Ксения Румянцева
Тренинг для педагогов «Сплоченный коллектив как залог эффективного рабочего процесса»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Сплочение педагогического коллектива и создание позитивного настроения для эффективного рабочего процесса.
Ход тренинга
Педагог-психолог:
Сл 2 - Межличностные отношения на работе оказывают многогранное влияние на эмоциональное состояние человека. От благополучия эмоционально-психологического климата в коллективе зависит, будет ли человек комфортно чувствовать себя на рабочем месте, насколько продуктивной и качественной будет его работа.
Поэтому Сегодня я бы хотела поговорить с Вами о психологическом климате коллектива, а также о важности сплочённости коллектива.
Психологический климат – это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.
В одном климате растение может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате коллектива: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других — коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал.
Сл 3 - Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе, сплоченности коллектива - это важнейшее дело каждого члена коллектива.
Каждый человек индивидуален, поэтому одно дело, когда люди встречаются на не продолжительный период времени, но совсем другое, когда они работают в одном коллективе.
В последнем случае необходима толерантность, поиск компромиссов, умение создать доброжелательную рабочую атмосферу.
Каждому человеку важна комфортная психологическая обстановка на рабочем месте, а руководителю - эффективность работы подчиненных.
Чтобы удовлетворить эти потребности, необходимо создать в коллективе позитивный психологический настрой.
Тренинг нам в этом поможет, согласны?
Тогда начнем.
Правила группы
Ресурсы:
Проявлять активность.
Слушать друг друга, не перебивая.
Говорить только от своего лица.
Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице
Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях
Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать — дождаться обсуждения
В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.
Сл 4 - Упражнение «Друг к дружке»
Цель: Раскрепощение участников тренинга.
- Коллеги, поднимите, пожалуйста, руки те, кого когда-нибудь, кто-нибудь обнимал?
Какие чувства вы при этом испытывали?
А знаете ли вы о волшебных свойствах объятий?
Объятия — это не только приятно, но и полезно. Объятия способствуют выработке окситоцина и эндорфинов — гормонов, которые благоприятно воздействуют на организм и психику человека.
Окситоцин повышает уровень доверия, усиливает эмпатию.
Также это вещество:
• Снижает уровень тревоги — окситоцин уменьшает концентрацию некоторых «гормонов стресса» в организме, в том числе кортизола, и угнетает мозговые центры, ответственные за появление страха.
• Ускоряет лечение депрессии благодаря снижению уровня кортизола и формированию у человека чувства нужности, любви и принятия.
• Укрепляет иммунитет, уменьшает воспалительные процессы.
• Ускоряет регенерацию, что способствует заживлению физических ран.
• Снижает аппетит — когда мы чувствуем недостаток ярких впечатлений, любви, беспокойство и тревогу, мы пытаемся заглушить боль вкусной пищей, переедаем, а объятия близкого человека дают позитивные эмоции и чувство защищённости, поэтому потребность перекусить пропадает.
• Предположительно, замедляет старение мышц.
Эндорфины уменьшают боль и стресс. Это гормоны:
• сглаживают болевые ощущения;
• улучшают настроение;
• ускоряют процессы регенерации;
• снижают уровень стресса.
Поэтому сейчас я предлагаю вам поиграть в игру и повысить уровень важных гормонов в организме – немного пообниматься.
Задание
- Найдите себе пару. Я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А когда я скажу: «Друг к дружке!», вы должны обнять друг друга и поменяться партнерами.
1. Правая рука к правой руке!
Спина к спине!
Друг к дружке.
2. Носок к носку!
Локоток к локотку!
Друг к дружке.
3. Бок к боку!
Кулак к кулаку!
Друг к дружке!
4. Мизинец к мизинцу!
Пятка к пятке!
Друг к дружке.
5. Затылок к затылку!
Колено к колену!
Друг к дружке.
Сл 5 - Упражнение «Ладони и колени»
Педагог-психолог: Один из главных критериев благополучного психологического климата в коллективе – умение работать в команде. И сейчас мы с вами потренируемся это делать.
