Боцулко Оксана
Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3)
▼ Скачать + Заказать документы
Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности в освоении детьми правил культуры общения и поведения :
1-й шаг. Привлечение внимание детей к проблеме, к соответствующему правилу и способу культуры поведения.
Задача педагога: вызвать у детей интерес к поведенческой проблеме, желание разрешить возникшую ситуацию.
Действия педагога: введение в ситуацию, рассказ воспитателя или игрового персонажа, показ инсценировки, видеосюжета, картинки.
Публикация «Правила культуры деятельности, Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3)» размещена в разделах
2-й шаг. Обсуждение с детьми проблемы (события, ситуации).
Задача педагога: вызвать у детей желание высказаться, обратиться к своему личному опыту в аналогичной ситуации.
Действия педагога: постановка проблемных вопросов, обращение к чувствам и переживаниям детей, привлечение примеров из личного опыта (детей в группе, самого педагога, детей из другого детского сада, нацеливание на различные варианты решения проблемы (как поступить).
3-й шаг. Формулирование правила поведения в подобных ситуациях и обстоятельствах.
Задача педагога: побуждать детей самостоятельно сформулировать правило и перечислить соответствующие способы поведения.
Действия педагога: поддержать самостоятельность детей, поощрять активность в высказываниях, предлагать для обсуждения разные варианты, дать окончательную формулировку правила.
4-й шаг. Наглядная фиксация правила и способов его выполнения.
Задача педагога: пробудить фантазию детей, активность в поиске формы наглядной фиксации правила и способов его выполнения.
Действия педагога: поощрять инициативу и активность детей, предлагать разный материал для осуществления замысла и предложений детей (краски, фломастеры, трафареты, картинки, символические изображения).
5-й шаг. Практическое разыгрывание ситуаций общения или поведения, связанных с выполнением правила.
Задача педагога: упражнять детей в практическом выполнении правил для разрешения ситуации.
Действия педагога: создать проблемно-игровую обстановку, вовлечь детей в ситуацию общения, оказать при необходимости поддержку в выборе способа разрешения проблемной ситуации, включить их в обсуждение.
6-й шаг. Эмоциональное завершение ситуации.
Задача педагога: закрепить положительное эмоциональное впечатление детей, нацелить на самостоятельное выполнение правила в общении и поведении.
Действия педагога: выразить свое удовлетворение действиями детей и закончить эмоциональным моментом – песней (например, «От улыбки станет всем светлей») или общей игрой.
IV этап: Взаимодействие с родителями по формированию культуры поведения у детей.
Большое место в организации взаимодействия занимает общение педагогов с родителями. Родителей нужно постоянно держать в курсе событий, создавая возможности для ознакомления с работой детского сада на открытых занятиях, при посещении различных общих мероприятий; помещать информацию в «Уголке для родителей»; организовывать специальные экспозиции и выставки детских работ.
Положительные результаты в формировании культуры поведения у детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества воспитателей и родителей. При этом целесообразно использовать как традиционные, так и новые формы работы.
Родительские собрания проводятся групповые и общие. На собраниях можно информировать родителей о достижениях и проблемах детей, связанных с усвоением ими норм и правил культуры поведения.
Беседы. Чаще всего предметом бесед могут стать детские страхи, отношение к ребенку сверстников, настроения и вкусы детей, их интересы и потребности. Мы можем порекомендовать такие темы для бесед:
•«Для чего нужна дружба?»
•«Как избежать ссор?»
•«Чего боится ребенок?»
Индивидуальные и групповые консультации. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы. Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов.
Совместная деятельность. Можно организовать разнообразные виды совместной деятельности детей, родителей и педагогов. Опыт организации такой работы с родителями показывает эффективность и результативность в формировании культуры поведения.
Тематика:
•постановка общих спектаклей;
•изготовление коллективных панно по определенным темам и т. д.
Тренинги. Новая и эффективная форма работы с родителями. Предложение родителям вместе обсудить какую-либо ситуацию.
Тематика:
•«Ваш ребенок иногда не убирает за собой игрушки».
•«Игрушки в жизни ребенка».
•«Экспонирование семейных фотографий».
В процессе работы с родителями педагог достигает единства в решении воспитательных задач, в использовании средств, методов влияния на детей и оказание большой помощи в формировании культуры поведения у дошкольников. Показателями эффективности проведенной работы будет повышение активности родителей в обсуждении вопросов воспитания в беседах, многочисленные их вопросы к педагогу, обсуждение примеров из собственного опыта, потребность в индивидуальных консультациях, а в итоге – положительные результаты в формировании культуры поведения и морального облика ребенка.
Руководство поведением детей должно сочетать в себе контроль с представлением разумной самостоятельности. Только тогда возникают привычки нравственного поведения. Одно дело, когда ребёнок ведёт себя как надо, потому что находится под вниманием воспитателя и совсем другое, когда он так же ведёт себя в его отсутствие. Только в этом случае можно считать, что правила поведения, стали для ребёнка нормой. Постепенно у детей формируется привычка следовать требованиям культуры и в личном поведении и во взаимоотношениях с другими людьми. В итоге старшие дошкольники приобретают необходимую социальную компетентность, которая свидетельствует о готовности применить освоенные культурные умения и социально-ценностные представления в новых условиях школьного обучения.