Людмила Зарубина
Материал из опыта работы «Индивидуальный подход к творчеству наших воспитанников»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитанниками группы №3 в 2017-2018 учебном году являются 18 человек. Несмотря на то, что это старшая группа, «разброс» возраста детей более года. На данный момент, самому младшему из наших детей 5 лет 4 месяца, тогда как самым старшим детям 6 лет 6 месяцев. В связи с этим, уровень развития творческих способностей (в плане изодеятельности) очень разнится. Для одних детей работа с ножницами и создание композиции являются практически невыполнимыми самостоятельно, а для других – это ежедневная деятельность.
Публикация «Материал из опыта работы „Индивидуальный подход к творчеству наших воспитанников“» размещена в разделах
В то же время программа «Радуга» для старшего возраста предполагает работу с разными материалами, использование различных техник, составление алгоритма действий и т. п. При этом некоторым детям это дается легко, в то же время, другим требуется постоянная помощь и руководство.
В процессе работы и общения с детьми мы заметили, что дети несамостоятельные мало проявляют инициативу и редко сами садятся рисовать, лепить или делать аппликацию. Дети более самостоятельные регулярно делают поделки, любят рисовать, часто комбинируют материал, пытаются создавать сюжеты.
Также наблюдения показали, что в большинстве семей детям не разрешают использовать ножницы, у многих нет пластилина, а у некоторых даже красок. Это сказывается на творческой работе детей, выдавая их неопытность и безынициативность.
В связи с этим возникает необходимость «подтягивать» одних детей и развивать самостоятельность и инициативу у других. Это, в большей степени, достигается путем индивидуальной работы с детьми.
Для детей с низким уровнем художественного развития (а это дети более младшего возраста, мы проводим работу по овладению навыками работы с привычными материалами : гуашь, акварель, пластилин, карандаши, фломастеры. Этих детей мы учим комбинировать цвета, передавать форму предмета, работать с ножницами и клеем. Детям более развитым в художественном плане мы предлагаем более сложные формы работы : папье-маше, лепка из «холодного фарфора», выжигание по дереву, создание коллажа, аппликация из ткани и ниток.
Такие виды деятельности вызывают неподдельный интерес у детей, они сами предлагают, что хотят сделать. Радует то, что у детей развита фантазия, они не боятся выражать мысли и идеи.
Кроме этого, в группе в свободном для детей доступе находятся материалы для творчества (гуашь, акварель, пластилин, цветные и белые бумага и картон, ножницы, клей).
При этом мы никогда не указываем детям, что им нужно сделать, если только дети не просят совета. Часто мы показываем, как можно сделать или изобразить интересующий ребенка предмет, и лишь иногда делаем это за ребенка. Это касается, в основном, «слабых» детей. В своей работе мы допускаем и приветствуем проявление инициативы. Так, некоторые дети могут не до конца выполнить работу, пропустить какой-то этап. Другие же, наоборот, дополняют работу собственными элементами. И в том, и в другом случае мы не критикуем детей, а можем лишь предложить ребенку довести работу до конца, но не настаиваем.
Дополненные же работы мы хвалим, обращаем внимание на личный подход ребенка. В некоторых случаях это стимулирует и других детей.
В нашей группе дети с более развитыми творческими способностями посещают занятия кружка у руководителя изодеятельности Алины Игоревны. Другая часть детей занимается в кружке «Веселые фантазии». На этих занятиях дети учатся комбинировать различные материалы, сами определяют алгоритм работы, могут вносить изменения в объект.
Практика показывает, что во время индивидуальной работы дети становятся более раскрепощенными, чаще проявляют инициативу.
Радует то, что новые приемы дети часто начинают использовать в самостоятельной работе в свободное время. Некоторые обучают этим приемам других детей, совершенствуют свои навыки, пытаются их использовать в другой деятельности.
Недоумение вызывает отношение некоторых родителей к творчеству собственных детей. Многие из них ограничивают детей в использовании материалов (красок, пластилина, клея, ножниц, некоторые не интересуются творческими успехами своих детей, а есть и те, кто очень критично относится к детским работам, называя их «мазней» или «калякой-малякой». В связи с этим, мы регулярно рассказываем родителям как творчески развитых, так и «отстающих» детей об их успехах, говорим, на что надо обратить внимание. Заинтересованные родители прислушиваются к нам, но таких меньшинство. Из этого можно сделать вывод, что творческое развитие ребенка не слишком волнует родителей.