Семенова Ольга
Инклюзивное воспитание в детском саду. Индивидуальный подход к ребенку с РАС
▼ Скачать
Современное дошкольное образование не стоит на месте, кардинальные изменения, модернизация в ходе, которой развивается инклюзивная практика, всё больше детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут посещать наш детский сад. В ДОУ общеразвивающего, комбинированного и компенсирующего видов в среде обычных дошкольников имеют возможность учиться и развиваться все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности, дети с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Публикация «Инклюзивное воспитание в детском саду, Индивидуальный подход к ребенку с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Инклюзивное образование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Дети с таким расстройством аутистического спектра имеют искажённое психическое развитие, их психические функции развиваются не в русле социального взаимодействия и решения каких либо реальных жизненных задач, а как средство аутостимуляции. Кроме этого, имеющиеся у них способности в жизни практически никак не реализуются.
Отличить таких детей, порой может только специалист, при более длительном общении с таким ребёнком характеристики для данных детей становятся более явными.
Ребенок с РАС не может смотреть на другого человека или смотреть ему в глаза, поддерживая диалог. Кажется, он не замечает, что обращение собеседника адресовано ему. Иногда это происходит наоборот: ребенок может говорить на одну и ту же тему, не останавливаясь в речи и не обращая внимания на тот факт, что его собеседник потерял интерес к этому общению и пытается завершить разговор как можно скорее.
Рассматривая концепцию «инклюзивного образования и воспитания», мы понимаем обеспечение равного доступа к образовательному процессу для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. «Инклюзия» сама по себе означает доступное распространение учебной и развивающей информации каждому дошкольнику с помощью очень сложной образовательной программы развития, соответствующей их способностям.
Современная система дошкольного образования развитого демократического сообщества ориентирована на индивидуальные образовательные потребности личности. Адаптация детей к детскому саду с РАС, это не простой и очень сложный, постепенный путь, у рёбёнка могут возникать аффектные вспышки, неадекватное поведение, агрессия по отношению не только к детям, но и взрослым. Поэтому, я постаралась организовать индивидуально дозированное введение ребенка в ситуацию обучения в группе детей. В период адаптации ребенка, мною проведена предварительная кропотливая работа по установлению и развитию эмоционального контакта с ребенком, налаживанию его контактов с другими детьми группы, а также помощь в осмыслении всего, что происходит в группе. Кроме того, важно создать условия, обеспечивающие сенсорный и эмоциональный комфорт ребенка. Образовательную деятельность ребенка с РАС нужно организовывать с учетом его психофизических и личностных особенностей: Во-первых, важно постепенно вводить в жизнь ребенка что-либо новое и также постепенно увеличивать сложность предлагаемых игр или заданий. На первых этапах работы с такими детьми желательно предлагать им игры с жесткой последовательностью действий и четкими правилами, а не сюжетно-ролевые, где необходима диалоговая речь.
Во-вторых, надо дозировать индивидуальную образовательную нагрузку, учитывая темп и работоспособность ребенка.
В-третьих, организовать для ребенка особенно четкую и упорядоченную временно-пространственную структуру образовательной среды. Дети с РАС видят смысл какой-либо деятельности только тогда, когда она четко заранее запрограммирована: они должны знать, что делать в первую очередь, какую последовательность действий совершать, как закончить.
В методических рекомендациях, разработанных в рамках реализации Плана действий по обеспечению введения ФГОС ОВЗ, перед образовательной организацией, реализующей инклюзивную практику, ставятся следующие задачи:
- Обеспечение равных возможностей
- Создание благоприятных условий для развития
- Обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ
- Формирование социокультурной среды.
При воспитании детей РАС, воспитателю необходимо помнить, что доброжелательны профессиональный подход, может не только улучшить жизнь рёбёнка с аутизмом, но и их близких. Такой подход доказывает, что индивидуальная программа для ребёнка РАС в группе детского сада более эффективна.