Положите ладони на соседей: правую – на правое колено соседа слева, левую – на левое колено соседа справа. Передайте хлопок от колена к колену. Следите за тем, чья рука лежит на следующем колене по кругу, и не перепутайте очередность своего хлопка. (Когда устроится ритм хлопков, предлагает усложнить упражнение в обратную сторону, чтобы игроки следили и за тем, чья рука хлопает по колену, и за направлением движения хлопков.)
Сл 6 – Упражнение «Узнай рисунок»
Цель: Способствовать созданию благоприятной атмосферы.
Долго ли вы работаете вместе и хорошо ли знаете друг друга? Вот сейчас это и проверим! Нарисуйте, пожалуйста, за 3 минуты свой портрет. Рисунки подписывать не надо.
(После завершения работы психолог собирает рисунки в общую пачку. Затем он достает каждый рисунок из пачки, прикрепляет к доске. Участники угадывают автора рисунка).
Сл 7 - Упражнение «Дружный коллектив»
Цель: Раскрытие понятия «Коллектив».
- Упражнение, которое мы сейчас с вами проведем, вроде бы простое, но это не совсем так. Вы в этом убедитесь, когда увидите, какими интересными и неожиданными могут быть ответы на многие вопросы.
Возьмите ручки и бумагу.
Ваша задача — услышать мой вопрос и записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.
Если коллектив— это постройка, то она…
Если коллектив — это цвет, то он…
Если коллектив — это музыка, то она…
Если коллектив — это геометрическая фигура, то она…
Если коллектив — это название фильма, то это…
Если коллектив — это настроение, то оно…
Обсуждение: опрос участников по тем ассоциациям, что вы назвали…
Какие ответы были для вас самыми интересными?
Какие ответы удивили вас?
Сл 8 - Упражнение «Тонкая бумага»
Каждому участнику тренинга раздаются тонкие листы бумаги. Участникам предлагается взять лист в руки и выполнять команды: сложить лист пополам, затем еще раз пополам, оторвать левый угол, затем правый, разверните свой лист.
- Первоначально у всех листы были совершенно одинаковыми, и каждый из них выполнял одни и те же команды ведущего, тем не менее, узор у всех получился разный. Спросите, почему так получилось? Похожи ли наши произведения?
Рефлексия: каждый человек уникален и этим он представляет ценность для других.
Однако в процессе коммуникации, между людьми могут быть самые разные вопросы организационного или личного характера. Казалось бы, однозначная информация воспринимается по разному, что ведет к непониманию друг друга, появлению в связи с этим напряжения, а значит, возникает опасность конфликта. При этом каждая из сторон рассматривает ситуацию исключительно субъективно и испытывает сильные психологические переживания.
Психологические переживания- это эмоциональное состояние сотрудников, которое влияет на микроклимат в группе.
- Что еще может быть причиной психологических переживаний на работе? (Обсуждение)
Всё, что затрагивает эмоциональный климат конкретного человека — его внутреннее состояние, переживания и ощущения — отражается на атмосфере в коллективе.
Например, абьюз со стороны коллег, требовательность руководства, непонимание рабочих задач могут привести к тревожности и эмоциональной нестабильности.
(психологическое давление, это разного рода манипуляции, оскорбления, унижения, обесценивание чувств и эмоций жертвы, попытки вызвать у неё чувство вины)
Сл 9 - Упражнение «Подчинение инструкциям»
Цель: вызвать эмоциональную реакцию и взбодрить группу.
- Для коллектива также важно, что бы каждый член коллектива грамотно выполнял сою работу и четко следовал инструкциям.
Умеете ли вы четко следовать инструкции? Сейчас проверим. Тест.
Для того чтобы пройти этот тест, у вас есть три минуты. Выполняйте задание с максимальной скоростью.
Тест
1. До того, как что-нибудь сделать, внимательно все прочитайте.
2. Напишите ваше имя в правом верхнем углу листа.
3. Обведите ваше имя.
4. В левом верхнем углу нарисуйте пять маленьких квадратов.
5. В каждом квадрате поставьте крестик.
6. Напишите свою фамилию в верхней части листа.
7. Под вашим именем в правом верхнем углу напишите номер своего телефона. Если у вас его нет, напишите номер 100.
