Акматова Айнура Асанкуловна
Из опыта работы «Индивидуальный творческий подход к отдельно взятому ребенку»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальный творческий подход, к отдельно взятому ребенку в ДОУ, в современной образовательной системе — явление общепринятое. Но, что дает творческий подход со стороны воспитателя к ребенку? На мой взгляд, такого рода действие, помогает воспитаннику, научится самостоятельно определять, насколько он готов проявить энтузиазм и в каких случаях. И это далеко не всегда зависит от степени умения и способностей ребенка. К примеру, большая часть моих воспитанников отлично рисуют для своего возраста, хорошо лепят и конструируют, но это вовсе не значит, что они с энтузиазмом воспринимают каждое задание, связанное с этими видами деятельности. Моя задача, как воспитателя увидеть в каждом ребенке, творческую личность, поэтому считаю - почему бы не предоставить ребенку самому решать, когда он хочет проявить себя в полной мере, показать свои таланты во всем блеске, а когда — просто сделать очередную поделку, потому что «так надо». Ребенок с самого детства должен, учится расставлять приоритеты. Задания бывают обязательные и дополнительные, и он сам вправе решать, что именно делать и как. Мотивом деятельности, каждого отдельно взятого ребенка, является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть скрытые возможности каждого. Подробно, хотела бы остановиться на коллективном творчестве детей.
Публикация «Из опыта работы „Индивидуальный творческий подход к отдельно взятому ребенку“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2019
Существует несколько видов организации коллективного творчества детей. Я, остановлюсь на двух видах.
Коллективные работы первого вида предполагают, что на занятии все дети выполняют одинаковую работу. Вполне естественно, когда индивидуальные занятия с детьми переходят в коллективные. Очень важно непременно использовать эту нравственную установку. Всё это порождает и развивает чувство братства, единения, сопереживания. Эмоционально-ценностный материал на таких занятиях развивает один из основных признаков менталитета русского человека – соборность, которая является коренной основой русской народной культуры.
Второй вид коллективной работы, на котором, хочу акцентировать свое внимание, скорее предназначен для повышения самооценки отдельно взятого ребёнка, положительного отношения к себе, утверждения веры в свои силы и возможности не потеряться на фоне более успешных товарищей. Безусловно, отказывать ребенку в помощи и поддержке нельзя, особенно если он нервничает и переживает, что не справится самостоятельно. Но помощь бывает разной. К примеру, от воспитателя, однозначно стоит:
- помочь ребенку найти подходящие средства для воплощения его замысла: подобрать материал для поделки;
- посоветовать, какими именно средствами можно воплотить идею, возникшую у ребенка: дать инструкцию;
- если ребенок слишком переживает, постараться успокоить его, особенно это важно с в отношении «юных перфекционистов», которые стремятся, быть лучшими во всем и предложить помощь другого ребенка, который более «самодостаточен» и спокойно реагирует в выполнении творческих заданий.
Сегодня вашему вниманию представляю творческую работу «За окошком снегири», выполненную двумя воспитанниками – Викторией и Алексеем.
Желание изготовить свою композицию, которая украшала бы групповую комнату, у Алеши было велико, однако на мои уговоры, приступить к деятельности со мной, не очень хотел, в виду отсутствия собственного замысла поделки. Мои же предложения, принимал без особого энтузиазма. Пока, я разрабатывала план, как уговорить ребенка, вмешался случай – Виктория, большая любительница окружающего мира, придя в детский сад, с самого утра рассказывала деткам, как она наблюдала снегирей за окном своей квартиры. Ее рассказ, очень вдохновил Алексея, вступив с ней в диалог, наперебой стал рассказывать о своих наблюдениях в живой природе. Наблюдая за детьми и слушая их рассказы, я приняла решение, использовать «удобный» для меня момент и пригласила их отразить яркие впечатления увиденного в художественном творчестве. Алексей, отозвался первым и пожелал, чтобы компанию ему составила Виктория. Виктория любезно согласилась, напротив, с большим желанием и рвением приступила к творческому замыслу. Ребята изготовили данную композицию в смешанной технике с использованием бросового материала. Работа, была выполнена на одном дыхании, в процессе ее изготовления дети продолжали свою теплую беседу, я же у них выступила в роли подмастерья (кстати, очень понравилось).
Композиция выполнена на отлично и вызвала шквал аплодисментов у сверстников, они по достоинству оценили творческие способности Виктории и Алексея.
Для Алексея это первая победа!
Перебороть свои страхи и вера в самого себя дорого стоит, ведь все эти качества создают положительную мотивацию для дальнейшего развития ребенка! Если педагог достаточно умен и опытен, он ВСЕГДА отметит старания воспитанника, несмотря на недочеты, которые кажутся ему очевидными. Делая вывод проведенной работы, не только в отношении на примере этого ребенка, хочу особенно отметить: коллективные работы сплачивают детей, настраивают на взаимопонимание и согласованность действий, вырабатывают готовность к взаимопомощи, формируют интерес и сопричастность. В таких мини-коллективных работах, каждый ребенок находит то место, где раскрываются его сильные стороны и незаметными оказываются слабости и неумение, что очень важно для психологического здоровья ребёнка и создания атмосферы доброжелательности.