Александра Косенкова
Инновационные методы в деятельности логопеда ДОУ по подготовке к школе детей с ОНР
В современном мире в работе с детьми с речевыми нарушениями сейчас недостаточно использовать традиционные технологии в коррекционной работе. Все чаще возникает необходимость поиска новых подходов, технологий и приемов для устранения недостатков речи, способствующих росту мотивации у дошкольников, обеспечивающих эффективность и качество коррекционной работы.
Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с традиционными видами работ рекомендуется использовать современные технологии, нетрадиционные методы и приемы.
Публикация «Инновационные методы в деятельности логопеда ДОУ по подготовке к школе детей с ОНР» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии.
Важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе «инновация ради инновации», а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.
Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся необходимым средством коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекционно - развивающей работы и помогают достигнуть максимально успешных результатов в преодолении речевой патологии у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Для детей с общим недоразвитием речи характерны: словарный запас значительно ниже возрастной нормы, аграмматизмы, дефектное произношение или отсутствие звуков. Наблюдается недостаточность двигательной активности, плохая координация мелкой моторики пальцев рук. У детей с ОНР отмечаются нарушения внимания, несовершенство логического мышления. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методов, эффективность которых очевидна.
Логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.
Подробно изучив новинки методической литературы, я решила использовать инновационные методы в своей работе.
Я сделала акцент на трех составляющих технологиях: арт-терапевтические, здоровьесберегающие, информационные технологии.
Раскрою немного каждую технологию.
Арт-терапевтические:
Музыкотерапию я применяю для развития у детей слухового внимания, чувства темпа, ритма, мыслительных способностей и фантазии, коммуникативных навыков. Музыкотерапия - метод, использующий музыку как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях. Музыкотерапия – эффективное средство здоровьесбережения и коррекции речевых нарушений дошкольников. Дети с речевыми нарушениями часто не контролируют своё дыхание, расходуя его в процессе высказывания нерационально, имеют быстрый темп речи, говорят на вдохе. У них слабо развито музыкально-ритмическое чувство, слуховое восприятие, интонационная, ритмическая, мелодическая сторона речи, двигательная и эмоционально-волевая сфера. Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, является мощным стимулом коммуникации и интеграции.
Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие, способствует улучшению памяти, улучшает мыслительную деятельность. Основная их польза заключается в том, что развивается мозолистое тело головного мозга ребенка, повышается стрессоустойчивость, снижается утомляемость, а также улучшается работа психических процессов.
Польза, которую приносят эти упражнения детям в моей группе, колоссальная. Они не только становятся сообразительными, активными, энергичными и контролирующими себя, а также улучшается речь и координация пальцев. Такие задания не только развивают нервные связи, но и веселят детей, доставляя им удовольствие.
Сказкотерапия – это создание коммуникативной направленности каждого слова и высказываний ребенка через проживание сказки.
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).
В итоге применения сказкотерапии на нашей группе, дети приобретают немало новых, не свойственных именно своему характеру черт, такие как творчество, активность, эмоциональность, самостоятельность.
Мнемотехника – это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает в развитии:
• связанной речи;
• ассоциативного мышления;
• зрительной и слуховой памяти;
• зрительного и слухового внимания;
• воображения;
• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.
По результатам логопедического обследования у детей была отмечена положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорением сроков автоматизации звуков. Заметно повысился объём зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность.
Приёмы мнемотехники позволяют повысить интерес детей к логопедическим занятиям, а соответственно повышается их эффективность.
Крупотерапия
Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Действовать можно разными пальчиками, пальчиками обеих рук, с использованием ложечек разной величины, пинцетов, с открытыми и закрытыми глазами. Широко известны такие приемы:
• Рисование на цветном подносе. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала порисуйте сами. Главное – заинтересовать, увлечь ребенка. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. При рисовании и письме на подносе или в коробочке с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно: хаотичные линии, домики, круги, заборы, облака, спирали, лица. После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной. Одним детям легче обвести трафарет и на его основе создавать свой шедевр, а другим интереснее опираться на готовый рисунок и изменять его по своему усмотрению. Можно рисовать буквы и цифры.
