Елена Колесникова
Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач детского поведения и эмоций, так как по своему характеру является художественной деятельностью.
Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Каждый вид изобразительной деятельности, имеет свое специфическое воздействие на ребенка.
Публикация «Развитие эмоциональной сферы ребёнка дошкольного возраста через инновационные техники изобразительной деятельности» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Рисование имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Оно способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей.
Маленькие дошкольники часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.
Для успешного развития детей в данном направлении рекомендуется придерживаться следующих условий:
- обновить и обогатить окружающую среду детей самыми разнообразными новыми для них предметами и стимулами с целью развития их чувства прекрасного, создать условия для проявления творческой активности и развития изобразительных действий;
- широко использовать в работе нетрадиционные материалы и техники (рисование на смятой, мокрой, различных видах бумаги, рисование пальцами, ватой, колосками, пластилином, изонитями и др.);
Таким образом, надо сказать, что развития у детей дошкольного возраста можно достигнуть чувства прекрасного, эмоционально – положительных чувств, равновесие в поведение и выплеск негативных эмоций через произведения изобразительного искусства.
Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех.
А вот пластилинотерапия помогает детям снять напряжение и усталость
Цель пластилинотерапии: научиться новому способу снятия напряжения, стресса, усталости; «выплеснуть» негативную энергию безопасным способом и преобразовать ее в позитивную; гармонизировать эмоциональное состояние; глубже понять себя; почувствовать прилив сил.
Но пластилинотерапия – это еще и способ развить моторику руки, подготовить ребенка в речевом плане, так как сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных стратегических задач развития страны. Или же, другими словами, «пластилинотерапия» — это сохранение здоровья с помощью пластилина. Можно через что угодно познавать мир. Здесь мир познается через пластилин.
Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Фактически руки в данный период жизни являются для малыша дополнительным речевым органом. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае если
развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие, хотя общая физическая активность при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Поэтому рисование пластилином благотворно скажется и на развивающемся вербальном аппарате ребёнка.
Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются :
· формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке
· освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин;
· обучение умению ориентироваться на листе бумаги;
· развитие мелкой моторики;
· ознакомление с окружающим миром;
· развитие эмоций и фантазии.
В таких занятиях я ставлю более широкие цели: обогащение сенсорного опыта детей, развитие эстетического восприятия, представлений, воображения, образного мышления. Развиваю у ребёнка наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое изображение.
Занятия пластилинотерапией способствуют развитию
. речи, внимания, памяти, мышления, творческих способностей;
· восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации;
· умения планировать свою работу и доводить ее до конца;
Занятия дают ребенку возможность:
· Реализовывать познавательную активность.
· Обогащать словарь. В процессе работы с пластилином и выполнения практических действий с пластилином с детьми ведется непрерывный разговор.
Такая организация деятельности стимулирует речевую активность
детей, речевое подражание, формирование и активизацию словаря, понимание речи окружающих.
Развивать сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. Нетрадиционная техника рисования пластилином воспитывает тактильные и термические свойства кончиков и подушечек пальцев. Поверхность кожи на пальцах соответствуют определенным участкам коры головного мозга, в которых разделяются и дифференцируются раздражения, приходящие из близко расположенных друг от друга рецепторов кожи. Любая чувствительность путем специальной тренировки может быть повышена; причем в этом процессе основная роль принадлежит не рецепторам, а мозгу.
.
Но главное значение занятий по пластилинотерапии состоит в том, что она способствует развитию тонких движений пальцев и всей руки в целом.
· Дети развивают умелость рук, укрепляют их силу. Движения рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются (этому способствует мышечная нагрузка на них).
· Дети учатся самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и др.
· Когда малыш вдавливает различные мелкие детали в пластилин, происходит развитие пинцетного хватания, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью.
· Для работы в технике пластилинотерапии важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, координации движений обеих рук.
· Рисуя пластилином, ребенок постепенно подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.
Таким образом, пластилинотерапия — это отличный способ сохранить психическое здоровье, а также способ развития речи и подготовки руки к письму.
Спасибо за внимание! Творческих успехов!