Ольга Мельникова
Консультация для педагогов «Индивидуальный подход к детям во время НОД»
▼ Скачать + Заказать документы
Ученье есть индивидуальная деятельность детей.
Здесь каждый ребенок проделывает определенную
умственную или физическую работу индивидуально.
А. П. Усова
В детстве четко проявляются черты характера и темперамента, способностей и интересов личности ребенка. Нет детей с одинаковыми привычками и поведением, знаниями и умениями. Близнецы также отличаются друг от друга. Все дошкольники имеют разные уровни развития. Некоторые из них активны и быстры, другие пассивны и медленны. Есть уверенные в себе дети, но есть застенчивые.
Публикация «Консультация для педагогов „Индивидуальный подход к детям во время НОД“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
В соответствии с ФГОС среди принципов дошкольного образования выделяется также индивидуализация дошкольного образования, которое следует понимать как создание учебного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Одной из задач этого стандарта является создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастом и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творчества каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми и взрослыми.
В этом случае индивидуальный подход к детям просто необходим. Он необходим во всех видах деятельности детей в течение дня. Но особенно на занятии, потому что на нем организовано обучение и развитие.
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнавать его тоже во всех отношениях», - сказал К. Ушинский.
«Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно настроиться самому на тон этой струны» В. А. Сухомлинский.
Суть индивидуального подхода заключается в выборе средств педагогического воздействия на каждого ребенка индивидуально, с учетом всех его особенностей.
Подходить к ребенку индивидуально - это понять самого ребенка: что ему нравится, каковы его цели, что он может, что он не может делать вообще, чего он боится, что ему нравится, что ему не нравится. Таких вопросов много. Ребенок иногда представляет собой набор проблем, тесно переплетающихся друг с другом, которых он сам не может понять.
«Почувствовать ребенка» - важное качество, благодаря которому педагог становится профессионалом. Этот опыт появляется в общении с ребенком. И накопление такого опыта возможно, когда педагог в ребенке видит человека, личность.
В дополнение к специальному багажу знаний педагогу в этом деле пригодится - креативность, чуткость, способность анализировать и прогнозировать. Он должен знать и понимать воспитанников, быть рядом и на равных, быть мудрым и снисходительным. Итак, педагог должен знать «струны» всех детей и умело влиять на них.
Индивидуальный подход на НОД способствует раскрытию индивидуальности ребенка, которая находит выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания в проявлении инициативы, творчества. Этот подход помогает раскрывать индивидуальность каждого ребенка. Так тихие, закрытые, застенчивые, нерешительные, медленные дети на занятии становятся другими, если руководствоваться некоторыми правилами:
1. Дайте им более простые задания.
2. Спросите их не первыми, и то, что они знают лучше, и постепенно
переходите к новому более сложному материалу или повторить ответ.
3. Задайте наводящий вопрос.
4. Используйте напоминание.
5. Дайте время для ответа, не торопите с ответом, не прерывайте.
Педагогу необходимо помнить и об активных, с высоким уровнем развития:
1. Не спрашивать всегда только их.
2. Привлекать их к исправлению и уточнению ответов других детей.
3. Подбирать более сложные задания для них.
4. Предъявлять к ответам детей повышенные требования.
Вот общие требования, которые педагог может применять ко всем детям на занятии:
1. Подумайте о посадке детей (с учетом характеристик физического развития и поведения). Два возбудимых ребенка, сидящих рядом друг с другом, могут мешать не только друг в другу, но и всем остальными. Если рядом с легко отвлекающимся ребенком есть спокойный, уравновешенный сверстник, тогда первый ребенок ведет себя более организованно.
2. Щедро поощряйте. Робкого ребенка следует похвалить за усердие. Если ребенок упрям и не хочет следовать инструкциям (просьбе) педагога, лучше переключить его внимание на другой объект. Дети очень чувствительны к оценке взрослого. Во время занятия оценка активности всегда должна присутствовать индивидуально: «правильно провела линию, хорошо ответила на вопрос».
3. Сравнивайте результаты ребенка с его собственными достижениями, а не с другими детьми. Если малыш затрудняется держать карандаш правильно, тогда педагог помогает ему удерживать объект и ведет его за руку, а не ставит в пример других детей.
4. Развивать инициативу и самостоятельность. Всегда ясно, кто из детей более активен и кто долгое время занимается монотонной деятельностью. Задача воспитателя выбрать ту или иную игрушку, сыграть вместе, ввести ребенка в группу играющих детей, предложить роль в игре, тем самым создавая благоприятную доброжелательную обстановку.
5. Научите детей контролировать себя. Одобрение взрослым позитивных действий и неодобрение негативных, позволяют детям понять, как можно действовать, но как нельзя. В каждом случае педагог ищет причину неправильного поведения ребенка, пытается выяснить причину конфликта.
6. «Не вешать» этикетки на детей, например «он такой», «он ничего не знает» и т. Д.
7. Прервите попытки детей высмеять ответы других.
8. Научитесь правильно оценивать действия и результаты свои и товарищей.
9. Привлекать детей радоваться успехами своих сверстников.
10. Планируйте индивидуальный подход (например, кому лучше всего задавать вопрос).
Таким образом, индивидуальный подход, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс, оказывает положительное влияние на формирование характера, всестороннее развитие личности ребенка, способствует организации и воспитанию дружного детского коллектива.