• Сортировка круп, раскладывание в ячейки конфетных коробок, в различные баночки, мисочки, заполнение пластиковых бутылок горохом, фасолью, бобами.
• Выкладывание геометрических фигур по опорным точкам, выкладывание, цифр, букв.
• Угадывание на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые;
Помимо рисования на подносах, крупа и бобовые будут полезны в массаже ладоней с помощью горошины (катайте горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны; придавливайте горошину к столу и вращайте ее каждым пальчиком);
Здоровьесберегающие:
1. Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения во время занятий провожу мышечную релаксацию.
Релаксация - комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата.
2. Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция.
У детей с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой используемые мною на занятиях способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.
Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психоэмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.
Учитывая факт, что ряд речевых нарушений имеет в своей симптоматике синдром нарушения физиологического и речевого дыхания, работа по преодолению нарушений речи носит комплексный характер и включает в себя «постановку» правильного физиологического и речевого дыхания. Для этого я использую статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз.
Артикуляционная гимнастика - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Главная задача - выработать точность, силу, темп, переключаемость движений.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Я предусматриваю те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы. Упражнения подбираю целенаправленно: учитываю не их количество, а правильную артикуляцию звука с учётом конкретного его нарушения у ребёнка.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.
С этой целью использую на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.
Игры и упражнения с пальчиками разнообразны:
- пальчиковые игры с мелкими предметами;
- пальчиковые игры со скороговорками;
- пальчиковые игры со стихами;
- пальчиковая гимнастика;
- самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»;
- пальчиковый алфавит;
- пальчиковый театр;
При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаю физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников.
Физкультурная минутка как форма активного отдыха используется мною во время малоподвижных занятий. Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях, обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии.
Игровая гимнастика (логоритмика) – используется мной для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими.
Логопедическая ритмика является составной частью комплексного метода преодоления речевых нарушений у дошкольников. Специализированная методика логоритмики является средством перевоспитания речи через тренировку и развитие необходимых качеств общей и речевой моторики. Весь курс логоритмических занятий, благодаря большому количеству двигательных заданий, способствует выработке более тонких динамических характеристик общей и речевой моторики.
Упражнения над дыханием, голосом и артикуляцией провожу в комплексе, поскольку эти три компонента речевой деятельности тесно связаны между собой. Логоритмические занятия вызывают у детей естественные положительные эмоциональные реакции, которые находят своё отражение в мимике.
Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс, требующий собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти.
Логоритмические занятия создают благоприятные условия для тренировки процессов возбуждения или торможения.
Информационные технологии.
Особенно я хочу отметить роль и значение информационно-коммуникационных технологий. Применение инновационных средств обучения, в том числе и мультимедийных интерактивных проектов становится одним из перспективных направлений коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими различные нарушения речи.
Включение ИКТ в образовательный процесс позволяет мне организовать различные формы учебно-познавательной деятельности, разнообразить процесс обучения. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. Дети с большим интересом посещают мои занятия. В работе я использую разнообразные наглядные пособия, таблицы, схемы, иллюстрации. В этом компьютер оказывает неоценимую помощь. Чаще всего я использую компьютер на занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка. Очень эффективно использование презентаций. Это удобный и эффективный способ, сочетающий в себе динамику, звук и изображение, что позволяет удерживать внимание детей и воздействует одновременно на слух и зрение. Презентация состоит из слайдов, в которых изложены иллюстративные варианты изучаемой темы, что даёт детям возможность во время моего рассказа концентрировать внимание на новом материале. Усиливается учебная мотивация, что неизменно приводит к повышению уровня усвоения грамматических категорий.
