказываются слабые дети,
«сложные» дети, которые по состоянию здоровья не могут обучаться в обычном
классе? Именно для такой категории учащихся установлены федеральные
государственные образовательные стандарты, поддерживающие различные
формы образования.
Согласно статистике, за последние десятилетия потенциал здоровья детей
снизился. На январь 2017 года число детей-инвалидов составило 625 тысяч, а на
январь 2018 года – уже 651 тысячу. Об этом на итоговой коллегии Минздрава
заявила советник президента Александра Юрьевна Левицкая. Статистика
неутешительная.
У нас в стране для детей с инвалидностью создана и функционирует
система специального образования. В этих учреждениях образования созданы
особые условия для занятия с такими детьми. Но существует альтернатива для
такой системы, это совместное обучение ребят с ограничениями физического
развития и детей без инвалидности в обычных общеобразовательных школах.
Иначе говоря, инклюзивное образование. Но не каждый ребёнок может быть в
«инклюзиве». С каждым годом в общеобразовательных учреждениях
увеличивается число детей-инвалидов, детей, которые по медицинским
показаниям нуждаются в такой форме получения образования, как обучение на
дому.
В 2016 – 2017 учебном году в мой класс был зачислен ребёнок-инвалид.
Для него выбрана форма обучения на дому. На основании письменного
заявления родителей, медицинского заключения администрацией школы
подготовлены необходимые нормативные акты по данному вопросу. В сентябре
началось обучение ребёнка по специальной адаптированной программе,
разработанной согласно Федеральному закону Российской Федерации «Об
образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов
от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ). Данная программа учитывает
уровень развития мальчика. А у него отмечаются нарушения моторики,
сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления. Неутешительный диагноз,
сопутствующие болезни, физическое состояние моего ученика в первое время
вселяли пессимистические настроения. Понятно, он не сможет усвоить
стандарты ФГОС. Однако он сможет чему-то научиться. Вот это и являлось
девизом в моей работе, построенной из следующих составляющих: образование,
воспитание, развитие ребёнка-инвалида. Считаю самым сложным моментом в
моей работе – развитие ребёнка. Первые дни для меня были самыми трудными.
Учитель начальных классов, работающий с такой категорией детей,
должен знать не только методику преподавания предметов, дисциплин, но и азы
дефектологии, логопедии, ему необходимы определённые умения и приёмы,
специальные знания работы.
Следует сказать, что в одиночку учителю очень трудно, а часто и
невозможно добиться положительных результатов. Для успешного результата
необходимо работать сообща всем педагогам, необходимо объединиться
логопеду, психологу, учителю начальных классов и другим специалистам. Что
нами было сделано.
С чего начала свою работу? Для начала построила себе поэтапный план,
позволяющий перестроиться в «универсального» педагога, умеющего работать с
любым контингентом детей. Прошла курсы повышения квалификации, согласно
медицинским рекомендациям составила адаптированную рабочую программу,
подобрала необходимую методическую литературу, приобрела наглядные
пособия для работы с учеником.
Все рабочие проблемы и вопросы в одиночку решить невозможно.
Поэтому в работу активно включились родители ребёнка. С их стороны
постоянно шла положительная мотивация, на любую просьбу они отвечали
незамедлительно. Учебный процесс регламентируется учебным планом
следующего содержания: 3 часа математики, 4 часа русского языка и литературы,
1 час окружающего мира, ИЗО, физическая культура, музыка, технология – по
0,5 часа, коррекционное занятие – 2 часа (занятия проводят психолог и логопед,
согласно требованиям ФГОС в учебный план включены 2 часа внеурочных
занятий. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в
течение учебной недели. Начало занятий в 11.00 часов (в четверг, в 14.00 (в
пятницу, в 15.30 (в понедельник, в среду, в 14.30 (во вторник, завершаются
занятия в 15.30 (в четверг и в пятницу, в 17.35 в остальные дни.
Продолжительность урока составляет 35 минут.
Первый год обучения включал в себя привитие учащемуся навыков
учебной деятельности, специальную логопедическую работу по развитию
органов артикуляционного аппарата; работу по уточнению и развитию
слухового, зрительного восприятия ребёнка и специальную подготовку к
обучению письму. Вся проводимая работа направлена на развитие слуховых,
зрительных восприятий, тактильных ощущений, а также специальных
упражнений на развитие речи, мышления, внимания, памяти.
Понятно, что ребёнок с органическим поражением головного мозга весь
программный материал не усвоит, стандартные методы и приёмы преподавания
для него не подходят. К тому же, каждый раз собираясь к нему на занятия, не
знаешь, какое у него самочувствие, настроение, как он будет воспринимать
учителя. Очень часто приходится подготовленный урок отложить из-за
непредвиденных ситуаций. И на каждый такой случай у меня подготовлен
запасной вариант урока.
Предлагаемый материал ребёнок усваивает частично после долгих и
кропотливых занятий. Поэтому занятия стараюсь проводить в игровой форме,
чтобы ребёнку было интересно, увлекательно и весело. Огромную помощь
оказывают компьютерные технологии. Презентации, просмотр роликов,
видеоигра, прослушивание аудиозаписей вызывают у моего ученика
положительную мотивацию, желание заниматься, выполнять упражнения,
отвечать на вопросы.
Каковы результаты моего труда? На сегодняшний день мой ученик умеет
пользоваться школьными принадлежностями. Ручку, карандаши, кисточку
держит правильно. Ведущая рука – правая. Пишет с помощью учителя, может
обвести образцы письма элементов букв, раскрашивает рисунки. Испытывает
затруднения при счёте предметов, решении простых арифметических задач,
примеров на развитие логического мышления. С огромным интересом и
желанием работает на уроках изобразительной деятельности и трудового
обучения. Старается выполнить работу по образцу, испытывает положительные
эмоции при работе с красками. Любит занятия с использованием
информационно-коммуникативных технологий (планшет, компьютер). Знает
своё рабочее место, старается выполнять правила поведения во время урока,
реагирует на замечания, слушает учителя, выполняет указания, но в случае
усталости может отказаться от продолжения занятий.
Чтобы видеть результаты своего труда, я веду мониторинг и отслеживаю
динамику развития ребёнка. Самый маленький прогресс в его развитии, самый
маленький успех в нашей совместной работе меня радуют. Значит, все мои труды
не напрасны.