8. Шепотом назовите номер, который вы написали.
9. Обведите этот номер.
10. Поставьте крестик в левом нижнем углу листа.
11. Обведите этот знак треугольником.
12. Своим обычным голосом сосчитайте вслух в обратном порядке от 10 до 1.
13. Заключите в прямоугольник слово «угол» в предложении № 4.
14. В верхней части листа проделайте острием карандаша или ручки три маленькие дырочки.
15. Громко крикните: «Я почти закончил (закончила!»
- Готовы?
Теперь, когда вы все внимательно прочитали, выполните только задания 1 и 2».
Обсуждение итогов теста.
(Некоторые коллеги испытывают усталость и стресс от напряженной работы. Почему? Гиперответственность или невнимание?
Важно, четко выражать инструкции, а также четко действовать согласно инструкциям. Не выполнять лишнего и не брать на себя ответственность за других)
Сл 10 - Упражнение «Сплетни»
Цель: продемонстрировать педагогам тренинга, каким образом рождаются слухи, мифы и сплетни, подчеркнуть важность передаваемой информации и значимость каждого члена коллектива в процессе передачи.
В современном мире без информации не обойтись, важно не просто ею обладать, а грамотно управлять.
В большом коллективе очень часто возникают конфликтные ситуации из-за неправильно переданной или понятой информации.
Сейчас мы разделимся на 2 команды – участники и зрители. Участники будут заходить по одному в аудиторию и прослушивать рассказ, а затем пересказывать следующему участнику все то, что он запомнил. Зрители не должны подсказывать участникам.
Задача зрителей будет заключаться в том, чтобы следить за тем, как искажается информация при передаче от одного человека к другому.
«Письмо»
Чукча, переехавший в город, пишет письмо на родину: «Здравствуй, брат! Я пишу медленно, т. к. помню, что ты не можешь читать быстро. У меня все хорошо. В доме, где я поселился, есть стиральная машина, только странная, однако. Я загрузил в нее одежду, дернул за цепочку. и началось бурление. И вдруг все исчезло.
На этой неделе погода стоит хорошая – дождь шел всего два раза: сначала три дня, потом четыре дня. У жены скоро родится ребенок, но мы еще пока не знаем - мальчик или девочка, так, что пока непонятно - станешь ты дядей или тетей. До свидания, твой старший брат.
Р. S. Я хотел прислать тебе в письме немного денег, но уже запечатал конверт».
- Какие чувства возникали при проведении упражнения?
- На каком моменте произошел сбой информации?
- Что изменилось после этого?
- Как внимательно лично вы отнеслись к передаче информации?
- Какой вывод можем сделать?
Сл 11– Упражнение «Выполни действие»
- Еще один из важных критериев благоприятного психологического климата в коллективе – это то, насколько мы с вами хорошо знаем друг друга, как личность и как педагога.
Сейчас мы узнаем, насколько хорошо каждый из вас знает своих коллег и возможно узнаем то, что не знали о них до сегодняшнего дня. Я буду говорить какие- то задания и слова. Если эти слова о вас, то выполняйте задание, если нет, то выполнять задание не нужно.
1. Поменяйтесь местами все те, кто любит свою работу.
2. Все те, кто работает педагогом уже больше 20 лет - потопайте ногами.
3. Все те, кто мечтал быть педагогом с детства - похлопайте в ладоши.
5. Все те, у кого есть дети – покружитесь вокруг себя вправо.
6. Все те, у кого есть внуки – тоже покружитесь вокруг себя влево.
6. Все те, кто берет работу на дом – встаньте.
7. Все те, кто любит командовать – скрестите руки.
8. Все те, кто работает всю жизнь в одном учреждении - покажите «класс».
9. Все те, кто умеет играть на любом музыкальном инструменте – встаньте на правую ножку.
10. Все те, кто любит мечтать - выйдите в круг
11. Все те, у кого сейчас хорошее настроение – крикните «Ура!».
Сл 12 - Игра «Волшебный мешочек»
- Теперь посмотрим, насколько мы хорошо узнали друг друга. Поиграем в игру «Волшебный мешочек».