Презентации использую на различных этапах образовательной деятельности: во время организационного момента, в процессе объяснения нового материала, при обобщении и закреплении. Эмоциональному настрою организационного момента уделяю особое внимание. Учитывая низкую переключаемость внимания детей с ОНР, во время организационного момента важно настроить их на изучаемый материал. Использование музыки, подобранного иллюстративного материала, эмоциональная речь учителя-логопеда настраивают воспитанников на усвоение нового, сокращают время на организацию начала занятия. Например, знакомя детей с темой «Дикие животные» использую загадки, картинки. Дети с интересом включаются в игру. Слайд позволяет воспитанникам проверить себя и определить изучаемую тему, подготовиться к восприятию нового материала. Широко применяю компьютерные презентации и при изучении нового материала.
В презентации могут включаться различные задания, дидактические игры, тесты, что позволяет актуализировать, закрепить и обобщить знания детей.
В логопедической группе детского сада проекты планируются по тематике, связанной с прохождением лексических тем, рекомендованных программой по коррекции речи для детей с ОНР.
Соблюдаю гигиенические нормы и рекомендации работы за компьютером.
Максимальная одноразовая длительность работы на компьютере не должна быть более указанной ниже:
для детей 6 лет - 15минут в день;
для детей 5 лет - 10 минут в день;
Рекомендуемое время дня для занятий на компьютере:
первая половина дня - оптимальна;
вторая половина дня - допустима. Занятие с использованием компьютера во второй половине дня следует проводить в период второго подъема суточной работоспособности, в интервале от 15 ч 30 мин до 16 ч 30 мин, после дневного сна и полдника.
Рекомендуемая максимальная кратность работы на компьютере в течение недели для детей 5 и 6 лет- 1-2 раза.
Рекомендуемые дни недели для занятий на компьютере: вторник, среда. В пятницу заниматься на компьютере нежелательно. Объясняется это тем, что работоспособность ребенка уже к четвергу снижается, а в пятницу происходит ее резкое снижение в силу накопившейся недельной усталости.
В заключении хотелось бы отметить, что целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию речевого развития детей, с использованием мультимедийных технологий позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является недостаточно продуктивным. Кроме того их внедрение в специальное обучение позволяет индивидуализировать коррекционный процесс, учитывать образовательные потребности каждого ребенка, что, в конечном счёте, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса в целом.
Реализацию инновационных технологий на логопедических занятиях я строю на базе основных дидактических принципов:
1. Системный подход к коррекции речевых нарушений (исправление всех структурных компонентов языка).
2. Принцип последовательности обучения (от простого варианта — к сложному).
3. Принцип индивидуального подхода в обучении (учёт индивидуальных образовательных потребностей и возможностей детей).
Литература:
1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии. Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
2. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
3. Белякова Л. И. Использование новых технологий в логопедии // Школьный логопед. 2007. № 3.
4. Кукушкина О. И. и др. Информационные технологии в обучении произношению. М., 2004.
5. Онишина В. В. Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения дошкольников. - М. ,2006.
6. Инновации в логопедическую практику. Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. Сост. О. Е. Громова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2008.
7. Чубарова С., Козловская Г., Еремеева В. Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей. Развитие личности,2003
8. Галактионова Г. М., Кондрашкова Г. В. Использование технических средств на логопедических занятиях с учащимися с ОНР // логопед, 2010, №6, с. 114 – 118.
9. Левина Е. В. Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях // Логопед, 2011, №3, с. 68 -73.
10. Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. N2. С. 21 – 28.
11. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2001 г.
12. Евдакимова Е. С. Проектирование как здоровьесберегающая технология в ДОУ// Управление ДОУ. 2004. N1.
13. М. Ю. Картушина. Логоритмические занятия в дет. саду. М. :Сфера, 2003 г.
14. Леонова С. В. «Веселая разминка. Комплекс дыхательных физических упражнений под чтение стихотворных текстов». Логопед. 2004. N6. с. 83.