Инструкция: У меня в руках волшебный мешочек. В нем – простые, знакомые всем предметы. Но сегодня они помогут нам узнать что-то новое друг о коллеге.
Для этого вам надо опустить руку в мешочек и не спеша почувствовать «свой» предмет. Затем достаньте предмет и продолжите фразу «Никто не знает, что я, как и (название предмета)».
Чтобы облегчить участникам задачу, педагог-психолог начинает игру сам. Хорошо, если у него получится добавить в это упражнение немного юмора. Пример: «Никто не знает, что у меня, как у этой конфеты, очень необычная начинка» или «Никто не знает, что я, как это перышко, легкая и беззаботная» и т. д.
Сл 13 - Упражнение «Сплочение»
Цель: сплочение коллектива.
Перед вами фигурки разной формы. Выберите любую из них, какая вам нравится. Теперь нарисуйте на ней что-то, что вам было бы по душе, доставило удовольствие. Это может быть какой-нибудь узор, цветок, солнышко и т. д. А теперь из всех фигурок вам необходимо сложить одну общую фигуру, которая бы нас всех объединяла как коллектив.
Прикрепляют на магнитную доску.
Сл 14- А теперь посмотрим, что же у нас получилось. Эта общая фигура — это выражение души нашего коллектива, в котором есть частичка каждого из нас и все мы вместе. Каждый имеет свой смысл и место в этой красочной гармоничной композиции. Посмотрите, сколько здесь разных элементов. Найдите свою фигурку. Обратите внимание, как каждая фигурка находится близко друг к другу. Если убрать хотя бы одну из них – вся композиция нарушится. Каждый из нас – частичка коллектива и каждому из нас в нем есть достойное место.
Сл 15- Притча
В завершении нашего тренинга мне хотелось бы рассказать вам притчу про Ад и Рай.
Однажды добрый человек беседовал с Богом и спросил его:
Господи, я бы хотел узнать, что такое Рай и что такое Ад.
Господь подвел его к двум дверям, открыл одну и провел доброго человека внутрь. Там был громадный круглый стол, на середине которого стояла огромная чаша, наполненная пищей, которая пахла очень вкусно.
Добрый человек почувствовал, что у него слюнки потекли. Люди, сидящие вокруг стола, выглядели голодными и больными. Все они выглядели умирающими от голода. У всех их были ложки с длинными - длинными ручками, прикрепленными к их рукам. Они могли достать чашу, наполненную едой, и набрать пищу, но так как ручки у ложек были слишком длинные, они не могли поднести ложки ко ртам. Добрый человек был потрясен видом их несчастья.
Господь сказал: "Только что ты видел Ад. "
Господь и добрый человек затем направились ко второй двери. Господь отворил ее. Сцена, которую увидел добрый человек, была идентичной предыдущей. Тут был такой же огромный круглый стол, та же гигантская чаща, которая заставляла его рот наполняться слюной. Люди, сидящие вокруг стола, держали те же ложки с очень длинными ручками. Только на этот раз они выглядели сытыми, счастливыми и погруженными в приятные разговоры друг с другом.
Добрый человек сказал Господу: "Я не понимаю. "
"Это просто", - ответил ему Господь, - "Эти научились кормить друг друга. Другие же думают только о себе. "
Ад и рай устроены одинаково. Разница - внутри нас.
Сл 16 - Упражнение «Сердце коллектива»
- У каждого коллектива есть свое сердце. Я приготовила вот такое сердце нашего коллектива (сердце, вырезанное из ватмана на магнитной доске). Ваша задача – взять заготовленное уже из бумаги сердечко, написать на нем добрые слова или пожелания коллективу или отдельному человеку и прикрепить его.
Итог
Психологический климат — это существенная составляющая рабочего процесса, от которой зависит настроение коллектива, общий дух и атмосфера. Если человек идет на работу с удовольствием, то и отдача от него будет больше. И наоборот, если на рабочем месте склоки, конфликты, то все силы работников мобилизуются не на творчество и поиск лучшего решения поставленных задач, а на сохранение эмоционального спокойствия.
Надеюсь, что сегодня это тренинг был вам полезен и хоть немного поспособствовал сплочению нашего коллектива. Всем спасибо за участие в нашем тренинге!